Начальное формирование системы химических знаний обучающихся путем решения химических уравнений
Современный уровень развития химии требует от учеников умения быстро ориентироваться при выполнении заданий на государственном экзамене. При этом очень часто элементарное незнание формул и названий химических соединений приводит к потере времени при ответе на вопрос. Учащиеся начинают думать, вспоминать название и формулу того или иного вещества. В результате из-за дефицита времени снижается качество экзаменационного ответа.
Улучшить показатели экзамена по химии можно, исключив ошибки элементарного характера. Источник данной проблемы кроется в разрыве между знаниями формул основных классов химических соединений и процессами, протекающими при химическом взаимодействии. Обучающиеся не могут связать химическую реакцию с её элементарной моделью, то есть химическим уравнением. Эти два понятия существуют в их сознании изолированно. Для формирования этой связи необходимо правильно записывать уравнения реакций с коэффициентами, названия химических процессов, реагентов и продуктов. Только уделив достаточно времени написанию химических уравнений, можно переходить к изучению химических свойств, реакций получения и т.д.
Возникает вопрос: не проще ли выучить названия и формулы веществ отдельно, химические процессы отдельно, а затем всё совместить? Элементарная логика в данном случае не работает. Химическое уравнение даёт комплексное понимание формул и названий химических процессов, вырабатывается определенный «автоматизм» понятия символов веществ и реакций.
Расставляя коэффициенты реакций, обучающиеся наглядно воспринимают понятие «количество вещества» и, таким образом, готовятся к решению задач.
При записи уравнений даются названия всех химических веществ, тип реакции, особенности и условия её протекания. На уроке в классе учитель показывает пример написания уравнения, но основная работа обучающегося происходит самостоятельно. Я предлагаю следующую методику обучения: изучая тему урока по учебнику и конспекту, учащиеся выписывают в отдельную тетрадь все химические формулы. Затем, используя дополнительную литературу и сетевые ресурсы, они пишут максимальное количество реакций с изучаемыми веществами. После 1-2 месяцев такого самообразования у практически любого обучающегося возникает способность быстро записывать реакции, уравнивать их и запоминать формулы и названия химических веществ.
Такой достаточно простой способ формирует основу для правильного восприятия химических знаний и позволяет избежать элементарных ошибок на государственном экзамене. Если же обучающийся не сдаёт экзамен по химии, то его способность записывать химические уравнения всё равно найдет применение в дальнейшем. Решая химические уравнения, он получает наглядные примеры логических построений, что способствует всестороннему развитию его личности и формированию научного мышления.