Уровень программы: ознакомительный.
Срок реализации программы: 1 год – 102 ч.
Возрастная категория: от 10 до 15 лет.
Состав группы: до 10 человек.
Форма обучения: очная.
Вид программы: модифицированная.
Программа реализуется на бюджетной основе.
ID-номер Программы в Навигаторе: 53560
Содержание
| Введение | 3 |
|
1 |
Нормативно-правовая документация программы |
3 |
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». |
||
1.1 |
Пояснительная записка |
5 |
1.1.1 |
Направленность. |
5 |
1.1.2. |
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы |
5 |
1.1.3. |
Отличительные особенности программы |
6 |
1.1.4. |
Адресат программы |
7 |
1.1.5 |
Уровень программы, объем и сроки реализации |
8 |
1.1.6. |
Формы обучения |
8 |
1.1.7. |
Режим занятий. |
8 |
1.1.8. |
Особенности организации учебного процесса |
8 |
1.2. |
Цели и задачи программы. |
9 |
1.2.1 |
Цель программы |
9 |
1.2.2. |
Задачи программы |
9 |
1.3. |
Содержание программы |
10 |
1.3.1 |
Содержание учебного плана. |
10 |
1.3.2. |
Планируемые результаты. |
13 |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации». |
||
2.1 |
Календарный учебный график. |
15 |
2.2 |
Раздел программы «Воспитание». |
19 |
2.3 |
Условия реализации программы. |
21 |
2.4 |
Формы, порядок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации |
21 |
2.5 |
Список литературы |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый балаганчик» по художественной направленности (далее – Программа), является модифицированной, разработана на основе программы педагога дополнительного образования, работающего в соответствующем направлении, и с учетом личного опыта педагога дополнительного образования ГКОУ КК школы-интерната г. Темрюка Ивановой Екатерины Николаевны.
1. Нормативно-правовое обеспечение программы:
Программа способствует развитию актерских, коммуникативных и творческих способностей обучающихся, разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменения и дополнениями).
- Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный Закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред из здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями).
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (действует до 1 сентября 2028г).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 16 сентября 2020 № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г № 678-р).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07 декабря 2018г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.4.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от 18 декабря 2015 № 09-3242.
- Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 № ВБ-976/04.
- Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки от 24.06.2020 № 47.01-13-6067/20).
- Устав Государственного казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната г. Темрюка.
Раздел I «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр «Веселый балаганчик»» по художественной направленности (далее Программа), ориентирована на обучение детей и подростков эмоциональной выразительности, коммуникативных навыков и уверенности в себе. Программа предназначена для подростков, стремящихся не только развивать свои театральные навыки, но и углубить знания о театре как виде искусства.
Программа ежегодно обновляется с учетом динамического развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Это позволяет обеспечить актуальность содержания Программы, соответствие современным требованиям образовательного процесса и индивидуальным потребностям обучающихся. Регулярное пересмотр и обновление материала гарантирует внедрение новых методов обучения, использование современных технологий и актуальных данных, что способствует дальнейшему развитию детей, их всемирному восприятию и интеграции в современное общество. Такой подход обеспечивает не только высокое качество образования, но и формирует у обучающихся критическое мышление и готовность к жизни в быстро меняющемся мире.
1.1.1.Направленность
Программа «Школьный театр «Веселый балаганчик» имеет художественную направленность. Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании за рамками основного образования. Реализация ДООП предусматривает учет особых образовательных потребностей для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- в овладении разнообразными формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализация социокультурных связей и отношений учащихся друг с другом;
- в развитии мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;
- в систематической актуализация сформированных у учащихся знаний и умений;
- в стимуляции познавательной активности, формировании позитивного отношения к окружающему миру.
1.1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Новизна
Новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию учащегося средствами театра, где ребята выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество и развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Для учащихся данной категории очень важен мотивационный этап занятия (побудитель познавательной деятельности), заканчивается занятие всегда рефлексией на уровне анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Педагогическая целесообразность.
Театр – это коллективный вид искусства, новый уровень взаимоотношений между школьниками, между преподавателями и школьниками.
Данная программа рассчитана на учащихся 10-15 лет и призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, даст опыт социальных взаимоотношений, разовьёт навыки работы в команде, даст возможность найти уникальную роль или миссию каждому ребёнку, что укрепит ощущение значимости и ценности его вклада в общее дело. Программа «Веселый балаганчик» - это хорошая возможность ребятам хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Всё это способствует самопознанию, самовыражению личности, создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, значимости.
1.1.3. Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ заключаются в том, что она разработана для детей, желающих обучиться исполнительскому искусству, без ограничений, независимо от способностей. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
1.1.4. Адресат программы.
Данная программа разработана для учащихся 10–15 лет. К обучению по программе допускаются дети без предварительного отбора и независимости от уровня способностей в области театрального искусства. Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей в группе.
Запись на Программу осуществляется через систему заявок на сайте АИС «Навигатор дополнительного образования детей Краснодарского края по следующей ссылке: https://р23.навигатор.дети/organization/6349/
Программа предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся на основе их возрастных и творческих потребностей.
Психолого-педагогические особенности адресата программы для обучающихся в возрасте от 10-15 лет:
В этом возрасте подростки активно развиваются как в физическом, так и в психологическом плане. Они становятся более самостоятельными, у них формируется собственное мнение и интересы.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности. Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.
- Учащимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания.
1.1.5 Уровень программы, объем и сроки реализации.
Программа ознакомительного уровня рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов – 102 часа (по 1 часу 3 раза в неделю).
1.1.6. Формы обучения и виды занятий по программе.
Форма обучения по программе – очная. Основной вид организации образовательного процесса по реализации ДООП «Школьный театр «Веселый балаганчик» - групповое занятие. Занятия могут проводиться индивидуально. Реализация программы предусматривает организацию и проведение (воспитательных) мероприятий, направленных на совместную деятельность учащихся и родителей (законных представителей).
1.1.7. Режим занятий.
Режим занятий Занятия проводятся 3 раз в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 40 минут каждое. Во время занятий предусмотрены динамические паузы. Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий. Организация обучения по программе осуществляется в ГКОУ КК школе-интернате г. Темрюка.
Режим занятий
| Год обучения |
Продолжительность |
Периодичность |
Кол-во |
Кол-во |
Всего |
1 |
40 мин |
По 3 академ.часа |
3 |
34 |
102 |
1.1.8. Особенности организации образовательного процесса.
В соответствии с индивидуальными запросами и учебным планом формируются разновозрастные группы для прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр «Веселый балаганчик».
Обучающиеся осваивают программу в течение 1 года. Состав групп постоянный. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, практических в виде репетиций, подготовка миниатюр, спектаклей и театральных игр, обобщающих занятий, праздников. Особое место во владении данным курсом отводится актерскому мастерству, сценической речи.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
- индивидуальный подход: каждый ребенок имеет свои особенности, поэтому Программа предусматривает индивидуальный подход к обучению. Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и ребенком. Подбор индивидуальных творческих заданий необходимо производить с учетом личностных особенностей каждого обучающегося.
- вовлечение в творческий процесс-Программа предполагает участие обучающихся в концертах, краевых конкурсах среди коррекционных школ в художественной самодеятельности.
- наглядности: использование наглядности повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Занятия проводятся в форме:
- круглых столов, бесед, лекции, обсуждение в группах;
- консультаций для подростков и родителей;
- тренинги;
- исследовательские занятия;
- ролевые и театральные игры, театральный этюд;
- репетиции; творческие показы.
- викторины.
Применяемые методики и методы:
- игровые методики (при проведении массовой работы с обучающимися: викторины, тренинги, театральные и ролевые игры, др.);
- методика рефлексивного воспитания (в процессе проведения тренингов, мероприятий);
- обучение практикой сценического действия: через театральные игры, этюды и упражнения подростки учатся анализировать свои чувства, мысли и действия;
- выступление в роли обучающего и исследователя: обучение своих ровесников, консультирование самими учащимися.
1.2. Цели и задачи программы.
1.2.1. Целью программы является создание условий для личностного развития ребенка в общественно значимой деятельности школы и школьного театрального коллектива.
1.2.2. Задачи программы:
Предметные (обучающие) задачи:
- овладение знаниями, практическими умениями и навыками игры на сцене;
- формирование у воспитанников способов деятельности: выбор, сравнение, сопоставление, анализ, синтез, рефлексия.
Метапредметные (развивающие) задачи:
- развитие устной речи, познавательной активности, склонности к решению дивергентных задач, чувства юмора, соревновательности, гибкости мышления, легкости ассоциирования, оригинальности мышления, над ситуативной активности, критичности, лёгкости генерирования идей, самостоятельности, стремления к самоактуализации;
- развитие потребности к творческой сценической деятельности, стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- развитие внутренней свободы ребенка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
Личностные (воспитательные) задачи:
- формирование активности в деятельности детского театрального коллектива;
- воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- формирование навыков развития положительных эмоций и волевых качеств.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развиты восприятие слова, четкость и выразительность речи;
- развиты внимание, память, речь, критическое и логическое мышление;
- развито представление о пространстве и умение ориентироваться в нём;
- развито межполушарное взаимодействие.
1.3. Содержание программы
В содержании программы рассматриваются следующие театральные дисциплины:
1. Театральная грамота.
2. Сценическое движения.
3. Культура и техника речи
4. Основы театральной культуры.
| № | Наименование разделов |
Всего |
Теория |
Практика |
Форма аттестации/ |
1 |
Жанры театра, знакомство с искусством театра |
11 |
5 |
6 |
Викторина, |
2 |
Упражнения, игры и тренинги |
14 |
2 |
12 |
Упражнения, театральный этюд |
3 |
Упражнения на память физического действия |
17 |
1 |
16 |
Упражнение |
4 |
Я в предлагаемых обстоятельствах |
10 |
0 |
10 |
Упражнения, творческое задание |
5 |
Упражнения на снятие телесного зажима |
10 |
0 |
10 |
Упражнение |
6 |
Упражнения-тренинги для развития сценической речи |
10 |
0 |
10 |
Упражнение |
7 |
Инсценировка сказки |
30 |
6 |
24 |
Репетиция, |
Итого: |
102 |
14 |
88 |
|
|
1.3.1.Содержание учебного плана.
1. Жанры театра знакомство с искусством театра
Теория: Театр одно из древнейших видов театрального искусства. Народные истоки театрального искусства Обряды, игры, празднества. Скоморохи первые профессиональные актеры на Руси. Их популярность в народе. Первые театральные этюды. Виды театрального искусства. Драматический театр, кукольный театр, музыкальный театр, оперный театр, балетный театр, театр телевидения и кино. Викторины о видах театра. Драматический театр – как вид театрального искусства. Профессия режиссер драматического театра. Профессия актер драматического театра. Что дает искусство театра зрителю? Беседы-диспуты на темы: «Театр - это праздник, это школа, это труд». Театр искусство коллективное. Коллектив - творческий ансамбль. Театрализованные игры.
Практика: Упражнение «Играем обряд». Упражнение «Я играю Петрушку». Викторины о видах театра. Театральный этюд «Я режиссер драматического спектакля». Театральный этюд «Я режиссер спектакля». Массовый театральный этюд «Актер драматического театра. Театральные игры «Я создаю спектакли».
2. Упражнения игры и тренинги
Теория: Актерское внутреннее и внешнее перевоплощение. Упражнение – этюд на внутреннее перевоплощение. Упражнение-этюд на внутреннее перевоплощение. Костюм реквизит, грим. Костюм, реквизит, грим - верные помощники в создании верного образа роли. Упражнения этюды «Придуманная история». Упражнения этюды «Придуманная история». Театральные игры. Театральные игры. Театральное упражнение «Войди в образ».
Практика: Упражнения «Я лисичка», «Я котенок» «Я волк», «Я доктор Айболит». Упражнение – этюд «Придуманная история». Театральные игры «Верю, не верю», «Кривляется по правде», «Жизнь цветка», «Жизнь дерева». Упражнения –этюды «Я сказочный волшебник», «Веселый чародей», «Пингвины на льду». Игра «Отправляемся в морское путешествие». Театрализованная игра «Кто из какой сказки». Театрализованная игра «Превратился сам, преврати другого». Театральная игра «Море волнуется раз». Театральное упражнение «Войди в образ».
3. Упражнения на память физического действия
«Что мы, видели, не скажем, а что видели покажем». Индивидуальные упражнения «Все как в жизни - главное условие».
Практика: «Что мы, видели, не скажем, а что видели покажем». Групповые упражнения: «Отрабатываем достоверность, убедительность и похожесть», «Узнаваемость. Скрупулёзность, точность действий, чувств, диалогов атмосферы». Упражнение «Одно и то же по- разному: правдивость работы, достоверность, понятно ли зрителю». Работа над ошибками. Работа над ошибками. Театральная игра «Как в жизни…». «Выдели, дополни, повтори». Особенности действий, фиксация. Упражнения на логику действия. Театральное упражнение «Убегает, догоняет, бежит». Разница в качестве действий. Театральное упражнение. Игра-этюд «Много снега». Скатывание из снега ком. Игра в снежки. Театральные игры «Превращение палочки», «Кто как сидел». Театральные игры. Упражнения: «Пришить пуговицу», «Постирать белье», «Почистить туфли», «Вылепить фигурку из пластилина». Театральная игра «Как в жизни…». Театральная игра «Так, не так». Оценка верности действия. Театральное упражнение «Чтобы это значило?». Театральное упражнение «Перехват». Театр-экспромт «Показ сказки, истории». Упражнение «Сказка. История». Театр-экспромт «Показ сказки, истории».
4. Я в предлагаемых обстоятельствах
Практика: Театральное упражнение «Что может произойти в лесу?». Фантазии, предлагаемые обстоятельства. Театральное упражнение «Что может произойти в лесу?» Подготовка и показ театрального этюда. Поиск разных предлагаемых обстоятельств. Этюд «Происшествие на проезжей части». Театральное упражнение на смену предлагаемых обстоятельств. Упражнение «Профессионалы». Этюд-задание «Я - 8 инопланетянин». Фантазии, предлагаемые обстоятельства. Этюд-задание «Ожидание автобуса в холодную, дождливую, жаркую или с порывистым ветром погоду». Отслеживание своего внутреннего и физического состояния. Этюд – задание «Где я встретил Муху-Цокотуху».
5. Упражнения на снятие телесного зажима
Практика: Упражнение на разные группы мышц: «Напряжение», «Расслабление», «Глина и скульптор». Упражнение на разные группы мышц: «Мячик», «Пластилиновые люди», «Перекат напряжения», «Огонь – лед», «Центр тяжести», «Масло», «Марионетки», «Потянулись», «Сломались», «Ростки», «Спагетти», «Я – ручей», «Парадный этюд», «Повар и тесто», «Перетягивание невидимого каната».
6. Упражнения - тренинг для развития сценической речи
Практика: Артикуляционная гимнастика: «Ам», «Обезьянки», «Пила», «Жернова», «Велосипед».
- Упражнения для мышц челюсти. Артикуляционная гимнастика: «Арлекин», «Маятник», «Мельница», «Птенец», «Бабушка», «К носу, к подбородку», «Хоботок», «Лягушки», «Орешек».
- Упражнения для мышц челюсти, губ. Артикуляционная гимнастика: «Жало», «Круговые движения по альвеолам», «Уколы щек языком», «Стук», «Леденец», «Цокот», «Трубочка», «Чашечка», «Ребро», «Зевающий лев», «Жуем язык», Свое имя», «Детский сад», «Произвольное болтание языком».
- Упражнения для мышц челюсти, губ, языка. Артикуляционная гимнастика: «Жало», «Круговые движения по альвеолам», «Уколы щек языком», «Стук», «Леденец», «Цокот», «Трубочка», «Чашечка», «Ребро», «Зевающий лев», «Жуем язык», «Свое имя», «Детский сад», «Произвольное болтание языком».
- Артикуляционная гимнастика «Магнит», «Отработка в парах с разными согласными звуками», «Шарики», «Звуки», «С», «Х», «Ж», «Л».
- Упражнения для мышц челюсти, губ, языка. Артикуляционная гимнастика. Чтение стихотворения «Пестрая утка на камне сидела», Озвучивание персонажей «Лиса», «Заяц», «Собака», «Кошка».
- Артикуляционная гимнастика: «В наклоне – сложные звукосочетания «СТФРАВЗБАЛБАЛН».
- Артикуляционная гимнастика: «Язык без костей», «Пробка», «Строка–громко, строка – тихо».
- Парный этюд «Диалог животных». Упражнения для мышц челюсти, губ, языка. Упражнения на дыхание. Упражнения для развития диафрагма-реберного дыхания: «Цветочный магазин», «Поймай комара», «На берегу моря», «Дую на одуванчик». Упражнения: «Постановка голоса», «От 1 до 10» - тихо, громко, на высоких тонах, шепотом. Упражнения «Тренируем голос – тексты сказок, потешки, стихи». Упражнения для мышц челюсти, губ, языка.
7. Инсценировка сказки
Выбор сказки. Анализ выбранного сказочного материала. Беседа «Сказочные герои». Образ сказочного героя. Быт. Образ жизни. Образ сказочного героя глазами художника-иллюстратора. Музыкальное оформление сказки. Сказочные этюды под музыку. Деление сказки на событие. Название события. Музыкальное сопровождение, подбор музыки в соответствии с характером роли. Этюдная работа над образом роли. Внешнее перевоплощение актера на сценической площадке. Жесты, позы, походка на сцене. Наблюдение. Выразительность речи. Естественность актерской игры. Многократные показы – это элемент творческой импровизации.
Практика: Экскурсия в школьную библиотеку «Выбор сказки». Прослушивание сказочных музыкальных мелодий. Сказочные этюды под музыку. Этюд - задание «Сказочные события».
- Этюд - задание «Этюд с импровизированным текстом». Этюдная работа над образом роли. Внешнее перевоплощение актера на сценической площадке. Текст. Дикция. Логическое ударение. Эмоциональный окрас текста. Жесты, позы, походка на сцене. Наблюдение. Этюдная работа над образом роли.
- Игра актера. Правдоподобие и естественность. Оценка игры актера. Жесты, позы, походка на сцене. Наблюдение. Эпизоды. Предлагаемые обстоятельства. Мотивы действующих лиц. Игра актера. Правдоподобие и естественность. Оценка игры актера. Работа над выразительностью речи. Естественность актерской игры. Подлинность поведения в сценических условиях.
Поиск 9 оригинальных жестов, интонаций. Репетиция. Закрепление отдельных мизансцен. Поиск собственных идей. Вариативность актерской игры. Этюдная работа. Размещение актеров на сцене. Уточнение мизансцен. Размещение актеров на сцене, не загораживая друг друга. Репетиция пьесы с элементами костюмов, реквизита, декораций. Прогонная репетиция. Уточнение темпа, ритма спектакля. Роль ответственных за смену декораций, реквизита. Генеральная репетиция спектакля. Репетиция спектакля, работа над ошибками. Премьера спектакля. Показ спектакля. Играем спектакль в разных составах. Новые краски спектакля. Показ спектакля. Участие в конкурсах, фестивалях, проектах.
1.3.2. Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр «Веселый балаганчик» у детей формируются знания по искусству театра о профессиях театра, навыки создания различных театральных постановок, ребенок осваивает роль музыки, танца, живописи в театральном искусстве.
Обучающиеся должны знать:
- историю театрального искусства;
- виды театрального искусства.
- азбуку театрального искусства или разговорный театральный язык;
- особенности профессий театра;
Обучающиеся должны уметь:
- использовать элементы театральной культуры в повседневной жизни;
- овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
- работать в коллективе;
- доводить начатое дело до конца;
- выполнять работу по творческому замыслу;
- проявлять интерес к изучению театральных форм и приемам работы;
- работать над сценической речью, так как это необходимо культурному человеку.
Предусмотренная данной программой технология знакомства с драматическим видом театрального творчества: театральные этюды, упражнения по сценической речи и сценическому движению, инсценировки, мини сценки, драматический спектакль художественное слово, миниатюра литературно-художественная композиция, монтаж изобразительно-прикладное искусство является развивающей – обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение духовности, творческой активности и художественного мышления.
При реализации данной программы происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории, традициям своего народа. Формируются такие понятия, как коллективизм и гражданственная ответственность, раскрывается сущность русского классического театра, происходит знакомство с фольклорным театром России. Что воспитывает любовь к Родине, гражданственную ответственность, воспитывает чувство патриотизма. Детьми приобретается практический опыт чуткости, отзывчивости и доброты к окружающим людям.
Личностные, метапредметные задачи освоения конкретного учебного курса;
Приобретение детьми социальных знаний, первичного понимания социальной реальной и повседневной жизни, получение опыта самостоятельного действия.
Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, самые простые правила поведения(основы общечеловеческих нравственных ценностей);
Метапредметными результатами изучения является формирование учебных действий:
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих ролей;
- учиться планировать практическую деятельность на занятиях.
Предметными результатами изучения является формирование следующих знаний и умений:
- уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей;
- уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании того или иного театрального образа.