Воспитание культуры речи у старших дошкольников посредством театральной деятельности

23.07.2012

На современном этапе проблема развития речи детей стала более актуальна, чем прежде.

Как известно, речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность.

Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается его модель. Поэтому одной из поставленных мною задач является развитие связной монологической и диалогической речи.

80% воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения, для детей с ослабленным здоровьем, имеют отклонения в речевом развитии.

Изучив результаты обследования речи детей, пришла к выводу, что помочь в развитии речи и эмоциональной сферы дошкольников может театрализованная деятельность, т.к. игра в театр является одним из средств решения данной проблемы, а так же обучения детей культуре речи.

Культура речи - явление много аспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка: это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.

Прежде чем научить ребёнка самостоятельно и умело творить, его необходимо научить навыкам обыгрывания театра. Поэтому, на первом этапе работы проводила с детьми игровые упражнения по формированию выразительности исполнения, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм. К ним относятся:

  • игровые упражнения и этюды на развитие мимики и выразительности жеста;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, воображения;

- этюды на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера. Большую помощь в организации данной работы мне оказали: программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Крюковой СВ., Слободяник Н.П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь”; технологии Г.П. Федоровой “Заглянет солнце и в наше оконце”; Г.П. Ивановой “Театр настроений”; Н.Л. Кряжевой “Развитие эмоционального мира детей”. Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям, подвижнее и выразительней становилась мимика, движения приобретали большую уверенность, управляемость. Дети легче переключались с одного движения на другое.

Следующим этапом была работа над развитием выразительности речи, которая включала в себя два этапа:

- сначала формировала навыки восприятия интонации,

- затем - навыки её использования в собственной речи.

Используя приём сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста, показывала детям роль интонации в речи. Первый раз читала текст не выразительно, второй раз с интонационным оформлением. Дети видели разницу, и им было легко понять то, что она заключается в выразительности речи. Объясняла детям: интонация помогает более точно передать образ театрального героя. После этого переходила к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов: мелодики, темпа, ритма, тембра, логического ударения.

Для привлечения внимания к мелодике (основному тону голоса) и показа её значимости использовала такой приём, как “рассказ проблемной истории”. Объясняла детям, что человеческий голос может изменяться -“подниматься и спускаться с горки”.

При развитии восприятия темпа речи проводила предварительную работу: знакомила детей с понятиями “быстро”, “медленно”, “умеренно”. Сначала вводила противоположные образцы темпа, затем предлагала образец умеренного темпа. На этом этапе учила детей соотносить темп движений и темп речи. В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, подвижные игры “Карусели”, “Курочка и цыплята”.

Работая над ритмом, предлагала детям отхлопывать в ладоши сначала ритм слоговых серий (Та-та-Та-та-Та-та-Та), затем стихотворений, имеющих двусложную или трёхсложную ритмическую структуру. Ритм задавала в виде хлопков, ударов в бубен, музыкальных отрывков, серии слогов, коротких стихотворений.

Формирование навыков восприятия тембра начинала со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это, в последствии, стало основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнев, испуг, удивление и т.д. В качестве наглядного материала использовала пиктограммы, фотографии; речевого материала - “проблемные речевые истории”, связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие игры - упражнения обогащали эмоционально-экспрессивную лексику и развивали речевой слух детей.

Работу по формированию навыка использования логического ударения в собственной речи начинала со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения. Детям объясняла: те слова, которые считаются важными, произносятся громче или медленнее остальных слов в предложении. При выполнении упражнений:

- прослушивали речевой материал и называли слово - носитель логического ударения;

- слушали речевой материал и при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопали в ладоши.

Речевым материалом для упражнений служили как отдельные фразы, так и знакомые связные тексты, не большие по объёму. Эти упражнения включала в занятия по развитию речи, так как в них заложены возможности обогащения лексического запаса, уточнения грамматических конструкций.

Основным средством синтеза всех приобретённых навыков явилось разучивание диалогов, состоящих из коротких реплик, инсценировка сказок и рассказов. Так, для закрепления различения мелодики, повествовательных и вопросительных предложений, а так же навыков темпо-ритмической организации речи, тембровой окраски использовала небольшие рассказы: “Сорока и медведь” по Н.Сладкову, “Медведь” по Г.Виеру. Для автоматизации навыков дифференциации вопросительных и восклицательных предложений разыгрывала с детьми по ролям следующие диалоги и сюжеты: “Волк и Лиса”, “Аист и Лягушка” по С.Михалкову, “Лиса и Петух”, “Теремок” по сказкам С.Маршака, “Медведь и солнце” по Н. Сладкову.

При обучении детей средствам речевой выразительности использовала знакомые детям и любимые ими сказки и потешки, в которых собрана вся совокупность выразительных средств русского языка. Они предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Инсценировала с детьми разные по жанру литературные тексты в различных видах театров. Так, текст потешки “Тень-тень-потетень” дети инсценировали с куклами из театра “Рукавичка”, а в театре масок показывали как спектакль.

Затем, переходила к театрализованным играм. При этом пользовалась программой Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович “Театр - творчество - дети” с методическими рекомендациями Н.Ф. Сорокиной “Играем в кукольный театр”, учебно-методическим пособием М.Д. Маханевой “Театрализованные занятия в детском саду”. Игра осуществлялась по традиционному плану: знакомство с содержанием текста, распределение ролей, подбор или изготовление оборудования и костюмов. Разучивания реплики в вопросно-ответной форме вместе с детьми выявляли, какие свойства характера присущи каждому персонажу, какими должны быть выразительные движения, а главное, интонация действующих лиц. Подбирала литературный материал, насыщенный глагольной лексикой. Так детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, потешки “Ходит конь по бережку”, “Тень-тень-потетень”, сказки “Теремок”, “Два барана” С. Маршака.

В нашей группе создана атмосфера для творчества, развития у детей интереса к театрально-игровой деятельности, имеется много атрибутов, побуждающих детей к обыгрыванию сказок, потешек и знакомых художественных произведений. Игра в театр стала частью занятия и режимных моментов. На занятиях при знакомстве с художественной литературой, а так же в свободной художественно-творческой деятельности использовала разные виды театров.

Все это побуждало детей к самостоятельному театрализованному творчеству.

Репертуар детских выступлений был несложный, но дети исполняли эти сценки с интересом и желанием, выступали перед детьми ДОУ и их родителями. Наилучшие отклики получили спектакли: “Радуга” по М. Козлову, “Миша и его друзья” по В.Степанову, сказка “Теремок”, “Волк и Лиса” по С.Михалкову.

Проведенная работа подтвердила целесообразность выбранного мною направления, дала положительные результаты в развитии речи детей, формировании их культуры речи и развитии творческих способностей: увеличился и активизировался словарный запас, усовершенствовались грамматический строй речи, выразительность и навыки связной речи.

Литература

  1. О.С. Ушакова “Развитие речи дошкольников”, изд. Института Психотерапии, 2001 г.
  2. М.Д. Маханева “Театрализованные занятия в детском саду”, изд. ТЦ Сфера, М. 2001 г.
  3. М.Д. Маханева “Театрализованная деятельность дошкольников”, ж. Д/в №11/99 г.
  4. Т. Доронова “Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности”, ж. Ребенок в д/с. №2/2001 г.
  5. Ю. Родионова “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников”, ж. Ребенок в д/с. №5/2006 г., № 1/2007 г.

a_id: 622642