Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Подвиг Героя»

Разделы: Работа с дошкольниками, К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Класс: д/с

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., старшие дошкольники


Музыкально-литературная композиция «Подвиг Героя» посвящена памяти Героя Советского Союза Д.М.Карбышева и предназначена для проведения с детьми старшего дошкольного возраста, которая является завершающим мероприятием тематического периода «Великий День Победы».

Сценарий музыкально-литературной композиции «Подвиг Героя» разработан с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, а также решает основные цели и задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Цель музыкально-литературной композиции – воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма и уважения к истории своей страны, а также чувства гордости за подвиги своего народа.

Идея разработки сценария музыкально-литературной композиции принадлежит авторам данной методической разработки. В сценарии использованы стихотворения и песни советских, российских поэтов и композиторов. Танцевальные композиции составляют самостоятельно педагоги с учетом возраста детей и уровнем развития музыкально-ритмической деятельности старших дошкольников.

Информация о подвиге Д.М.Карбышева и фотографии были взяты с официальных интернет-источников – официальный сайт школы № 354 г. Москвы, сайт Российского государственного военного архива.

Звучит маршевая музыка. Дети входят в музыкальный зал.

Выполняют «Праздничное перестроение с разноцветными флажками»

(музыкальное сопровождение и композиция движений по выбору музыкального руководителя)

1 ребенок:

Что такое День Победы?
Это утренний парад,
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.

2 ребенок:

Что такое День Победы?
Это праздничный салют,
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.

3 ребенок:

Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.

4 ребенок:

Что такое День Победы?
Это запахи весны…
Что такое День Победы?
Это значит – нет войны!
(А.Усачев)

Дети исполняют песню «В День Победы» (музыка Г.Ребровой, слова Н.Френкеля)

Ведущий:

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты! Подарили Вы планете
Великий Май, Победный Май!
(М.Владимов)

1 ребенок:

Был великий День Победы
Много лет тому назад.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.

2 ребенок:

Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ,
Как сражались наши деды
За весь мир и всех нас.

3 ребенок:

Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.

4 ребенок:

Мы будем храбрыми, как деды,
Родную землю защитим,
И солнце яркое Победы
Мы никому не отдадим.
(О.Пивкина)

Дети исполняют танцевальную композицию с цветами и разноцветными лентами

(музыкальное сопровождение и композиция движений по выбору музыкального руководителя).

Дети садятся на стульчики.

На экране фотография «Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду»

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны многие погибшие солдаты были признаны пропавшими безвести и захоронены в братских могилах. У Кремлевской стены, у Могилы Неизвестного Солдата, всегда горит Вечный огонь и написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

1 ребенок:

У Кремлевской стены,
Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки стоят.
Там пылает огонь, и в земле рядом спит
Вечным сном Неизвестный солдат.

2 ребенок:

Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал,
Чей-то сын, иль отец или брат.
Помним мы о тебе, о тебе говорим
И поем, неизвестный солдат.

3 ребенок:

Мы приходим к тебе и приносим цветы,
Скромный дар от друзей и ребят.
Мы клянемся тебе край родной так любить,
Как любил Неизвестный солдат!
(Р.Томилин)

Педагоги исполняют песню «Вечный огонь» (музыка А.Филиппенко, слова Д.Чибисова, перевод К.Лидиной)

Ведущий: Великая Отечественная война… Погибали дети, женщины, мужчины, старики… В память о погибших объявляют минуту молчания. Минута молчания – символ скорби и памяти о тех, кто отдал свою жизнь за Родину, за мирное небо над головой!

Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
(Р.Рождественский)

Ведущий: Почтим память погибших воинов минутой молчания. Объявляется минута молчания. Прошу всех встать…

Все встают. Звуки метронома.

Ведущий: Прошу садиться.

На экране фотография «Памятник «Журавли» в городе Саратове»

Ведущий: Ребята, посмотрите, это памятник «Журавли». Он установлен в городе Саратове в честь погибших воинов во времена Великой Отечественной войны. А еще была написана песня «Журавли» композитором Яном Френкелем на стихи поэта Расула Гамзатова. Образ птиц стал символом памяти о погибших в Великую Отечественную войну.

Взрослые (педагоги и родители) исполняют танцевальную композицию «Журавли» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова)

(композиция движений по выбору музыкального руководителя)

Ведущий:

Он воевать ушел на фронт
За отчий дом, за свой народ,
Ушел, войною опален,
Откуда не вернулся он.

Ведущий: Наша школа № 354 города Москвы носит имя Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева.

Звучит спокойная музыка. Педагог рассказывает о Герое Советского Союза Д.М.Карбышеве. Рассказ педагога сопровождается показом фотографий (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Фотография 1

Дмитрий Михайлович Карбышев – военный и гениальный инженер. Он человек-легенда, который стал символом несгибаемой воли и стойкости. Его подвиг, вся его жизнь служат примером истинного патриотизма и любви к Родине.

Дмитрий Михайлович был ранен и попал к немцам в плен, отказался с ними сотрудничать. 18 февраля 1945 года погиб в немецком плену, в лагере Маутхаузен – был раздет донага, облит на морозе холодной водой и превратился в льдину. Он не просил о пощаде. Без криков ужаса достойно принял смерть.

Послушайте стихотворение Екатерины Задуевой «Посвящение» Дмитрию Михайловичу Карбышеву. (Стихотворение читает педагог)

Его пытали на морозе
И обливали ледяной водой.
А он стоял, сжимая губы,
Наш не поверженный герой.
Прошли года, замолкли залпы,
Но помним мы его всегда.
Наш генерал, наш воин храбрый,
Он – наша память на века.
Его и пытки не сломали,
Он Родину не смог предать.
Своих друзей, родных, Россию,
Все, что зовем мы словом «мать».
Он жизнь отдал не ради славы,
А ради наших светлых дней.
И будем чтить мы память эту
Не только в майский день!

Фотография 2

На том месте был воздвигнут памятник Карбышеву.

Посмертно, 16 августа 1946 года, было присвоено звание «Герой Советского Союза».

Фотография 3

В 1975 году нашей школе было присвоено имя генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева и основан школьный музей Боевой славы, который размещен на первом этаже нашей школы.

Фотография 4

Памятный мемориал слева от дверей. Этот мемориал сделан вместе с детьми и их родителями. Три картины закрывают всю стену. В центре памятник генерал-лейтенанту Д.М.Карбышеву, который установлен на входе в концлагерь Маутхаузен, а по бокам тени, темные силуэты людей, погибших в немецких застенках Второй мировой. Возникает такое чувство, что он собрал всю волю силу, всю волю внутри себя.

Фотография 5

Одно из главных событий нашей школы – это посвящение первоклассников в «Юные карбышевцы». Традиция свято чтится в нашей школе с 1975 года, когда ей было присвоено имя Героя. 

В центр зала выходят три ребенка и читают по очереди

1 ребенок:

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

2 ребенок:

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой Вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава Вам навеки
От всей земли, от всей земли!

3 ребенок:

Благодарим, солдаты, Вас!
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
(М.Владимов)

Ведущий:

Нет! – заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам!
Должна трава зеленой быть,
А небо синим-синим!
Нам нужен разноцветный мир,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды!
(М.Шатохина)

Дети исполняют песню «Мир – это детство!» (музыка Е.Архиповой, слова В.Данько)

Ведущий:

Летите, голуби, летите,
Для вас нигде преграды нет!
Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет!
(М.Матусовский)

Девочки исполняют танцевальную композицию «Летите, голуби»

(Музыкальное сопровождение и композиция движений по усмотрению музыкального руководителя)

Дети: Победа! Победа!

Ведущий:

Великое слово!
В нем слава Отчизны и слава бойца!
Оно трепетать заставляет любого,
Оно, как огонь, зажигает сердца!

Дети: Победа! Победа!

Ведущий:

Ты нас осенила
Своим золотым и широким крылом!
Мы чуем свою богатырскую силу,
Знамена героев мы гордо несем!

Дети: Победа! Победа!

Ведущий:

И залпы гремят над Москвой!
И радости светлой настала пора!
Да здравствует русский прославленный воин!
Великой Победе мы крикнем … Ура!!!
(В.Лебедев-Кумач)

Дети и взрослые исполняют песню «День Победы» (музыка М.Еремеевой, слова С.Еремеева)

Звучит в записи песня «День Победы» (музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова). Дети покидают музыкальный зал.

Музыкально-литературная композиция закончена.