Роль анализа средств художественной выразительности речи на уроках литературного чтения в стратегии смыслового чтения младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: литературное чтение


Литературное чтение является одним из ключевых предметов начальной школы, формирующим основы читательской культуры учащихся. Одним из важнейших аспектов этого процесса становится развитие умения осмысленно воспринимать художественное произведение, выявлять заложенные автором смыслы и эмоциональные оттенки текста. Для достижения этой цели огромное значение приобретает использование методов анализа художественных приемов и особенностей речи автора.

Средства художественной выразительности позволяют ученикам глубже проникнуть в мир произведения, лучше понять замысел писателя и характер героев. Это помогает детям развить эстетическое восприятие, способность чувствовать красоту и глубину литературы, способствует формированию критического мышления и воображения. Важно отметить, что осознанное понимание изобразительных средств стимулирует интерес детей к чтению и повышает мотивацию к самостоятельному изучению произведений искусства.

Анализ художественного текста на уроках литературного чтения позволяет учащимся научиться видеть, слышать и ощущать весь спектр чувств, вложенных писателем в свое творение. Ученики начинают осознавать взаимосвязь формы и содержания, понимают, почему именно такое слово выбрано автором, какой эффект оно оказывает на читателя. Такие занятия развивают воображение ребенка, формируют способность самостоятельно интерпретировать прочитанное, сравнивать разные варианты выражения мысли и чувства.

Как анализировать средства художественной выразительности на уроках?

Для эффективного освоения детьми способов восприятия и понимания художественного текста учитель должен последовательно вводить понятие выразительности и учить учеников находить и различать разнообразные стилистические приемы и тропы. Например, изучение метафор, сравнений, гипербол, олицетворений, аллегорий и эпитетов обогащает речь школьника, формирует образное мышление и расширяет кругозор.

Рассмотрим основные этапы анализа

Этап 1. Наблюдение

Сначала дети учатся обращать внимание на особенности употребления слов и выражений в тексте. Учитель задаёт вопросы, направляя мысль ребёнка к поиску необычных образов, нестандартных сочетаний слов, необычного порядка предложений.

Например, обсудив стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», ученики обращают внимание на яркость красок («мороз и солнце»), контраст ощущений («день чудесный»). Они приходят к выводу, что поэт использовал приём антитезы, подчеркивая величие природы зимой.

Этап 2. Осмысление

Следующим этапом является обсуждение смысла найденных художественных приемов. Учащиеся вместе с учителем размышляют над вопросом, какую роль играет тот или иной прием в раскрытии идеи произведения. Дети постепенно осваивают умение давать оценку каждому слову и образу в контексте общего сюжета и композиции.

Так, изучая рассказ Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», школьники видят, насколько точно образы зверушек помогают раскрыть главную тему доброты и заботы героя. Именно благодаря внимательному отношению к языку ученик приходит к пониманию внутреннего мира персонажа.

Этап 3. Применение

Завершающий этап предполагает практику самостоятельного выявления и интерпретации выразительных средств учениками. Таким образом закрепляются полученные знания и формируются необходимые навыки самостоятельной оценки текста. Учитель организует задания, направленные на активизацию творческих способностей учащихся: создание собственных рассказов, иллюстраций, подбор аналогов из других текстов, сравнение двух разных авторов, работающих схожими методами.

Практический пример урока

Пример конкретного урока по произведению И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» демонстрирует применение всех этапов анализа. Сначала дети наблюдают за использованием повторов («попрыгунья Стрекоза») и ритмом повествования, определяя влияние рифмы на впечатление от басни. Затем обсуждается тема труда и праздности, учащиеся высказывают собственное мнение относительно поступков персонажей. Наконец, предлагается создать собственный аналогичное произведение, используя собственные наблюдения за животными и природными явлениями.

Таким образом, систематическое введение анализа средств художественной выразительности на уроках литературного чтения создает условия для формирования грамотного и сознательного отношения младших школьников к искусству слова. Эти методы способствуют развитию креативности, способности мыслить ассоциативно, воспитывают художественный вкус и чувство прекрасного, создавая основу для дальнейшего изучения русской классики и современной литературы.