Занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

08.12.2025

Задачи:

  • Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
  • Упражнять в подборе антонимов и синонимов.
  • Учить отвечать на вопросы полными ответами.
  • Формировать навыки фонематического восприятия.
  • Развивать и совершенствовать все стороны устной речи (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце (веселое и грустное) с лучиками, картинки, бумажные ворота, замок, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с гостями, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом!

Ребята, я вижу, что не у всех еще язычки проснулись, давайте поможем им проснуться.

- Артикуляционная гимнастика «Часики»

Воспитатель: – Ребята, перед тем как начать выполнять задание давайте сделаем гимнастику для наших язычков.

Улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так!

Воспитатель: сегодня мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

А что такое фантазия? (фантазия - наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

Итак, отправляемся в город Красивой речи. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть

Воспитатель: вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. (Показ бумажных ворот) – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А помогут нам «вежливые слова». Я буду давать вам мяч, а вы возвращаете его мне, называя одно «вежливое, доброе слово».

Игра «Добрые слова»

Итак, ребята, мы назвали слова приветствия (здравствуйте, привет, доброе утро), слова благодарности (спасибо, пожалуйста), извинения (простите, извините), прощания (до свидания, прощайте, спокойной ночи). Не забывайте везде и всегда говорить слова благодарности:

Спасибо маме за заботу и папе за его работу,
Сестре и брату за компанию и бабушке за понимание.
Спасибо всем учителям, и воспитателям и няням,
Спасибо, что гордятся нами и добрым учат нас делам.

Воспитатель: Замок, мы открыли, молодцы!

Ой, ребята, а здесь письмо!

«Дорогие любимые наши ребята, пишут вам жители сказочного города Красивой речи помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город: все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите расколдовать нам наш город!»

Воспитатель: нужно помочь жителям этого города. Поможем? - Да.

Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались? Это… солнце.

Воспитатель: только почему-то оно грустное? Ой, ребята, у солнца нет лучиков. (На доске солнце)

Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе и вернем солнышку!

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку)

1 задание. Дидактическая игра: «Скажи ласково»

Воспитатель: ребята, что такое семья? (родные и близкие).

Кого мы имеем в виду, когда говорим «наши родные»? (мама, папа и т.д.)

В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят, уважают.

Как можно назвать ласково маму?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

  • Мама – мамочка, мамулечка, маменька
  • Папа – папочка, папулечка, папенька
  • Дочь — доченька, дочурка
  • Сын – сынок, сыночек, сынулечка.
  • Дед – дедушка, дедуля
  • Баба – бабушка, бабулечка
  • Сестра – сестрёнка
  • Брат – братик, братишка
  • Внук – внучок
  • Внучка – внученька

Воспитатель подводит итог: замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. И посмотрите вот и появился первый лучик солнышка
Продолжаем дальше играть

2 задание. Игра «Назови одним словом»

  • груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
  • помидор, огурец,морковь,капуста (овощи)
  • понедельник, среда, пятница, воскресенье (дни недели)
  • диван, стул, шкаф, стол (мебель)
  • пирамидка, кукла,машинка, мячик (игрушки)
  • клубника, малина, смородина, крыжовник (ягоды)
  • утро, ночь, день, вечер (части суток)
  • кошка, собака, корова, свинья (животные)
  • 1, 6, 9, 5, 7, 2 (цифры)
  • а, п, у, к, т, о, и (звуки)
  • повар, шофер, парикмахер, учитель (профессии)

Вот и второй лучик мы нашли.

3. Д/И «Четвертый лишний»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Следующее задание мы с вами поиграем в игру, которое называется «Четвертый лишний» у вас на столах лежат карточки с изображением на ней предметов, вы должны зачеркнуть лишний предмет.

  • 1 карточка. Яблоко, помидор, груша, апельсин.
  • 2 карточка Сапоги, кроссовки, сандалии, панама.
  • 3 карточка Кресло, шкаф, стул, рубашка.
  • 4 карточка Заяц, собака, котенок, корова.
  • 5 карточка Машинка, мяч, апельсин, кукла.
  • 6 карточка Волк, котенок, лиса, медведь.

(Смотрите вот и появился третий лучик)

Физминутка «Дни недели»

В понедельник я купался. Изображаем плавание.
А во вторник – рисовал. Изображаем рисование.
В среду долго умывался, Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.
Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.
А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки
Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.

4 задание

Я буду читать вам предложения, а вы внимательно слушайте - все ли слова я буду правильно говорить. Если какое-то слово я произнесу неправильно, то вы должны исправить ошибку. (Дети четко называют первый звук каждого неправильного слова):

  • Над цветком кружит и жужжит зук. (Жу-жу-жу- я с ежами не дружу)
  • Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку. (Ша-ша-ша - уложили малыша)
  • В обед вся наша семья собирается за большим штолом. (Со-со-со- поломалось колесо)
  • Перед обедом обязательно вымой луки (Ру-ру-ру –мышка спряталась в нору).

(Чистоговорки сопровождаются объяснениями артикуляции звуков (ж), (ш), (с), (р).)

Четвертый Лучик мы нашли.

5 задание. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Ребята, вам необходимо называть противоположность тем словам, которые я вам буду называть.

  • День – ночь
  • Сахар – соль
  • Чистота – грязь
  • Зима – лето
  • Потолок – пол
  • узкий – широкий
  • длинный – короткий
  • сильный – слабый
  • веселый – грустный
  • высокий – низкий
  • Смеяться – плакать
  • Закрыть – открыть
  • Надевать – снимать

Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с этим заданием, и появился еще один лучик.

Ребята, следующее задание называется «Из какой сказки?»

Послушайте загадку:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пышный хвост – краса
Кто это? (ответ детей)

Воспитатель: Назовите сказки в которых присутствует лиса. (ответ детей) (Лиса и петух, Заюшкина избушка, Лиса Алиса и котофей Иванович, колобок, теремок, лисичка со скалочкой и т.д.)

Воспитатель: Ну что ж сказки о лисе вы знаете, а теперь вспомните, какие стихи, присказки и песенки в сказках озвучивает лиса (Ответы детей)

  • «Битый не битого везет»;
  • «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»;
  • «Ах, какая хорошая песенка, только слышу я плохо,
    Сядь ко мне на носок да пропой еще разок»;
  • «Петушок, петушок, золотой гребешок выгляни в окошко дам тебе горошка».

Воспитатель: Молодцы, как хорошо вы знаете сказки.

Воспитатель: Ребята, вот и появился еще один лучик, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно? (светлое, лучистое, доброе, милое, желтое, веселое и т.д.)

А теперь представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все.

Итог

Воспитатель: молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо!»

А нам пора возвращаться в детский сад, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

- Ребята, вам понравилось?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно? и т.д.


aid: 710260