Командно-интеллектуальная игра "Дружба – оружие против экстремизма"

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: интеллектуальная игра, экстремизм


Экстремизм - серьёзная проблема современного общества. Поэтому важной задачей является профилактика различных его проявлений.

Именно в подростковом возрасте, когда происходит становление основных жизненных ценностей, необходимо проводить первичную профилактику этого опасного для общества явления. В основе всей деятельности лежит формирование толерантности.

Участники: учащиеся 5-7 классов, волонтёры 9-11 классов (всего 170 чел.)

Место проведения: актовый зал, этапы игры - территория гимназии.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация, музыкальная аппаратура, маршрутные листы, оборудование на этапах

Цель: Формировать позитивных взаимоотношения в детских коллективах, выработка негативного отношения к различным проявлениям экстремизма.

Задачи:

  • Актуализировать понятие «толерантность» и «толерантный человек» в режиме командной работы;
  • Инициировать способы толерантного реагирования в предлагаемых ситуациях.
  • Сформулировать законы толерантного поведения

План.

  1. Вводная часть. Актуализация проблемы. Деление на команды-экипажи звездолётов.
  2. Основная часть.
  3. Командно-интеллектуальная игра «Квазар толерантности», включающая
  4. 7 этапов (Игры и упражнения, направленные на развитие толерантности.)
  5. Подведение итогов.

Ход мероприятия

Затемнение. Ведущего не видно. Звучит его голос (лучше всего — через усилитель и скрытые динамики; фоном звучит «космическая» музыка)

Давным-давно, когда человечество было совсем юным, оно было едино. Люди жили в мире и согласии, уважали друг - друга, поддерживали в трудностях. Им помогали в этом законы толерантности. Так шли века. Проходили тысячелетия. И вот и над миром нависла угроза. Силы зла вмешались в жизнь планеты и похитили эти справедливые законы. На планете Земля – 6 млрд. человек. 200 национальностей! Планету охватили войны, конфликты, ссоры. Теперь уже всей Вселенной угрожает смертельная опасность! Жители самой яркой и доброй звезды « Квазар», мы обращаемся к Вам. Необходимо организовать экспедицию по спасению этой планеты. Экипажи звездолётов – готовность №1. (свет)

Командиры экипажей, получить маршрутные листы!

Внимание!

Правила экспедиции:

1. Команды двигаются по пространству гимназии, отыскивая указанные места этапов по маршрутному листу по индивидуальному плану.
Необходимо, выполняя задания на этапах-испытаниях, составить выражение, которое представляет один из принципов толерантности.

Экспедиция состоит из 7 этапов, каждый находится в отдельном месте и обозначен вывеской с названием этапа. Каждый этап курирует Мастера игры – члены волонтёрского отряда «Рука друга».

Переход от этапа к этапу сопровождается сигналом - песней «Дорога добра».

2. Каждый Мастер оценивает работу команды до 5 баллов. Записывает в маршрутный лист.

По итогам игры каждая из команд должна составить выражение, которое представляет один из законов толерантности.

Не сбиться с пути вам поможет эта земная песня (звучит « Дорога добра»), услышав её, вы будете понимать, что на правильном пути. Вперёд, по дорогам добра!

 

Название этапа

Задание

1

ДОМИНО

Первый участник становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.
Мастер:
- что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
- что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

2

Песенный ринг

Команды соревнуются в знании песен о дружбе.
Проверяется сплочённость коллектива.

3

Мы разные, но мы вместе!

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего, за минимальное время, они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, глазами исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама»), по дру­гим признакам. При этом ведущий каждый раз четко обозначает, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой — «с самыми темными».

4

«Ладошка»

Каждый обводит на бумаге свою ладонь и пишет на ней свое имя. Затем лист передается по кругу  и следующий пишет на одном из пальцев толерантную черту характера, присущую своему однокласснику. Так продолжается до тех пор, пока не заполнятся все «пальчики» у каждого участника. По завершению работы все  рисунки ладошек размещаются на едином поле (ватмана, доски).

5

Четверостишия

Придумать четверостишия на заданные рифмы:
«друг - круг - дорога - много»,
«береги-помоги-полночь - помощь»,
«путь - чуть-чуть, лесенка-песенка»

6

Анаграммы

Обнаружить слова - враги толерантности и обезвредить их: жбадру, акулыб, внаой, рассо, приветвиест, фликткон, радка, рми, ьтсвинане.

7

Да – Нет - Может быть

Каждый участник разъясняет свою позицию по данному высказыванию.
Следующие варианты высказываний-суждений:
1.Если меня обидят, то я обязательно дам сдачи!
2.Если мне не нравится человек, я с ним не стану сидеть за партой.
3.Я не против в лагере жить в одной комнате с негритёнком.
4.Я смогу найти общий язык практически с любым человеком.
5.Я смеялся над одноклассником, который был не модно одет.
6. Ты отталкиваешь женщину, которая медленно идёт, чтобы обогнать её.
7.На твоих глазах обижают одноклассника, ты делаешь вид, будто ничего не происходит.

На последнем этапе команды – экипажи получают 1 составляющую принципов толерантности. В актовом зале каждый экипаж озвучивает тот принцип толерантности, который они «спасли».

Семь законов толерантности:

  1. Принимать себя и других людей такими, какие мы есть
  2. Устанавливать доброжелательные отношения с окружающими
  3. Понимать индивидуальную неповторимость каждого
  4. Уважать достоинство всех без исключения людей
  5. Ценить различия между людьми.
  6. Уметь владеть собой, управлять своими эмоциями.
  7. Уметь брать на себя ответственность

(На слайдовой презентации появляются озвученные законы толерантности.)

Вед: Экипажи! Вы спасли планету от зла! Ваши звездолёты, следуя дорогами добра, преодолёли трудный путь спасения законов толерантности! В экспедиции вам помогала песня. И для того, чтобы добрые силы восторжествовали окончательно, я приглашаю экипаж звездолётов дружно исполнить её всем вместе.

Наша встреча подходит к концу, надеемся, что толерантность прочно станет для вас нормой жизни.

По обе стороны зала вы видите высказывание - «Я живу по законам толерантности!» Прошу оставить свою подпись под этими словами тех, кто согласен с этим. (Музыка, дети оставляют свои автографы на листах ватмана)

Спасибо за участие. До свидания

Маршрутный лист

Команда _______________________________

 

Название этапа

Место расположения

Мастер

Баллы

1

Домино

У кабинета №

 

 

2

Карандаш

У кабинета №

 

 

3

Мы разные, но мы вместе!

У кабинета №

 

 

4

Ладошки

У кабинета №

 

 

5

Четверостишия

У кабинета №

 

 

6

Анаграммы

У кабинета №

 

 

7

Да – Нет – Может быть

У кабинета №

 

 

Баллы за игру______________________

Оформление в коридорах гимназии - цитаты знаменитых людей о толерантности:

  • «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!»
  • "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
  • «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент-Экзюпери)
  • «Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» (Пифагор)