Запомнить неправильные глаголы для изучающих английский язык справедливо считается сложным. Они не следуют обычной схеме добавления «-ed» для образования прошедшего времени или причастия прошедшего времени. Вместо этого они имеют свои собственные уникальные формы. Например, неправильный глагол “do” имеет следующий вид:
| Infinitive | Past Simple |
Past Participle |
do |
did |
done |
Следует учитывать, во-первых, существующие сложности изучения таких глаголов:
- их довольно много,
- они долго запоминаются и быстро забываются при отсутствии постоянной практики.
Поэтому процесс их изучения условно можно разделить на два этапа: первый – первоначальное запоминание, который занимает от трёх до пяти лет, и второй, параллельный и перманентный, – автоматизация использования на практике.
Во-вторых, необходимость хорошо знать их:
- они являются самыми часто употребляемыми,
- грамотно общаться, а тем более успешно сдать тест или экзамен без знания неправильных глаголов невозможно.
При этом именно интерактивное изучение, предусматривающее активное вовлечение в процесс обучения, является самым эффективным методом их изучения, потому что значительно улучшает понимание и запоминание этих глагольных форм. Существуют разные способы создания такой вовлеченности. Вот несколько апробированных на практике стратегий интерактивного обучения:
1. Интерактивное знакомство
Знакомство начинается с исследования списка неправильных глаголов: находим общие закономерности, группируем по общим особенностям образования (Приложение 1: Знакомство с неправильными глаголами по категориям). Далее в игровой форме закрепляем каждую категорию.
2. Интерактивные игры
В данных интерактивных играх основное внимание уделяется неправильным глаголам. Это могут быть настольные игры, викторины, создание собственных интерактивных презентаций и мероприятий. Дети любят играть в Snap, Guess the word и комбинаторные игры, такие как Морской бой, крестики-нолики т.п., игры с карточками.
Самый простой и действенный — это метод создания карточек. Он основан на принципе многократного систематического повторения, которое помогает улучшить долгосрочное запоминания. Используются собственные карточки или уже созданные. Карточки могут быть физические (Приложение 2: Карточки) или электронные такие как в ботах Телеграм https://t.me/memocard_ru или в https://quizlet.com/ru/features/flashcards.
3. Ролевые игры и диалоги
Разыгрывание сценария или создание диалогов с использованием неправильных глаголов помогает практиковаться в их использовании в контексте и закрепить правильное употребление. В дополнение в живой игре в классе возможно использование онлайн-платформ и программ языкового обмена для самостоятельной практики разговорной речи с носителями языка. В данный момент продукт Яндекса Нейросеть Алиса и приложение CallAnnie – легкая в использовании практика речи и источник креативных идей для обучающихся.
4. Онлайн-ресурсы
Использование онлайн-ресурсов, специально разработанных для интерактивного обучения, позволяет отработать на практике, самостоятельно автоматизировать использование глаголов, получать обратную связь в режиме реального времени и корректировать учебный процесс. Существующие веб-сайты и приложения предлагают интерактивные упражнения, викторины и даже виртуальных репетиторов, которые помогают в процессе обучения. Вот некоторые из них:
- https://wordwall.net/ru-by/community/irregular-verbs
- https://learningapps.org/display?v=pv6idw81521
- https://www.usingenglish.com/quizzes/355.html
- https://www.myenglishpages.com/grammar-lesson-list-irregular-verbs/
5. Мультимедийные материалы
Просмотр фильмов и видео, прослушивание подкастов или чтение статей, в которых используются неправильные глаголы, знакомят с употреблением их в реальной жизни помогают понять, как они используются в разных контекстах, а также способствуют закреплению и более прочному запоминанию. Возможно использовать имеющиеся материалы или создавать собственные при помощи https://twee.com/ или https://www.deepseek.com/en и т.п.
6. Сотрудничество со сверстниками
Общение со сверстниками в аудитории и вне ее, а также сотрудничество с другими учащимися позволяют проводить интерактивные дискуссии и практиковаться в использовании неправильных глаголов в устной и письменной речи. Ведь, чтобы выучить неправильные глаголы, важно тренироваться в их использовании в предложениях и контекстах. Также может быть полезен сторителлинг на английском языке, в том числе с использованием онлайн ресурсов, например www.storyjumper.com/school
Таким образом, преимущества интерактивного обучения неправильных заключаются в том, что обучающиеся не просто запоминают информацию, а активно её осмысливают и постоянно применяют на практике, а преподавателям оно позволяет получать быструю обратную связь от учащихся и эффективно совершенствовать учебный процесс. Кроме того, интерактивные методы делают процесс обучения более интересным и увлекательным, что способствует повышению мотивации, а также развивает навыки, необходимые для успешной работы и жизни в современном мире, такие как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество и решение проблем.