Сценарий урока музыки в 5-м классе по теме «Искусства различны, тема едина»

24.11.2014
Тема Содержание Характеристика видов деятельности
Искусства различны, тема едина Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства.

Тема как фактор объединения разных видов искусства.

Сравнение художественных произведений, представленных в § 4, с точки зрения сходства их образов и настроений.

1. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Выявить связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

3.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме.

Задачи урока:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста;
  • формирование вокально-хоровых умений.
Содержание урока
Художественный материал Песенный репертуар
Музыка (cлушание) Поэзия Живопись Урочный (пение) Дополнительный (пение)
П.Чайковский Октябрь. Осенняя песнь.

Из фортепианного цикла “Времена года” (слушание);

Р.Шуман

Первая утрата.

Из фортепианного цикла “Альбом для юношества”

А.Толстой

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...

И.Левитан.

Осенний день.

Сокольники

И.Бродский Опавшие листья

И.Гайдн, русский текст П.Синявского. мы дружим с музыкой Где музыка берёт начало

Стихи Ю.Энтина,

Музыка Е.Крылатова

 

Результаты освоения содержания материала на уроке
Личностные Метапредметные Предметные
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном

отношении к музыке

размышление о взаимосвязи музыки с жизнью и другими видами искусства умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке
наличие определенного уровня развития общих

музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное

мышление, творческое воображение

использование разных источников информации знание имен композиторов-П. Чайковский,

Р. Шуман

формирование навыков самостоятельной,

целенаправленной, содержательной

музыкально-учебной деятельности

применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач проявление навыков вокально-хоровой деятельности

УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-С.113

Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-3-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.- С. 26

Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева “Искусство. Музыка”: Науменко Т.И. Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-М.:Дрофа, 2013.-64 с.: ил., нот.

Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику “Искусство. Музыка”, 5 класс.М.: ООО “Дрофа”, 2013

Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: ноутбук.

Чтение к уроку: Методический раздел:

1. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2012.-63 с.

2  Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2012 -73 с.

3. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2013.-73 с.

Презентация.

СЛАЙД 1–2

1. Организационный момент

Оценочный лист обучающегося (варианты: слайд, запись на школьной доске)

  • “Лучший исследователь”
  • “Лучший собеседник”
  • “Лучший музыкальный слушатель”
  • “Лучший вокалист”

Журнал: отметить отсутствующих.

Проверить готовность к уроку: Учебник, Дневник музыкальных наблюдений, школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями.

СЛАЙД 3

2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний об искусстве

Учитель: За школьным окном - золотая сибирская осень и на уроке “Осень” – наш путеводитель в изучении темы урока “Искусства различны, тема едина”.

За долгие столетия изменился сам мир искусства. Какие изменения произошли в мире искусства? (Развёрнутые ответы - Учебник “Искусство. Музыка”, страница 26).

Ученик: Дело не в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями. Музыка, поэзия, живопись значительно выросли и расширились, стали самостоятельными.

Ученик: Каждый из этих видов искусства образовал как бы собственное государство со своей историей, географией, населением и языком. И для того, чтобы изучить хотя бы одно из этих “государств”, люди тратят многие и многие годы.

Ученик: свой вариант ответа.

СЛАЙД 4

Учитель: Исследуем содержание иллюстрации страницы 26: кто изображён, его действия, какие предметы, звуки его окружают.

Задание: составить рассказ с использованием 1-2 предложений из текста учебника (страницы 26-27).

Ученик: ..... описание + “Шаг за шагом они овладевают ремеслом, приобщаются к труду великих творцов, учатся творить сами – и постигают лишь одно - единственное искусство”.

Ученик: ......описание иллюстрации + “Никакая другая наука не даётся с таким трудом, как наука творческая”.

Ученик: .....описание иллюстрации + “Если пытаться разгадать тайны мастерства, технику художника, то для этого нужно много учиться, стать профессионалом”.

Ученик: ......описание иллюстрации (...раньше не занимался музыкой и вдруг решил стать композитором...) + “Неужели для человека, не связанного с искусством, его мир оказывается безнадёжно закрытым? Для кого же оно тогда существует? К счастью, понимать искусство можно по-разному”.

СЛАЙД 5

Учитель: Рассмотрите иллюстрации учебника “Музыка” и определите дорогу, которая приведёт нас в Большой мир искусства?

Ученик: Государственная Третьяковская галерея.

(Иллюстрация, учебник, страница 27)

Ученик: Большой театр в Москве.

(Иллюстрация, учебник, страница 28)

Ученик: Большой зал Московской консерватории.

 (Иллюстрация, учебник, страница 28)

СЛАЙД 6

Учитель: Назовите свой маршрут изучения искусства в Омске?

Ученики: Музыкальный театр. Музей имени Врубеля...

Учитель: Какие качества помогают человеку глубже почувствовать и понять произведение искусства? (Учебник “Искусство. Музыка”. Чтение вопроса – страница 34, вопрос 1, раздел “Вопросы и задания”)

Ученик: Чтобы понять смысл произведения, ощутить его эмоциональное воздействие, то требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность. Этими качествами обладают многие люди. Вот почему не обязательно быть музыкантом, художником и писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием ходить в музеи и читать книги.

СЛАЙД 7

Ученик: свой вариант ответа.

Учитель: Давайте подумаем, почему искусство может быть понято многими людьми.

Совершим вместе с композитором Петром Чайковским и художниками Исааком Левитаном и Иосифом Бродским музыкальную прогулку по осеннему парку.

СЛАЙД 8

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Нотный пример № 2

П.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”.

Из фортепианного цикла “Времена года”.

Фрагмент

Звучит музыка, учащиеся слушают, всматриваются в живописные сюжеты, представленные в Учебнике “Искусство. Музыка”,

учитель читает строки из стихотворения А.Толстого, взятые П.Чайковским как эпиграф к пьесе “Октябрь. Осенняя песнь”:

“Осень!...
Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются — там, на дне долин,
Кисти ярко-красных вянуших рябин”.

Учитель: Что общего между этими произведениями?”

Ученик: Их объединяет Осень.

Ученик: свой вариант ответа.

Учитель: Найдите полный ответ на вопрос: “Что общего между произведениями музыки, изобразительного искусства и литературы?”

Ученик: Искусства различны, их объединяет тема. Тема – это то, что присутствует во всех видах искусства. Это их главная мысль, идея.

Ученик: Изучая произведения различных видов искусства, написанных на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, схожие образы и настроения.

Запись на школьной доске:

ТЕМА

СЛАЙД 9

Учитель: Перед нами стоит задача: выявить связи между музыкой и изобразительным искусством на уровне ТЕМЫ.

Шаг 1. Определим группы для поиска ответа: “Девочки” – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, “Мальчики” – МУЗЫКА. Возможно объединение в группы по 2-4 человека.

Шаг 2. Чтение задания: вопрос № 2, страница 34, раздел “Вопросы и задания”.

Шаг 3. Страницы учебника “Искусство. Музыка” – 31-32-33.

Запись на школьной доске:

Шаг 1 - ИЗО - “девочки”,

МУЗЫКА - “мальчики”

Шаг 2 – Вопрос 2, страница 34

Шаг 3 – Страницы 31-32-33

Деятельность учащихся: в группах.

СЛАЙД 10

Учитель: Сравним художественные произведения с точки зрения сходства их образов и настроений.

Учитель: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Ученик: Сравнивая две картины мы наблюдаем два сходных состояния: осенний день, увядшая листва. Это лишь внешний образ.

Ученик: О чём думает женщина? Сожалеет о прошедшем лете? О чём-то далёком, но дорогом сердцу?

Ученик: Опавшие листья. Они когда-то распустились навстречу солнцу, росли, зеленели, но вот всё изменилось – и теперь они лежат на земле.

Ученик: свой вариант ответа.

Учитель: МУЗЫКА.

Ученик: Музыка близка по настроению картинам. Композитор стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание музыки щемящую человеческую ноту.

Ученик: В музыке выражена осенняя грусть и одиночество.

Ученик: свой вариант ответа.

Учитель: Откроем Дневник музыкальных наблюдений, страница 5, выполним задание:

Составь вариант урока-концерта “Природа в искусстве”, используя полученные знания на уроке.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Нотный пример № 2

П.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”.

Из фортепианного цикла “Времена года”.

Фрагмент

СЛАЙД 11

ЗАПИСЬ: в ДНЕВНИК МУЗЫКАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

  • П.Чайковский “Октябрь. Осенняя песнь”
  • А.Толстой “Осень”
  • И.Левитан “Осенний день. Сокольники”
  • И.Бродский “Опавшие листья”

СЛАЙД 12

Учитель: “Первая утрата” Роберта Шумана, немецкого композитора, не содержит осенних мотивов, но почему “Первую утрату” Роберта Шумана можно поставить в один ряд с другими рассматриваемыми произведениями? (Читаем вопрос 3, страница 34).

 СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Нотный пример № 3

Р.Шуман “Первая утрата”

Из фортепианного цикла “Альбом для юношества”

Фрагмент

Учитель: Разботаем с текстом Учебника: продолжить предложение.

Учитель: Если бы слушали эту пьесы саму по себе...

Ученик: ...мы сказали бы о грустной мелодии, об интонации, в кторой можно различить и жалобу, и упрёк, и безутешность.

Учитель: Но если вспомнить содержание нашей беседы, то смысл “Первой утраты” станет более глубоким и значительным. Теперь...

Ученик: ... это не просто жалоба ребёнка, - теперь это становится чем-то большим, каким-то новым знанием о мире.

Учитель: Маленькая детская пьеса ...

Ученик: ...становится для нас открытием закона жизни, которому подчиняется всё грустное в мире: и облетающие листья, и горькие человеческие потери.

Учитель: Как вы думаете, что хотели сказать авторы Программы, предлагая нам к анализу иллюстрацию?

Иллюстрация, Страница учебника 33.

Ученик: Когда-то снова наступит весна, на деревьях появятся молодые листья...Так и человеческая жизнь - потери в ней сменяются радостями, новыми надеждами и ожиданиями.

СЛАЙД 13

3. Подведём итог урока:

Учитель: Какие знания вы открыли для себя на уроке?

Учащиеся определяют свой вывод урока, самостоятельно и с учебником – помощником, используя в ответе:

.....понять..... .....находить..... .....сравнивать..... .....выявлять.....

.....использовать..... .....размышлять..... .....применять..... .....определять.....

СЛАЙД 14

4. Вокально-хоровая деятельность

Дневник музыкальных наблюдений,

С. 27 - “Где музыка берёт начало” Стихи Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова

С.31. “Мы дружим с музыкой”, Й. Гайдн, русский текст П.Синявского, обработка Т.Кичак.

СЛАЙД 15

5. Домашнее задание: Учебник “Искусство. Музыка”, Страница 34, раздел “Вопросы и задания”, задание №5: “Составь свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока — концерта “Природа в искусстве”. Запиши его в “Дневнике музыкальных наблюдений”.

Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме

СЛАЙД 16

6. Рефлексия: оценить свою учебную деятельность на уроке. (Опрос учащихся, помощь учителя).

Оценочный лист обучающегося

  • “Лучший исследователь”, “Лучший собеседник”,
  • “Лучший музыкальный слушатель” , “Лучший вокалист”

СЛАЙД 17

Спасибо за творчество на уроке!


a_id: 651999