Ориентировочные основы деятельности учащихся при обучении математики

Разделы: Математика

Класс: 10


Ориентировочные основы деятельности (далее ООД) при обучении можно определить, как систему условий (алгоритм, план, предписание, инструкция), на которую опирается человек в ходе реализации деятельности, и которая гарантирует успешность данной деятельности. [1]

ООД включают:

  • представление обучающегося о цели деятельности – что предстоит сделать, чему предстоит научиться;
  • мотив деятельности – для чего предстоит заниматься данной деятельностью;
  • знания о средствах деятельности – при помощи чего осуществлять деятельность, что для этого необходимо использовать, необходимо знать;
  • представление о способах деятельности – как делать, какие правила соблюдать, в какой последовательности выполнять;
  • знание и учет способов самоконтроля – как нужно действовать для того, чтобы избежать ошибок, как определить, соответствует ли деятельность выбранной цели.

Известно, что более уверенно человек выполняет действия, зная определенную схему деятельности, на которую он может ориентироваться в ходе работы. При обучении математике ориентировочные основы деятельности можно применять при изучении определений, теорем, при решении задач. Но для того, чтобы ООД учащегося в процессе обучения привели к желаемому результату (усвоению полученных знаний, становлению фундамента их осознанного использования), необходимо, чтобы учитель имел четкое представление о структуре и содержании ориентировочных основ деятельности. В таком случае строение схемы ориентировочной основы будущих действий обучаемого будет максимально эффективной.

Многие учителя сами разрабатывают и достаточно активно используют на своих уроках ООД, например, при рассмотрении нового материала, структурируя его, выделяя опорные понятия, выстраивая логические схемы, обобщая способы применения нового знания. Чаще такое структурирование представляется в виде алгоритмов (инструкций, последовательностей действий, приводящих к определенному, намеченному результату), схем, таблиц, которые учитель может дать учащимся в частичном виде, полном и обобщенном, из чего и вытекают основные типы ориентировочных основ деятельности обучающихся.

Можно выделить следующие типы ООД, используемых в процессе обучения по полноте отражения объективных условий, необходимый для успешного выполнения действия:

  1. неполная ориентировочная основа деятельности;
  2. полная ориентировочная основа деятельности;
  3. обобщенная ориентировочная основа деятельности.

Третий тип – обобщенная ООД. Является наиболее удачной среди всех выше представленных, имеет такие отличительные черты, как полный состав, представление ориентиров в общем виде, характерном для целого класса условий. Ориентировки для каждого конкретного случая составляются обучающимся самостоятельно при помощи общего метода, который ему дается в готовом виде.

Выделим примеры применения ООД при изучении теорем и решении задач в теме «Параллельность в пространстве».

1) ООД метода доказательства.

Одним из самых распространенных методов доказательства теорем является метод «от противного». Данный метод доказательства – пример ООД так как считается, что данный метод известный и существуют определенные шаги, по которым строится доказательство:

Чтобы доказать некоторое утверждение методом «от противного», нужно: 1) предположить, что это утверждение неверно, а верно противоположное ему; 2) выяснить, что следует из сделанного предположения; 3) обнаружить несоответствие (противоречие) предположения с известными данными; 4) сделать вывод о том, что наше предположение неверно, а верно утверждение ему противоположное, то есть верно утверждение, которое требовалось доказать.

Но как правило в самих доказательствах данные шаги не отражены.

Рассмотрим пример доказательства теоремы: «Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны». [2] (рис. 1).


Рисунок 1 – Доказательство теоремы о параллельности плоскостей методом «от противного».

Во втором абзаце доказательства допустили случай противоположный тому, который требуется доказать.

Далее по раннее известным свойствам выяснили, что следует из данного предположения и обнаружили противоречие. Сделали вывод, что верно утверждение, которое требовалось доказать.

2) ООД решения задачи.

В качестве ООД могут выступать опорные задачи. Опорная задача, есть ориентир, помогающий при выполнении других заданий.

Рассмотрим опорную задачу, представленную в методической литературе: И.Е.Малова, С.К.Горохова, Н.А.Малинникова, Г.А.Яцковская [3], связанную с параллельным проектированием: «Если через три точки данного отрезка провести параллельные прямые, пересекающие данную плоскость, то точки их пересечения лежат на одной прямой».

Данную опорную задачу можно использовать как ориентир при построении чертежа.

Также в данной методической литературе представлены ООД, связанные с решением задач на построение сечения многогранника плоскостью, параллельной заданной прямой в виде основных идей построения плоскости, и шаблонов рассуждений.




Также ООД можно применять при изучении определений с использованием наглядных материалов и составлением опорной схемы взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве (рис.2). Результатом составления опорной схемы станет формулировка определения параллельных прямой и плоскости в пространстве.

Во время урока учащиеся при помощи наглядных моделей могут рассмотреть и описать возможные варианты взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве. Составить опорную схему расположения прямой и плоскости в пространстве. Опираясь на составленную схему, сформулировать определение параллельных прямой и плоскости в пространстве.

1) На этапе составления опорной схемы взаимного расположения прямой и плоскости можно задать следующие вопросы:

- Какие ситуации взаимного расположения прямой и плоскости можно выделить?

- Сколько вариантов взаимного расположения прямой и плоскости подразумевают наличие общих точек?

- Как располагаются прямая и плоскость имеющие одну общую точку?

- Как располагаются прямая и плоскость имеющие две и более общих точек?

- Сколько вариантов расположения прямой и плоскости предполагают отсутствие общих точек?

- Что отражает схема?

- Чем можно дополнить схему?

- Какие определения можно получить по данной схеме?

2) Для выделения различных ситуаций взаимного расположения прямой и плоскости удобно использовать модели, они позволяют точно определить признаки различных случаев расположения.

3) С опорой на составленную схему, отражающую изображение, буквенные обозначения и существенные признаки взаимного расположения прямой и плоскости, можно сконструировать определения пересекающихся прямой и плоскости, прямой лежащей в плоскости и параллельных прямой и плоскости.

При актуализации знаний о взаимном расположении прямых в пространстве выделялась ООД классификации объектов:

1) выделить признак, по которому выделяют различные случаи;

2) если какой, то из выделенных случаев включает другие случаи, то нужно выделить еще один признак для классификации.

Кроме того, актуализировалась ООД отражения в схеме взаимного расположения фигур в пространстве:

1) схема должна отражать все случаи;

2) для различных случаев должно быть дано:

а) название;

б) изображение;

в) буквенное описание.

Рисунок 2 – Опорная схема взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве

Создание ориентировочной основы деятельности – одна из важнейших задач обучающей деятельности учителя. Вместе с тем формирование ориентировочной основы деятельности это не только задача учителя, но и самого обучающегося. В ходе учебной деятельности при систематическом использовании учителем ориентировочных основ деятельности, по мере накопления опыта обучающиеся смогут самостоятельно (под контролем и руководством учителя) формировать ориентировочные основы деятельности, что  значительно облегчит изучение и усвоение материала учащимися.

Список литературы

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
  2. Атанасян Л.С., В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев. – 22-е издание – М.: Просвещение, 2013. –255 с.
  3. Малова И.Е. Теория и методика обучения математики в средней школе: учеб. пособие для студентов вузов/ И.Е.Малова [и др.]. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 445 с.: табл. – (практикум для вузов).