Лексические игры как способ формирования лексического запаса учащихся средних и старших классах

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: лексические игры


Изучение английского языка достаточно сложный и долгосрочный процесс, требующий от учащихся концентрации внимания, усидчивости и хорошей памяти. Чтобы овладеть языковыми и речевыми умениями и навыками учащимся требуется прикладывать значительные усилия.

Исходя из собственного опыта работы в физико-математической школе, необходимо заметить, что обучение грамматике происходит гораздо быстрее и легче, чем обучение лексике. Это связано с особенностями обучающихся. Грамматический материал, для обучающихся, имеющих аналитический склад ума, легче объяснить, отработать и закрепить, используя схемы и формулы. К сожалению, такой метод не работает при изучении лексических единиц.

Для эффективного изучения лексики и формирования активного словарного запаса достаточно давно используются лексические игры. При помощи игры можно легко и быстро ввести новую лексику по теме, отработать в речевых ситуациях и проконтролировать ее усвоение. Игровая деятельность позволяет сделать атмосферу урока более непринужденной и доброжелательной, вовлечь каждого ученика в игру, что в целом способствует повышению мотивации к изучению английского языка и более эффективному и качественному усвоению материала обучающимися.

Лексические игры, как и любые другие игровые технологии, выполняют следующие функции:

  • обучающую, способствуя заучиванию новых слов и расширению лексического запаса обучающихся;
  • коммуникативную, позволяя обучающимся взаимодействовать с учителем и одноклассниками;
  • развивающую, способствуя развитию кратковременной и долговременной памяти, концентрации внимания и воображения;
  • развлекательную, превращая урок в интересное и увлекательное мероприятие;
  • релаксационную, позволяя обучающимся снять эмоциональное напряжение и преодолеть языковой барьер.

Имея опыт работы с обучающимися средних (7-9) и старших классов (10-11), представляется целесообразным использовать орфографические, лексические и ролевые игры для формирования и обогащения словарного запаса обучающихся. Рассмотрим некоторые примеры игр, исходя из возрастных и психологических особенностей обучающихся физико-математической школы.

В 7 классе свою продуктивность подтвердило использование лексических игр, имеющих в своей основе двигательную активность.

  • Charades. Цель игры – отгадать слова, которое игрок показывает жестами или мимикой. Можно использовать данную игру для изучения таких тем как “Animals”, “Health problems”, “Favorite Gadgets”.
  • Pictionary. Игрок получает карточку со словом. Его задача на доске нарисовать слово так, чтобы другие участники смогли его отгадать. Данная игра подходит для изучения таких тем как “Appearance”, “Clothes”, “Sport”.
  • Running dictation. Игра проводится в парах. Цель игры – первыми правильно записать текст, который находится на расстоянии. Один игрок подбегает к тексту, читает его, запоминает, возвращается на свое место и диктует напарнику, который записывает текст. Эта игра подходит для изучения тем “Films”, “Book genres”, “Travelling”.
  • Simon Says. Подвижная игра цель которой правильно выполнять команды, отдаваемые ведущим. Ведущий отдает команду, начиная со слов “Simon says + действие”. Участник, который неправильно выполнил команду или выполнил команду без ключевой фразы “Simon says…” выбывает. Игра подойдет для изучения тем “Parts of the body”, “Emotions”, “Furniture”.

Для 8-9 классов процесс и содержание игр усложняется, они требует большего объема знаний и более интенсивной мыслительной активности. Практика показывает, что для данной возрастной категории наиболее интересными, позволяющими принять участие всем учащимся, представляются следующие игры:

  • Words Boom. Учащиеся образуют круг. Учитель говорит тему раунда, например “Different Shops”, дает мячик первому игроку и включает таймер. Игрок должен назвать слово/словосочетание по теме, например “Butcher’s” и передать мячик следующему игроку, который называет другое слово/словосочетание по теме. Игру можно усложнить для продолжающих и продвинутых групп. В этом случае тема раунда задается вопросом “What can you buy in different shops?”. Ожидаемый ответ “I can buy meat at the butcher’s”. Игрок, который не смог сказать словосочетание или передать мячик до окончания времени раунда, выбывает.
  • Word Chain. Командная игра. Цель игры – записать правильно слово/словосочетание, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Проигрывает та команда, которая не смогла продолжить цепочку. Данную игру можно использовать практически для изучения любой темы.
  • Jack’s House. Игра основана на стихотворении “Дом, который построил Джек” и предназначена для повторения лексики по теме “Houses”. Игра построена по принципу снежного кома. Участники делятся на 2 команды. Учитель начинает: “This is the house that Jack build”. Игрок из первой команды должен повторить предложение и дополнить своим словом по теме, например: “This is a detached house that Jack built”. Игрок из второй команды должен повторить предложение и добавить свое слово или предложение. “This is a detached house that Jack built with a fruit garden around”. По условиям игры игроки обязательно должны начинать предложение со слов “This is the house that Jack built…”, нельзя нарушать порядок слов, но можно менять структуру предложения. Команда, которая перепутала порядок слов или на которой закончилось отведенное на игру время, проигрывает.

Для 10-11 классов наиболее интересными представляются игры, позволяющие учащимся продемонстрировать не только более высокий уровень языковой компетенции, но и глубину фоновых знаний.

  • Guess it! Цель игры – угадать слово по его дефиниции. Игрок, объясняющий слово может использовать синонимы, антонимы, но не однокоренные слова. Игра подойдет для изучения таких тем как “Environmental problems”, “Space Exploration”, “Crime and punishment”.
  • Quiz. Цель игры – ответить на наибольшее количество вопросов. Наибольший интерес вызывают викторины, которые составляются и проводятся самими учащимися для одноклассников.
  • Role play. Цель игры – разыграть определенный сценарий от лица выбранного персонажа. Данный вид игр подойдет для изучения любой темы.

Итак, лексические игры, используемые на уроках английского языка, способствуют формированию и обогащению словарного запаса обучающихся. Играя в игры учащиеся становятся более успешными, а следовательно, более активными в изучении языка, что положительно влияет на результаты обучения.