Урок-практикум "Избирательное право граждан РФ"

Разделы: История и обществознание

Класс: 11

Ключевые слова: избирательное право


Разработка урока-практикума (предметы «Обществознание», «Право»)

11 класс, юридический предпрофессиональный

Цель урока: формирование комплексного представления у учащихся об избирательном праве как одном из важнейших признаков парламентаризма в РФ.

Задачи:

  • Образовательные: актуализировать знания обучающихся о понятии «парламентаризм», об его основных признаках, этапах становления в России; систематизировать и обобщить знания обучающихся об основных принципах избирательного права, о порядке организации избирательного процесса
  • Развивающие: продолжить формировать у обучающихся умения и навыков публичного выступления, вести диалог, работы с текстовым документом, работы в парах и в малых группах, применять свои знания в решении практических задач
  • Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, гражданского самосознания, коммуникативной культуры

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, печатные карточки с заданиями, ватман, фломастеры

Предполагаемые результаты:

  • Предметные: обучающиеся будут владеть знаниями об основных принципах, видах избирательного права граждан РФ, об основных этапах избирательной кампании; смогут применить правовые знания для оценки конкретных правовых норм с точки зрения Российского законодательства
  • Метапредметные: способствовать развитию у обучающихся умения определять цель и задачи урока, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль своей деятельности и ее оценивания; содействовать формированию навыков к самостоятельному поиску методов решения практических задач, умению ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
  • Личностные: продолжить формирование личности обучающихся как активных и ответственных членов общества, осознающих свои конституционные права и обязанности, уважающих закон и правопорядок.

Образовательные ресурсы:

  1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровень: в 2ч., М.: ООО «ТИД» «Русское слово-учебник», 2022
  2. Методическое пособие по курсу «Право» 10-11 кл. (Профильный уровень): Пособие для учителя/ Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин, М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011
  3. Л.Н.Боголюбов. Обществознание, 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Углубленный уровень. М.: Просвещение,2024

Методы и формы обучения: Методы: словесный, наглядный, проблемный, проектный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.

Ход урока

Учитель. Посмотрите на эпиграф урока: «Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа», Борис Николаевич Чичерин, русский ученый, правовед, основоположник российской школы конституционного права XIX в.

«Как вы понимаете слова русского ученого Б.Н.Чичерина?

Учащиеся. Ответы на вопрос.

Учитель. Автор слов указывает на зависимость парламентаризма от определенного уровня развития общества и государства. Парламентаризм может возникнуть лишь в определенной среде и является неким индикатором демократии. Что же такое парламентаризм?

Учащиеся. Парламентаризм – форма организации государственной власти, при которой значительную роль играют законодательные, представительные органы власти, формируемые на основе свободных выборов.

Учитель. Для того чтобы определить сколько лет исполняется русскому парламентаризму в текущем году, прошу решить задачу.

Задание выполняется устно.

Условия задачи:

Учащиеся. 1924-1905+100 =119 лет

Сообщение ученика о вехах развития русского парламентаризма с использованием компьютерной презентации.

Слайд №1. Титульный лист презентации.

Слайд №2. В России первый опыт парламентаризма приходится на 1906-1917 гг. и связан с работой Государственной Думы. 17 октября 1905 года был издан Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором планировалось введение на законодательном уровне свободы слова, свободы совести, свободы собрания, свободы формирования объединений. Исходя из Манифеста, Николай Второй учредил парламент, без которого не мог вступить в законную силу ни один закон Российской Империи.

Слайд №3. Государственная Дума, начала свою деятельность 27 апреля 1906 года, а председателем первой Государственной Думы был избран кадет С.А.Муромцев - профессор Петербургского университета. Первая Государственная Дума просуществовала 72 дня и была распущена Николаем Вторым, так как, по его мнению, накаляла обстановку в стране.

Слайд №4. Вторая Государственная Дума, председателем которой был избран кадет Ф.А.Головин, выдвинула на обсуждение аграрный вопрос, но вошла по данному вопросу в конфронтацию с правительством Столыпина. Вторая Государственная Дума была распущена - поводом для этого явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота (2-я ГД просуществовала 102 дня)

Слайд №5. Третья Государственная Дума выработала весь свой срок полномочий - 5 лет (ноябрь 1907 г. - июнь 1912 г.). Председателями 3-й Государственной Думы 3-го созыва являлись октябристы Н.А.Хомяков, А.И.Гучков, М.В.Родзянко. Государственная Дума 3-го созыва вела "горячие" споры по вопросам "национальных меньшинств", реформ в армии и аграрного вопроса, не один раз депутаты этого созыва подвергали открытой критике самодержавный режим.

Слайд №6. Четвертая Государственная Дума под председательством крупного землевладельца, октябриста М.В.Родзянко, просуществовала с ноября 1912 года по октябрь 1917 года - она была последней Государственной Думой в истории "старой России". 6 октября 1917 года Временное правительство постановило о роспуске ГД в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Слайд №7. Пришедшие к власти большевики рассматривали парламентаризм исключительно как элемент «буржуазной демократии», отвергали его в условиях диктатуры пролетариата. Представительные органы власти получили название «советы». Советы были на всех уровнях власти: Верховные – СССР, союзных, включая РСФСР, республик, автономий, а также городские, районные, сельские и поселковые. В главном органе представительной власти страны – Верховном Совете СССР – было две палаты: Совет Союза и Совет Национальностей.

Слайд №8. Важным событием в возрождении идей парламентаризма стал созыв Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 г. Впервые выборы народных депутатов в 1989г. состоялись на альтернативной основе при большой активности избирателей.

Значительным этапом в эволюции российского парламентаризма стало образование в соответствии с Конституцией России (12 декабря 1993 г.) Федерального Собрания Российской Федерации. Этот этап предполагает не только возрождение парламентских традиций, но и формирование всех структурных компонентов: системы парламентаризма, включая гражданское общество, правовое государство, многопартийность, демократическую правовую культуру, политический плюрализм.

Учитель. Давайте вспомним основные признаки парламентаризма.

На интерактивной доске прописаны признаки парламентаризма, найдите ошибочные.

  1. Свободные, альтернативные выборы
  2. Отсутствие разделение властей
  3. Признание и защит прав человека и гражданина
  4. Гласность в деятельности парламента
  5. Деятельность парламента не на постоянной основе
  6. Подчинение парламента президентской власти

Учащиеся.

Ошибочные – исправленные: разделение властей, деятельность парламента на постоянной основе, парламент – самостоятельный орган власти, не подчиняется президенту

Учитель. На уроке мы более подробно остановимся на одном из признаков парламентаризма.

Демонстрация видеоролика об участии в выборах (1 минута)

О каком проявлении парламентаризма в стране повествует этот видеоролик?

Учащиеся. Выборы в органы власти.

Учитель. Т.е о каком праве граждан мы будем вести сегодня речь на уроке?

Формируется тема урока и пишется на доске

Мы сегодня на уроке работаем в малых группах. Давайте определим роль каждого в них. (Предлагается взять любую геометрическую фигуру: круг – руководитель, треугольник – оформитель, прямоугольник – докладчик)

Учитель. Какие виды избирательного права существуют в РФ?

Учащиеся. Активное избирательное право – право избирать, с 18 лет, пассивное - быть избранным в органы власти

Учитель. Для начала давайте вспомним основные принципы избирательного права.

Вам предлагается поработать в малых группах.

У каждой группы есть задание в конверте – нужно изобразить на листе бумаги указанный принцип избирательного права, остальные группы должны его определить и дать комментарии.

  • Группа №1. Приницип равенства
  • Группа №2. Всеобщее избирательное право
  • Группа №3. Прямое избирательное право
  • Группа №4. Тайное голосование

Ответы учащихся. Всеобщность, тайное голосование, прямые выборы, равные выборов.

При ответе учащиеся дают краткое пояснение каждого принципа избирательной системы.

Учитель. Теорию мы проверили, а теперь давайте решим практические задачи. Определите, о каком принципе избирательной системы идет речь.

Группа №1. На избирательный участок Елена Ивановна Петрова пришла с дочкой, ученицей 6 класса школы, в здании которой проходило голосование. Получив свои бюллетени для голосования, она представила члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою 93-х летнюю бабушку, которая болеет. Член избирательной комиссии разъяснила, что избиратель должен голосовать сам, если он не может прийти на избирательный участок, то должен подать заявление для голосования на дому. В голосовании за большую бабушку было отказано.

Вопрос: правильно ли поступил член избирательной комиссии. О каком принципе избирательной системы здесь идет речь?

Учащиеся. Член УИК поступил правильно. Принцип – прямого участия граждан в выборах.

Группа №2. Петр Петрович в день выборов пришел на избирательный участок, получив бюллетень, сделал на нем соответствующую отметку в отведенном поле, опустил в ящик для голосования и спокойно поехал на дачу. Но через час он решил, что не за того кандидата он проголосовал, поэтому решил пойти на избирательный участок, находящийся недалеко от его дачи и проголосовать снова. Придя на избирательный участок, он получил бюллетень и проголосовал.

Вопрос: имел ли право член избирательной комиссии, находящейся недалеко от дачи Петра Петровича, выдать ему бюллетень и разрешить проголосовать. О каком принципе избирательного права идет речь?

Учащиеся: не имел права выдавать ему бюллетень, т.к. П.П. проголосовал уже на другом участке. Нарушен принцип равенства.

Группа №3. В день голосования 24.03.2011г. в местные органы власти на избирательный участок пришел ученик 11 кл. Ф.Власенко. Когда он подал паспорт члену избирательной комиссии для получения избирательного бюллетеня, член избирательной комиссии объяснил, что ему еще рано участвовать в выборах, т.к. его день рождения 29.06.2011г.

Вопрос: прав ли член избирательной комиссии? О каком принципе избирательного права идет речь?

Учащиеся: член УИК прав, т.к. при принципе всеобщего голосования в РФ существует ценз возрастной – 18 лет. Ф. Власенко на момент проведения выборов не исполнилось 18 лет. Так же в РФ есть ценз оседлости.

Группа №4. На избирательный участок вошла с трудом передвигающаяся старушка. Получив бюллетень, она поискала по карманам очки, обнаружила, что забыла их дома. Тогда она попросила одного из избирателей помочь ей заполнить бюллетень. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетень. Потом старушка бросила его в урну для голосования. Член избирательной комиссии сделал им замечание, что бюллетень должен заполнять сам избиратель лично.

Вопрос: прав ли член избирательной комиссии? Нарушен ли принцип тайного голосования в данном случае?

Учащиеся: старушка могла воспользоваться помощью другого лица, если это лицо не член УИК, не зарегистрированный кандидат, не доверенное или уполномоченное лицо кандидата, не наблюдатель. Этот факт должен быть отражен в списке избирателей.

Учитель. А теперь давайте вспомним термины, связанные с нашей темой. Вам в конверте предлагаются буквы, составьте из них слово, связанное с избирательном правом в РФ и объясните его смысл

  • Группа №1. Абсентеизм
  • Группа №2. Кандидат
  • Группа №3. Электорат
  • Группа №4. Референдум

Учитель: Для того, чтобы мы свами могли поучаствовать в выборах, в референдуме, каждые выборы должны быть тщательно подготовлены и проведены согласно установленных законом требований.

Учитель: Давайте вспомним последовательность в проведении выборов.

Задание для работы фронтальной: расставьте последовательно этапы избирательного процесса (этапы написаны на отдельных карточках)

Учащиеся выходят к доске и вывешивают свой этап:

  1. назначение даты выборов,
  2. образование избирательных округов,
  3. создание избирательных комиссий,
  4. составление списков избирателей,
  5. выдвижение и регистрация кандидатов,
  6. предвыборная агитация,
  7. голосование,
  8. объявление результатов голосования

Учитель: Вам предлагается выполнить задание – заполнить в тексте пропуски.

Группа №1. «Формирование списка избирателей».

- В РФ признается ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ принцип формирования списка. Гражданин может быть включен только в ОДИН список. Избиратель может познакомиться со списком за 20 дней до выборов. Если в год выборов гражданину исполняется 18 лет, то в списке избирателей отмечается ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ГОД РОЖДЕНИЯ

Группа №2. «Выдвижение и регистрация кандидатов».

- кандидатом в Президенты РФ можно стать с возраста 35 лет. Кандидатом в ГД можно стать с возраста 21 года. Кандидатом в сенаторы можно стать с 30 лет. Кандидат может быть выдвинут ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ, БЫТЬ САМОВЫДВИЖЕНЦЕМ. На время избирательной кампании кандидат может быть освобожден от ОСНОВНОЙ РАБОТЫ.

Группа №3. «Предвыборная агитация».

- Предвыборная агитация начинается за 28 дней до выборов. Заканчивается в 00 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В предвыборной агитации могут участвовать лица достигшие 18 лет. Предвыборной агитацией не могут заниматься несовершеннолетние, воинские части, члены УИК с правом решающего голоса, должностные лица

Группа №4. «Голосование».

- голосование на избирательном участке начинается в 8.00 часов по местному времени. Заканчивается голосование в 20.00 часов по местному времени. Для получения бюллетеня избиратель должен предъявить члену избирательной комиссии паспорт. Если гражданин по состоянию здоровья не может прибыть на избирательный участок, то он голосует на дому. С 2020 г. введено многодневное голосование, не более 3 дней. На выборах Президента РФ в 2024г. применялось дистанционное голосование по средствам системы Гос. Услуг

Учитель: создайте лозунг, который побудит нас избирателей обязательно пойти на выборы.

Учащаяся. Стихотворение о значимости выборов

Родина моя,
Где родился, вырос
И живу, где я
За нее волнуюсь

Всей душой моля,
Чтобы не страдала
Ты, земля моя!
Я уж постараюсь

С честью послужить
И тебе, родная
Сердцем защитить
Плечи расправляя

С гордостью в глазах
Бело-синий-красный
Флаг несу в руках.

Ведь сегодня праздник:
Выборы в стране,
Безразличных нет
Людей к ее судьбе!

Рефлексия: Составьте синкейн на тему «Избирательное право граждан РФ».

Если останется время на уроке.

  1. Сколько страниц в паспорте? (19.)
  2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
  3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
  4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
  5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
  6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
  7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
  8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
  9. Сколько цифр в номере и серии паспорта? (10.)
  10. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

Список литературы

  1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. 2 ч. – 6-е изд. испр. и доп. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2008. – 232 с.
  2. Методическое пособие по курсу «Право». 10-11 класс (Профильный уровень образования): Пособие для учителей/ Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин. – 2-е изд. –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 352с.
  3. Закона Камчатского края «О выборах депутатов в Законодательное Собрание Камчатского края».
  4. www.intrestinghistory.ru/ihs-600-1.html Этапы становления современного российского парламентаризма.
  5. referats.allbest.ru/law/9000304892.htm Исторические этапы развития парламентаризма в России.