Экстремизм - серьёзная проблема современного общества. Поэтому важной задачей является профилактика различных его проявлений.
Именно в подростковом возрасте, когда происходит становление основных жизненных ценностей, необходимо проводить первичную профилактику этого опасного для общества явления. В основе всей деятельности лежит формирование толерантности.
Участники: учащиеся 5-7 классов, волонтёры 9-11 классов (всего 170 чел.)
Место проведения: актовый зал, этапы игры - территория гимназии.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация, музыкальная аппаратура, маршрутные листы, оборудование на этапах
Цель: Формировать позитивных взаимоотношения в детских коллективах, выработка негативного отношения к различным проявлениям экстремизма.
Задачи:
- Актуализировать понятие «толерантность» и «толерантный человек» в режиме командной работы;
- Инициировать способы толерантного реагирования в предлагаемых ситуациях.
- Сформулировать законы толерантного поведения
План.
- Вводная часть. Актуализация проблемы. Деление на команды-экипажи звездолётов.
- Основная часть.
- Командно-интеллектуальная игра «Квазар толерантности», включающая
- 7 этапов (Игры и упражнения, направленные на развитие толерантности.)
- Подведение итогов.
Ход мероприятия
Затемнение. Ведущего не видно. Звучит его голос (лучше всего — через усилитель и скрытые динамики; фоном звучит «космическая» музыка)
Давным-давно, когда человечество было совсем юным, оно было едино. Люди жили в мире и согласии, уважали друг - друга, поддерживали в трудностях. Им помогали в этом законы толерантности. Так шли века. Проходили тысячелетия. И вот и над миром нависла угроза. Силы зла вмешались в жизнь планеты и похитили эти справедливые законы. На планете Земля – 6 млрд. человек. 200 национальностей! Планету охватили войны, конфликты, ссоры. Теперь уже всей Вселенной угрожает смертельная опасность! Жители самой яркой и доброй звезды « Квазар», мы обращаемся к Вам. Необходимо организовать экспедицию по спасению этой планеты. Экипажи звездолётов – готовность №1. (свет)
Командиры экипажей, получить маршрутные листы!
Внимание!
Правила экспедиции:
1. Команды двигаются по пространству гимназии, отыскивая указанные места этапов по маршрутному листу по индивидуальному плану.
Необходимо, выполняя задания на этапах-испытаниях, составить выражение, которое представляет один из принципов толерантности.
Экспедиция состоит из 7 этапов, каждый находится в отдельном месте и обозначен вывеской с названием этапа. Каждый этап курирует Мастера игры – члены волонтёрского отряда «Рука друга».
Переход от этапа к этапу сопровождается сигналом - песней «Дорога добра».
2. Каждый Мастер оценивает работу команды до 5 баллов. Записывает в маршрутный лист.
По итогам игры каждая из команд должна составить выражение, которое представляет один из законов толерантности.
Не сбиться с пути вам поможет эта земная песня (звучит « Дорога добра»), услышав её, вы будете понимать, что на правильном пути. Вперёд, по дорогам добра!
|
Название этапа |
Задание |
1 |
ДОМИНО |
Первый участник становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д. |
2 |
Песенный ринг |
Команды соревнуются в знании песен о дружбе. |
3 |
Мы разные, но мы вместе! |
Участники встают в шеренгу. По команде ведущего, за минимальное время, они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, глазами исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама»), по другим признакам. При этом ведущий каждый раз четко обозначает, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой — «с самыми темными». |
4 |
«Ладошка» |
Каждый обводит на бумаге свою ладонь и пишет на ней свое имя. Затем лист передается по кругу и следующий пишет на одном из пальцев толерантную черту характера, присущую своему однокласснику. Так продолжается до тех пор, пока не заполнятся все «пальчики» у каждого участника. По завершению работы все рисунки ладошек размещаются на едином поле (ватмана, доски). |
5 |
Четверостишия |
Придумать четверостишия на заданные рифмы: |
6 |
Анаграммы |
Обнаружить слова - враги толерантности и обезвредить их: жбадру, акулыб, внаой, рассо, приветвиест, фликткон, радка, рми, ьтсвинане. |
7 |
Да – Нет - Может быть |
Каждый участник разъясняет свою позицию по данному высказыванию. |
На последнем этапе команды – экипажи получают 1 составляющую принципов толерантности. В актовом зале каждый экипаж озвучивает тот принцип толерантности, который они «спасли».
Семь законов толерантности:
- Принимать себя и других людей такими, какие мы есть
- Устанавливать доброжелательные отношения с окружающими
- Понимать индивидуальную неповторимость каждого
- Уважать достоинство всех без исключения людей
- Ценить различия между людьми.
- Уметь владеть собой, управлять своими эмоциями.
- Уметь брать на себя ответственность
(На слайдовой презентации появляются озвученные законы толерантности.)
Вед: Экипажи! Вы спасли планету от зла! Ваши звездолёты, следуя дорогами добра, преодолёли трудный путь спасения законов толерантности! В экспедиции вам помогала песня. И для того, чтобы добрые силы восторжествовали окончательно, я приглашаю экипаж звездолётов дружно исполнить её всем вместе.
Наша встреча подходит к концу, надеемся, что толерантность прочно станет для вас нормой жизни.
По обе стороны зала вы видите высказывание - «Я живу по законам толерантности!» Прошу оставить свою подпись под этими словами тех, кто согласен с этим. (Музыка, дети оставляют свои автографы на листах ватмана)
Спасибо за участие. До свидания
Маршрутный лист
Команда _______________________________
|
Название этапа |
Место расположения |
Мастер |
Баллы |
1 |
Домино |
У кабинета № |
|
|
2 |
Карандаш |
У кабинета № |
|
|
3 |
Мы разные, но мы вместе! |
У кабинета № |
|
|
4 |
Ладошки |
У кабинета № |
|
|
5 |
Четверостишия |
У кабинета № |
|
|
6 |
Анаграммы |
У кабинета № |
|
|
7 |
Да – Нет – Может быть |
У кабинета № |
|
|
Баллы за игру______________________
Оформление в коридорах гимназии - цитаты знаменитых людей о толерантности:
- «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
- "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
- «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент-Экзюпери)
- «Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» (Пифагор)