Занятие по курсу «Изобразительное искусство» для учащихся 6–9 лет на тему «Мезенская роспись»
Скачать презентацию (1.30 МБ)
Пояснительная записка
Занятие разработано на основе образовательных программ дополнительного образования детей «Волшебная кисточка» по курсу изобразительное искусство, для обучающихся 6-9 лет. Данная разработка направлена на формирование любви к народному творчеству, к своей Родине.
«Родина подобна огромному дереву, на котором не
сосчитать листьев, и все что мы делаем доброго,
прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет
корни…Корни, питают дерево, связывают его с
землей, корни – это то, чем мы жили вчера, год
назад, сто тысяч лет назад. Это наша история. Это
наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо
живущие рядом с нами, в степных каменных бабах,
резных наличниках, в деревянных игрушках и
диковинных храмах, в удивительных песнях и
сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и
борцов за народное дело…
Человеку важно знать свои корни – отдельному
человеку, семье, народу – тогда воздух, которым
мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет
взрастившая нас земля и легче будет
почувствовать назначение и смысл человеческой
жизни.
Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни
оценить по достоинству настоящего, дерево Родины
– одно целое: земная крона и корни, глубоко
уходящие в землю».
В.М. Песков «Дороги и тропы».
Обучение изобразительному искусству – процесс многогранный, кропотливый и длительный. Одной из задач освоения языка искусства является развитие основ стилизованного рисунка и кладезем, которого являются техники народных промыслов, которые складывались не одно тысячелетие. В арсенале педагогов находится множество приемов и способов осуществления образовательных процессов, одним из которых, является знакомство с языком и техникой Мезенской росписи.
Цель разработки: ввести обучающихся в мир истории нашей необъятной Родины, используя, технику, образы и язык с последующим воплощением их в творческих работах.
Данная методическая разработка состоит из плана-конспекта занятия, учебно-методического комплекса (презентация темы «Мезенская роспись», наглядные таблицы по теме).
Обучающий аспект: обучить технике Мезенской росписи, для создания стилизованной композиции.
Воспитывающий аспект: подборка материалов для наглядных пособий направлены воспитывать:
- чувство гордости за свою страну;
- чувство собственной причастности к народной культуре;
- уважительное отношение к наследию своей страны.
Развивающий аспект: развитие внимания, образного мышления, творческого воображения, обогащения нравственного опыта, развитие моторики рук.
Теоретическое обоснование темы
Приобщение ребенка к образцам народных
промыслов, воспитывает в нем бережное отношение
к народному творчеству прошлого, дает основу для
творческого развития в будущем.
Предельная простота изобразительных средств,
художественное не многословие «рисунка»
Мезенской росписи, отличает ее от других
известных народных промыслов. Она таинственна и
архаична. Орнаменты имеют скупую,
примитивно-условную форму. Мастер (художник)
выстраивает узор сообразно внутреннему настрою
и отношению предмету или его будущим владельцам.
Тем не менее, подчиняясь строгим правилам
орнамента и каноническим значениям символов. Сам
принцип построения «рисунка» росписи дает
огромную возможность педагогу для формирования
навыков мелкой моторики рук у воспитанников.
Узоры Мезенской росписи просты и лаконичны,
каждый элемент имеет свой смысл. «Рисунками»
Мезенской росписи можно написать целое
сочинение, передать знаками какое-то
послание. Зная их расшифровку, можно прочитать
каждую работу.
План-конспект занятия
Курс – изобразительное искусство.
Группа: 3-ий год обучения кружка «Волшебная кисточка», 6-7 лет.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: творческая мастерская.
Цель: создание творческой композиции в технике Мезенской росписи.
Задачи:
- научить выполнять сложные символические композиции, используя технику Мезенской росписи;
- познакомить с одной из техник народного промысла нашей страны – Мезенской росписью;
- развивать образное и конструктивное мышление;
- воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
План занятия
1. Подготовка к занятию. Организация
внимания. (3 мин.)
2. Постановка цели, выделение дидактических задач
занятия. (3 мин.)
3. Презентация темы «Мезенская роспись» (9 мин.)
– История возникновения росписи.
– Символические изображения – земли, воды,
ветра, воздуха, огня.
– Изображение животных – коней, оленей, птиц
– Изделия, украшенные росписью.
4. Знакомство с техникой Мезенской росписи (5 мин.)
5. Практическая часть занятия: выполнение
творческой работы с и пользованием техники
Мезенской росписи (20 мин.)
6. Подведение итогов и анализ занятия (5 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Подготовка к занятию. Организация внимания
Приветствие педагога, концентрация внимания.
2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия
Педагог объявляет тему занятия: «Мезенская
роспись».
Мы с вами сегодня познакомимся с одним из
удивительных и таинственных народных промыслов
нашей страны – Мезенской росписью.
3. Презентация темы: «Мезенская роспись». История возникновения росписи
На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь. Особенно выделялись изделия, расписанные в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу реки Мезени. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название – Мезенская роспись. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. (Слайд 1)

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица – находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой – тиской, пером глухаря или тетерева, также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что стали применять кисти.
Символические изображения мезенской росписи
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня,
неба, других стихий известны нам еще с наскальных
рисунков и являются видом древнего письма,
передающим традиции народов Севера России. Так,
например изображение коня в традиции народов,
издревле населявших эту местность,
символизирует восход солнца, а изображение утки
– это порядок вещей, она уносит солнце в
подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской
росписью, имеют только два цвета – красный и
черный.
Необычайность и глубина символов мезенской
росписи лежат в мифологическом мировоззрении
народов древнего севера это многоярусность. Три
яруса – три мира (нижний, средний и верхний или
подземный, наземный и небесный). В мезенской
росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и
кони. Верхний ярус – птицы. Образ коня у народов
русского севера это еще и оберег (конь на крыше), а
так же символ солнца, плодородия, источник
жизненных благ. (Слайд 2)
Земля. Земля изображалась прямой линией или квадратом.
Вода. Вода изображалась волнистой
линией, косой полосой.
При соединении прямой линии и волнистой
получалось изображение мокрой земли. При
соединении волнистой и косой линий – дождь, небо
с облаками.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи или завитки, во множестве разбросанные по орнаментам мезенской росписи означают воздух, ветер – один из первоэлементов природы.
Огонь. Энергия очищения, преображения, вдохновения. У наших предков символизировал как созидающую, так и разрушительную силу. Огонь изображался в виде всевозможных спиралей.
Изображение животных – коней, олене, птиц
Конь символизирует богатство домашнего очага,
символ семейного счастья, большой и дружной
семьи. В мезенской росписи конь изображался
очень условно и обобщенно. Тонкие ноги коня
давали впечатление быстрого бега.
Олень для русского крестьянина был символом
зарождением всего нового и также знаком
дождя. Его изображали также как и коня, но вместо
гривы рисовались ветвистые рога.
Птица символизирует тепло. Свет, сулит урожай,
богатство. Птица выполнялась одним мазком с
добавлением штрихов – перьев. (Слайд 3)
Изделия, украшенные росписью
Мастера мезенской росписи расписывали изделия быта это – прялки, короба, шкатулки, тарелки, разделочные доски, туески, утицы (ковши), шкатулки, миски…

4. Знакомство с техникой Мезенской росписи
Материалом для росписи являлись краски –
черного и красного (кирпичного) цветов.
Инструментом – круглые кисти – тонкие и средние.
Приступаем к выполнению мезенского орнамента. На
листе бумаги с помощью линейки и карандаша
размечаем полоски с квадратами, которые
обводим красной краской, как можно аккуратнее,
чтобы были ровные, четкие границы. У нас
получились, Мезенские поля – земля. Теперь
приступаем к внутренней прорисовке, берем более
тонкую кисточку, черную краску и осторожно
вписываем в клетки узоры, как на рисунках…

Эти орнаменты в мезенской росписи служат границами между ярусами на изделии. Такие квадраты являются символами земли. Их располагаю в нижней или центральной части изделия.
Также в мезенской росписи есть орнамент-треугольник. Он обозначает и землю, и воду, и воздух. Для выполнения этого орнамента вычерчиваем полосу и вписываем в нее треугольники (при помощи линейки и карандаша), так же обводим их красным цветом.
Воздух изображался так же в полосе.
На этом рисунке представлены все способы изображения воздуха, с изображением воды в мезенских узорах выполнялась в полосе с косыми линиями (красный цвет) которые заполнялись волнистыми линиями, кружочками, спиральками (черный цвет) и т. д. (Слайд 4)

Очень необычно и красиво изображались деревья и цветы. (Слайд 5)

Важным элементом мезенского узора были птицы. Это были гуси, утки. Лебеди, также могли быть сказочные жар-птицы. Птицы всегда были символом стихии воздуха. Гуси, утки, лебеди так же несли в себе символ воды. Жар-птица – символ огня. Также в символику птиц вкладывался смысл оберега. Птицы тоже изображались двумя цветами – красным и черным. Последовательность изображения птиц представлена на схемах. (Слайд 6)

Теперь мы познакомимся с традиционным изображением животных мезенской росписи. Это изображение коней и оленей, изображение которых для мастеров Мезена всегда были самыми любимыми. Последовательность изображения коней и оленей (Слайд 7)


Мы рассмотрели основные элементы изображения узоров мезенского промысла, теперь можно использовать их для составления своей композиции.
5. Практическая работа
Составление орнамента с использованием
изображения коня (оленя) в технике мезенской
росписи. (Слайды 8, 9, 10,11,12)
После выполнения задания дети
«расшифровывают» свою творческую работу.
6. Подведение итогов и анализ занятия
Выставка работ учащихся.
Обсуждение работ и выявление лучших.
Используемая литература.
- Дорожин Ю.Г., Мезенская роспись. Учебное пособие для детей. – Издательство-Синтез. – Москва, 2008.
- Карташев Н.Н., Школьная валеология. Учебное пособие для студентов педуниверситетов. – Волгоград, Перемена, 1997.
- Сериков В.В. Общая педагогика, Перемена. - Волгоград,2004.
- Постникова Н.В., Мезенская роспись. Учебно-методическое пособие. – ФБГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», – Ижевск, 2011.
Наглядные материалы.
- Мультимедийная презентация по теме «Мезенская роспись».
- Наглядные таблицы по теме «Мезенская роспись».
Оборудование, материалы и инструменты: столы, стулья, ТСО.
Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, акварельные краски.