Урок истории искусства "История художественной обработки древесины. Ренессанс"

24.03.2013

Скачать презентацию (6.11 МБ)

Скачать презентацию (2.41 МБ)

Скачать презентацию (4.95 МБ)

Скачать презентацию (2.65 МБ)

Скачать презентацию (4.74 МБ)

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “История искусств”, в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “История искусств” относится к профильному учебному циклу.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен (из стандарта):

Уметь:

  • Различать произведения искусства по эпохам, странам стилям, направлениям и школам;
  • Обосновывать свои позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
  • Анализировать произведения искусства.

Знать:

  • Основные исторические периоды развития изобразительного искусства;
  • Закономерности развития изобразительного искусства;
  • Основные имена и произведения художников.
  • Содержание внеаудиторной самостоятельной работы (выполнение домашних заданий):
  • Изучение содержания лекций-презентаций по каждой теме;
  • Сбор информации по заданной теме;
  • Подготовка устных и письменных сообщений;
  • Выполнение рефератов (компьютерных презентаций);
  • Выполнение практических заданий (компьютерные, рисованные и аппликационные коллажи, зарисовки орнаментов и предметов мебели, схем произведений искусства);
  • Анализ произведений искусства.

Итоговая аттестация проводится в форме: зачёта - защиты презентации по одному из видов, стилей искусства или о персоналиях в искусстве (художники, скульпторы, архитекторы, дизайнеры, резчики, мебельщики, мастера народных промыслов).

Программа состоит из трёх разделов:

  1. Теоретические основы искусства.
  2. Исторические типы художественной культуры (исторические стили).
  3. История художественной обработки древесины.

План открытого урока по истории искусств.

Раздел программы №3: “История художественной обработки древесины”.

Тема урока: “Деревообработка эпохи Возрождения” - 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области стилистических особенностей художественной и материальной культуры эпохи Возрождения.
  • Ознакомить студентов с особенностями мебели и декора в стиле ренессанс.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие стилевого единства, художественной ценности предметов мебельного искусства).
  • Способствовать развитию аналитических способностей (анализ принадлежности предмета к тому или иному стилю, классификация предметов мебели и декора...);
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням декоративно-прикладного искусства.

План проведения урока

Этапы Дидактические задачи Деятельность
Студентов Преподавателя
1 Организация начала занятия

2 мин.

Подготовка студентов к работе на уроке Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

Выполненное домашнее задание.

Проверка готовности студентов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

Комп.презентация (Презентация 5).

Папки с образцами.

Раздача “рабочих тетрадей”.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания

8 мин.

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студен-тами Студенты закрепляют свои работы на магнитной доске.

В процессе взаимооценки работы передвигаются по принципу от лучшего к худшему (с обоснованием решения).

Проверка зарисовок мебели (просмотр работ на магнитной доске) – организация самооценки, взаимооценки работ студентами, оценка преподавателя.

Контроль деятельности студентов.

Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3 Подготовка к основному этапу занятия

10 мин

Обеспечение мотива-ции и приня тия студен тами цели учебно-поз-навательной деятель-ности, акту ализация опорных знаний и умений Актуализация опорных знаний:

Участие во фрон-тальном опросе.

Индивидуальный опрос (2 чел.) – пре-зентация 4-6 слайды.

Работа у доски (1чел.) – игра “мозаи ка” - к терминам подобрать правильную иллюстрацию.

Фронтальный опрос (особенности стиля, мебели, орнаментации в готическом стиле).

Демонстрация презентации слайды 4-6 (вопросы на повторение)

Организация игры “мозаика” с использованием магнитной доски.

Подведение итога опроса.

      Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий

20 мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Запись даты и темы урока в конспект.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Использование “рабочих тетрадей” с целью правильной записи терминов и определений.

Знакомство с темой и задачами урока.

Слайды презентации 7-13 новая тема (сопровождается дополнительным лекционным материалом).

Организация работы студентов с “рабочими тетрадями”.

Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;
5 Первичная проверка понимания

5 мин., перемена,

45 мин

Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. В течение 5 минут ознакомление с контрольными вопросами в “рабочей тетради”.

Самостоятельное обобщение информации.

Участие в опросе.

Презентация слайд №14 – контрольные вопросы (фронтальный опрос)

Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Просмотр видеофрагмента CD – “Шедевры архитектуры”, ренессанс.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6 Закрепление знаний и способов действий

25 мин

Перемена, 20 мин

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в “рабочей тетради”.

Выбор образца для копирования.

Выполнение эскиза.

Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 15-16

Подготовка образцов для зарисовок (мебель, орнаментальные мотивы).

Ознакомление с критериями оценивания – слайды презентации 17-18

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7 Обобщение и систематизация знаний

20 мин

Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей Знакомство с методическими рекомендациями “анализа и описания” копируемого предмета мебели, с точки зрения принадлежности к стилю (формы, конструкция, декор, виды отделки и т.п.).

Примерный анализ у доски (1 чел).

Самостоятельная работа.

Работа у доски – игра “мозаика” (1 студент).

Подготовка алгоритма анализа и описания предмета мебели (на доске)

Выполнение примерного анализа (у доски) параллельно со студентами в форме свободного диалога – выявление связи подобной деятельности с такими дисциплинами как основы дизайна, народный орнамент, композиция, конструирование.

Текущий контроль в течение выполнения работы студентами.

Продолжение дидактической игры “мозаика” - собирание кресел в готическом и романском стиле из отдельных конструктивных деталей (магнитная доска).

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8 Контроль и самопроверка знаний

10 мин

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Оценивание практических зарисовок по критериям (слайды презентации 17-18) или в “рабочей тетради”.

Самооценка работ.

Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

Просмотр работ (магнитная доска).

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9 Подведение итогов заня тия

10 мин

Дать анна-лиз и оценку успешности достижения цели. Участие в подведении итогов урока.

Приведение рабочее го места в порядок.

Подведение итогов урока

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен ных студентами на уроке.

10

10

Домашнее задание

5 мин.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Рекомендация литературы – презентация слайды 19-20.

Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Фрагмент рабочей тетради.

Иллюстративный материал к стилю ренессанс.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

  1. Как переводится с итальянского название стиля “ренессанс”?
  2. Какие традиции пытались возродить в Европе в эпоху ренессанса?
  3. Каковы стилистические особенности мебели и её декора в стиле ренессанс?
  4. Каковы основные цвета мебели в стиле ренессанс?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  • Сделать зарисовки предметов мебели, орнаментальных элементов и декора в стиле ренессанс.
  • Цель – создать цельный художественный образ стиля.
  • На листе А4, используя карандаш, тушь или гелевую ручку сделать технический рисунок.
  • Композиция листа свободная, коллажная.
  • Для композиции использовать папки с изображением мебели.

 Использованные источники информации:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С-П. Кристалл. 1998.
  2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1997.
  3. Грожан Д. Дизайн интерьера. Ростов-на-Дону. Феникс. 2007.
  4. Древние цивилизации \ Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
  5. Черепахина А.Н. История художественной обработки древесины. М.: “ВШ”. 1993.
  6. Орнаменты и узоры всех времён, стран и народов. Полный справочник. М.: АСТ-Астрель. 2010.
  7. Ворончихин. Орнаменты (электронная).
  8. Кес. Т. Стили мебели (электронная).

Работы студентов.


a_id: 634587