Тип урока: открытие нового знания через исследовательский метод.
Место в курсе: 1-й урок тематического блока «Причастие».
Продолжительность: 45 мин.
Нормативно-правовая и методическая основа
| Документ | Что учитываю на уроке |
ФГОС ООО (приказ № 287 от 31.05.2021 с изм. 2022, 2024) |
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, принцип исследовательской активности обучающихся. |
Федеральная рабочая программа «Русский язык. 5–9 классы» |
Тематическая линия «Морфология и орфография»; в 7 классе – знакомство со словом как частью речи, обладающей двойной природой (причастие). |
Цель урока: Создать условия для самостоятельного открытия учащимися понятия причастие как особой формы глагола, сочетающей признаки глагола и имени прилагательного, и для овладения первичными навыками его распознавания в тексте и морфологического анализа.
Планируемые результаты
| Категория | Результаты |
Личностные |
|
Метапредметные (УУД) |
|
Предметные |
|
Ключевые понятия
Причастие, действительное / страдательное, суффикс, временная форма, залог, зависимое слово, определяемое слово, причастный оборот.
Межпредметные связи и формирование функциональной грамотности
- Литература – анализ художественных текстов (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»).
- История – контексты речевого материала («гвардейцы, построенные на плацу»).
- Информатика/ИКТ – работа с электронным орфографическим словарём; интерактивная доска.
- Функциональная грамотность – чтение, критическое мышление (поиск подтверждения гипотез).
Материально-техническое обеспечение
- Интерактивная панель, презентация
- Раздаточный комплект «Исследовательские листы» (по 3 на каждую группу).
- Карточки с текстами-фрагментами (1 на парту).
- Учебник.
- Орфографические словари (бумажный + онлайн).
Ход урока
Этап, время |
Цель |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Методы и приёмы |
Формируемые УУД / оценка |
1. Организа- |
Мотивация, включение в работу |
Приветствие, формулирую контекст: «Сегодня мы раскроем тайну слова, которое ведёт двойную жизнь». |
Слушают, настраиваются. |
«Слово-загадка» (приём WOW-вступление). |
Регулятивные: самоорганизация. |
2. Актуали- |
Выявить противоречие («Зачем новое понятие, если есть глагол и прилагательное?») |
Показываю предложения: «Пылающие костры освещали лагерь»; «Костёр пылает»; прошу определить части речи слов пылающие, пылает. |
Предлагают варианты, затрудняются → формулируют проблему. |
Метод «Один вопрос – три ответа»; эвристическая беседа. |
Познавательные: анализ, сравнение. |
3. Выдвижение гипотез (3 мин) |
Сформулировать предположения о природе «непонятных» слов |
«Какое предположение можем выдвинуть? Чем пылающие отличается от пылает?» |
Формулируют 2–3 гипотезы (это форма глагола; это прилагательное; это что-то промежуточное). |
Работа «мозговой атаки». |
Коммуникативные: аргументация. |
4. План исследовния (1 мин) |
Согласовать алгоритм групповой работы |
Раздаю Исследовательский лист (шаги: собрать примеры, выделить признаки, классифицировать). Определяю время – 10 мин. |
Принимают план, распределяют роли (спикер, секретарь, исследователь). |
Метод проектов (мини-исследование). |
Регулятивные: планирование. |
5. Групповое исследование языкового материала (10 мин) |
Открытие нового знания «изнутри» |
Консультирую, направляю вопросы: «Есть ли у слова признаки глагола? Какие?». |
Отбирают из текста причастия; заполняют таблицу «Признаки слова»; делают вывод. |
Сравнительный анализ, выделение существенных признаков, использование словаря. |
Познавательные: классификация; Коммуникативные: сотрудничество. |
6. Презентация и обсуждение результатов (5 мин) |
Сверка гипотез, формулировка определения |
Каждая группа кратко докладывает (2 примера + вывод). Веду протокол на доске. |
Слушают, задают уточняющие вопросы. |
«Аквариум» (мини-дискус- |
Коммуникативные: дискуссия; оценивание (см. критерии ниже). |
7. Формализация (4 мин) |
Закрепить научное определение |
Дополняю выводы ребят, вывожу фиксацию на слайде: Причастие – особая форма глагола, обозначающая… (+ классификация по залогу и времени). |
Записывают в тетради. |
Мини-лекция с визуальной схемой. |
Познавательные: обобщение. |
8. Первичное закрепление (8 мин) |
Натренировать умение распознавать и образовывать причастия |
Интерактивный квиз: «Верно/неверно». Карточки «Измените глагол → причастие». |
Выбирают ответы в квизе (мгновенная статистика). Работают парами над карточками, проговаривая алгоритм. |
Игровое тестирование, взаимопроверка |
Регулятивные: самоконтроль; Познавательные: применение правил. |
9. Рефлексия (3 мин) |
Осмыслить путь исследования, самооценка |
Ставлю вопрос: «Что сегодня открыли? Где пригодится?»; |
Отмечают эмоцию, называют главное открытие. |
Приём «Лист рефлексии». |
Личностные: самоанализ. |
10. Домашнее задание (2 мин) |
Продолжение исследования, творческое применение |
Базовый уровень: упр. …, учебник – выписать 5 причастий, указать признаки. |
Записывают, задают вопросы. |
Дифференциация по уровню. |
Регулятивные: планирование работы дома. |
Критерии и инструменты оценки
| Деятельность | Инструмент |
Критерии |
Групповая презентация |
Шкала 0–2 по трём позициям (точность вывода, аргументация, работа в команде) |
2 балла – полная, точная формулировка, убедительные примеры; |
Интерактивный квиз |
Автоматический % правильных ответов |
80–100 % – «5», 60–79 % – «4», 40–59 % – «3», < 40 % – повторное прохождение. |
Домашнее задание (повышенный уровень) |
Чек-лист (наличие 5 причастий, корректная форма, верные пояснения) |
5 + оформление – «отлично»; |
Методические комментарии
- Исследовательский драйв
Начальная загадка («слово-хамелеон») мгновенно вовлекает семиклассников. Главное – не «подсказать» решение, а удерживать вопрос до конца «экспедиции». - Дифференциация
В классе всегда есть учащиеся, уже сталкивавшиеся с причастием при подготовке к олимпиадам. Предлагаю им роль «языковых консультантов» – сохраняю мотивацию сильных и создаю ситуацию взаимного обучения. - ИКТ-поддержка
Живая статистика в Mentimeter показывает успехи – это формативная оценка «здесь и сейчас». Записываю показатели в электронный журнал как «текущий мониторинг». - Функциональная грамотность
Просьба объяснить выбор формы причастия в собственном мини-тексте – выход за рамки правила: ребёнок учится «передавать реальность через грамматику».
Литература и интернет-ресурсы для учителя
- Бабайцева В. В., Чекулаева Г.А. Русский язык. 7 класс (новая редакция, Москва: Просвещение, 2024).
- Львова С.И. Методика преподавания русского языка. Ч. 2. Морфология – 7-е изд., испр. (М.: МГПУ, 2023).
- Единое содержание общего образования: Русский язык. 5–9 классы. – М., 2022
- Цифровая платформа «Российская электронная школа» (уроки и тренажёры по теме «Причастие»).