Целенаправленное внедрение новых технологий как способность эффективного профессионального развития
Если вы хотите стать на путь инноваций,
то вы должны быть способны на интуитивные суждения
Фредерик Смит
Современное образование обеспечивает конкурентоспособность человека на рынке труда в течение активного периода жизни. Один из важных факторов ее достижения – создание инновационной системы образования, ориентированной на воспитание инновационного человека, способного к творческой деятельности, направленной на получение новых знаний в интересах развития общества.
Учебно-воспитательный процесс немыслим без инноваций. Это и новые технические средства, новые программы, методики обучения. Современная школа дитя научно-технического прогресса. При всем разнообразии методик
инновационные школы ставят перед собой одну общую задачу. Помочь ребенку стать самим собой и найти свое предназначение в жизни[9].
Современная школа многого требует от педагога – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности. В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности»[6].
М.В.Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [5].
Авторы работ по педагогической инноватике В.А.Сластенин, М.С.Бургин, В.И.Загвязинский, С.Д.Поляков, В.М.Полонский, М.М.Поташник, Н.Р.Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое [1].
Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образовательного учреждения по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении,педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.
Использование инновационных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности педагога. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому так много трудовученых посвящено рассмотрению данной проблемы.
На современном этапе право и возможность каждого преподавателя, учителя предметника творить, искать, обновлять содержание и методику обучения, вести научно-теоретические и опытно-экспериментальные исследования закреплены в официальных документах, касающихся системы образования, одним из которых является Концепция инновационной политики Республики. Исходя из этого, особое внимание в рамках обозначенной проблемы следует уделить рассмотрению сущности и структуры как непосредственно педагогической инновации, так и инновационной деятельности педагога [7].
Инновационность педагогического процесса в образовательном учреждении заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих эффективному профессиональному развитию.
В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов.
МОУ «Учебно-профориентационный центр» г. Тирасполя (далее в тексте МОУ «УПЦ»)не остается в стороне и выделяет:
- рассмотрение влияния инновационных технологий на прогнозирование повышения профессионального развития педагогов недостаточно изучено на настоящий момент времени, и данное исследование является новым направлением;
- непродолжительный период применения инновационных технологий в практике педагогов.
Педагогические инновации обеспечивают динамику личностно-профессионального развития преподавателей если:
- в процессе инновационной деятельности преподавателем интегрируются её операциональные, содержательные и личностные компоненты;
- педагогом осуществляется опора на рефлексию как механизм образования, позволяющий ему стать субъектом собственной деятельности;
- выбор инновационных технологий связан с достаточным для этого выбора уровнем методологической культуры педагога-новатора.
МОУ «УПЦ» г. Тирасполя входим в рынок образовательных услуг и приводит в соответствие с общепринятыми во всей Республике требованиями учебные планы и образовательные программы. Успешно выполняет реализацию программ: профессиональной подготовки по разным востребованным направлениям, дополнительные образовательные программы, «Профориентация», «Спецкурсы профориентационной направленности», «Основы предпринимательства».
Программы специальных курсов включают профориентацию, учащиеся получают интересующие их знания и пробуют применить их на практике. В деятельности МОУ «УПЦ» применяются различные образовательные технологии: развивающие, личностно-ориентированные, модульного обучения, однако инновационными являются: квест- и кейс-технологии, дебаты, учебные проекты, технологические карты, содействующие:
- развитию индивидуальных творческих способностей и креативности субъектов учебного процесса;
- осознанному подходу к профессиональному саморазвитию;
- владению медиа-технологиями, разработкой и продвижением индивидуальных сайтов, сетевому взаимодействию;
- нацеленности на профессиональную педагогическую карьеру;
- общему уровню квалификации и научного опыта в своей области.
Учитывается фактор профориентационной направленности каждого курса, предусматривается время на выполнение творческого проекта как индивидуального так и группового, как рекламного так и социального и его защиту на итоговых занятиях нашими учащимися. Так же в рамках подготовки учащихся к защите учебных проектов, занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, учащиеся приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования, приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни.
Научить учащихся максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своего образовательного маршрута, создать в образовательном учреждении условия для его активности и творчества.
Залог успешного обучения – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Поэтому преподаватели МОУ «УПЦ» делают все возможное, чтобы развивать творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах, проектах, фестивалях и исследовательских работах:
С целью накопления информации разработаны «Портфолио» в 10-11 классах, «Карта индивидуального творческого маршрута ученика 8-9 класса», где отображаются параметры учебного успеха ученика на протяжении всего обучения в МОУ «УПЦ».
Главная цель обучения развивать у учащихся мотивацию, научить максимально использовать различные ресурсы для построения своего образовательного маршрута, создать в образовательном учреждении условия для его активности и творчества.
В настоящее время - это является инновационной составляющей, без которой нельзя представить деятельность современного образовательного процесса. В ходе анкетирования преподаватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, педагогов-практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы называли наличие достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.
Поэтому предстоит масштабная работа по достижению значимых результатов в данном направлении деятельности педагогического коллектива.
Итак, анализ теоретических и методических работ, посвященных инновационной деятельности, позволяет раскрыть закономерности и принципы организации данной деятельности, определить цели инновационной деятельности, которые заключаются в следующем:
- Позиционирование центра как инновационное образовательное учреждение, востребованное и конкурентоспособное на рынке образовательных услуг.
- Переход на качественно новый уровень подготовки специалиста, готового к реализации новых стандартов образования в условиях современной информационной реальности.
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является:
- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
- лидерская позиция учебно-профориентационного центра на рынке образовательных услуг;
- создание позитивного имиджа учебного заведения.
Учитывая, что в системе методической работы преподаватель сегодня является главным субъектом педагогического процесса, в образовательном учреждении осуществляется работа по формированию «Портфолио преподавателя», в котором фиксируются достижения педагогов в учебной, творческой, методической и инновационной деятельности.
Профессионализм преподавательского состава МОУ «УПЦ» получил распространение на различных уровнях. Педагоги учреждения неоднократно принимали активное участие в Республиканских научно-практических конференциях проводимых ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации», городских педагогических и покровских чтениях, были участниками Международных конференций в ПГУ им. Т.Г.Шевченко.
Принимают активное участие в международных проектах, которые дают возможность использования современных инновационных технологий и цифровых предметно-методических материалов, участие в рамках проекта развивают профессионально-личностные компетенции педагогов. Опыт работы преподавателей получил распространение на страницах научной печати Приднестровья и Российской Федерации:
1. Всероссийский «Фестиваль педагогический идей», Издательский дом «Первое сентября» участие в конкурсах, вебинарах, медианарах на тему современные образовательные технологии в преподавании спецдисциплин и педагогические инновации, представление исследовательских работ учащихся.
2. Международный смотр-конкурс «Лучшая предметно-развивающая среда», долгосрочный, широкомасштабный, проект «Учись и работай в Приднестровье», презентация практико-ориентированных лабораторий.
3. Международный проект «Мега-Талант», дистанционные олимпиады и конкурсы для учащихся «Уча других, учимся сами» и педагогов «Профессиональная гордость».
4. Сеть образовательных сайтов «Учительский сайт», проект «Инфоурок», методические разработки педагогов по применению современных образовательных педагогических технологий на занятиях по спецкурсам профориентационной направленности.
5. XII Международный смотр-конкурс городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Новации в системе общего образования», творческий проект «Профориентир Приднестровья».
Участие педагогов в мероприятиях различного уровня и публикация работ в печатном издании дает возможность повысить профессиональный статус, заставляет совершенствовать свою работу, использовать перспективные педагогические технологии.
Информация о печатных работах педагогов МОУ «УПЦ»
Таблица № 1
Место публикации |
Название публикации |
Сборник материалов IV Международной очно-заочной научной конференции «Форум молодых учёных Мир без границ», Донецк, 2019 г. |
Статья: «Православные традиции в контексте профессионального самоопределении личности» |
Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», Педагогический портал «Солнечный свет», 24.07.2019 г. |
Статья: «Профессиональная проба как способ выбора будущего» |
Всероссийский «Сборник методических разработок и педагогических идей», часть III. «Урок РФ», Декабрь 2019 г. |
Конспект урока по теме «3-D моделирование» |
Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Педагогические конкурсы», март, 2020 г. |
Конспект открытого урока: «Экскурс в профессии вкуса» |
Сборник «Педагогика: опыт и практика», 31.03.2020 г. |
Статья: «Положение о проектной деятельности учащихся 8-9 классов по выполнению итогового проекта «Гид по Приднестровью» |
Педагогическое сообщество «Урок. РФ», «Сборник методических разработок и педагогических идей», часть V, 3.06.20г. |
Методическая разработка урока-практикума: «Предпринимательство как вид деятельности» |
Благодаря внедрению информационных технологий в педагогическую профессиональную деятельность, преподаватели активно раздвигают границы своего кругозора, развивают способы обмена информацией посредством электронной почты, участия в обсуждении проблем на педагогических форумах и индивидуальных сайтах.
Сегодня современный педагог испытывает потребность в профессиональном общении, в демонстрации своего профессионализма, консультации с разными специалистами с целью своего личностного и профессионального роста.
Применяемые в МОУ «УПЦ» современные образовательные технологии: проблемного и проектного обучения, квест- и кейс технологии, являющиеся для центра инновационными войдут в активный педагогический арсенал наших педагогов.
Литература
- Астралинова Л.Б. Применение образовательных технологий в учебном процессе // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 465-468.
- Ангеловски К. Учителя и инновации / Пер. с македонского.- М.: Просвещение, 1991. 156 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько. — М., 1995.
- Зарипов Р.Н., Кочнев А.М., Шагеева Ф.Т. Инновационные образовательные технологии. Казань: КГТУ, 2005. 63 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. Спб: Питер, 2000. 608 с.
- Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб.пособие / Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
- Крысанова О. Инновационная активность как компетенция современного учителя // Высшее образование в России. 2008. № 12. – С. 145–148.
- Снопкова Е.Н. Педагогические системы и технологии: учебное пособие.- Изд. 2-е, испр. – Могилев: МГУ имени А.А.Кулешова, 2013. с.216.
- Полонский В.М. Инновации в образовании (Методологический анализ) /Полонский В.М. // Инновации в образовании. – 2007. -№2. -С. 8-14.