Волшебный мир компьютерной графики: редактирование графических изображений

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии, Презентация к уроку

Ключевые слова: графический редактор, компьютерная графика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Пояснительная записка

Под функциональной грамотностью понимается способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать - писать - понимать - ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.

Функциональная грамотность складывается из следующих компонентов:

  • общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки;
  • компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы;
  • грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности;
  • информационная: набор умений и навыков, позволяющий запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией.
  • коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы;
  • владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы;
  • грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой;
  • правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:

  1. достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования;
  2. формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ;
  3. накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

  1. учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
  2. обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
  3. предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  4. правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;
  5. используются продуктивные формы групповой работы;
  6. обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.

Все, вышеперечисленные аспекты, обусловили выбор темы урока, применяемые технологии, методы, приемы и средства обучения. Так, например, на организационном этапе и этапе мотивации учебной деятельности используются приемы «Отложенная догадка» и «Самый важный вопрос», позволяющие ребятам сформулировать тему урока и выдвинуть личностные цели занятия; опорные листы помогают структурировать полученную теоретическую информацию; исследовательская составляющая проводимых экспериментов практической части ориентирована на открытие нового знания, «Банка мудрости» позволяет провести анализ учебной деятельности и оценить способы достижения поставленной в начале урока цели.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Введение в информатику.

Тема урока: Волшебный мир компьютерной графики (Редактирование графических изображений)

Класс: 5 класс.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Планируемые результаты:

  • предметные – умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами;
  • метапредметные – развитие ИКТ-компетентности, умения выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, умения планировать учебную деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
  • личностные – способность к планированию собственной деятельности, приобретение опыта использования ИКТ - инструментов в работе с фрагментами изображения, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

  • закрепить умения работы в графическом редакторе;
  • познакомить учащихся с возможностями работы с фрагментами в графическом редакторе;
  • сформировать умения создавать сложные графические объекты путём преобразования графических фрагментов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: графический редактор; инструменты графического редактора; фрагмент.

Технологии, используемые на уроке: технология формирования ИКТ-компетенции.

Формы и методы работы: фронтальная и индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.
Ребята, сегодня вам предстоит вспомнить известные вам факты, открыть новые знания и научиться их применять в ходе практической работы. Я думаю, вы отлично с этим справитесь. Итак, начнем.

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

Личностные:
- формирование навыков самоорганизации

2. Мотивационное начало урока Ребята, как вы думаете, как можно назвать персонажа, который способен творить чудеса? Волшебником

Личностные:
- самоопределение;
- развитие логического мышления, познавательной активности,
- понимание значения различных форм представления информации в жизни человека.
Познавательные:
- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям,
- структурирование знаний;
Регулятивные:
- целеполагание,
- планирование путей достижения цели.

Где мы можем встретить таких персонажей? В сказках
Я загадала одну известную сказку, попробуйте ее отгадать. Подсказкой вам будет вот этот волшебный предмет.
Кто из вас читал эту сказку?
Волшебная лампа Алладина
Вспомните, пожалуйста, какие формы представления информации были представлены в этой книге. Текстовая и графическая форма представления информации.
Какая из перечисленных форм является наглядной формой представления информации и почему? Графическая, т.к. эта форма позволяет легче воспринимать и запоминать информацию.
А вас заинтересовала бы книга, не содержащая иллюстрации?
Как создаются иллюстрации?
У вас в опорных листах есть определение графики. На основе этого определения сформулируйте понятие компьютерной графики. Приведите примеры компьютерной графики.
Рисуют художники, с помощью компьютера
Компьютерная графика.
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? Записывают тему в опорные листы
Ребята, на ваш взгляд, какой вопрос самый важный в этой теме? Как создаются и обрабатываются графические изображения с помощью компьютера.

Для того чтобы создавать и обрабатывать графические изображения нужны специальные программы.
Какова цель занятия?

Они называются графическими редакторами.

Научиться создавать и редактировать графические изображения.

3. Основной этап. Осмысление

 

Сегодня мы с вами будем работать с одним из таких приложений – графическим редактором Paint.
Но для начала, я хотела бы выяснить, знаете ли вы, что такое фрагмент?
Посмотрите, пожалуйста, на свои опорные листы. На них представлено изображение рабочего окна графического редактора Paint и его главной панели инструментов.

 

Фрагмент – выделенная часть рисунка.

Познавательные:
- формирование представлений о редактировании изображений
Личностные:
-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.
Коммуникативные:
- развитие диалогической речи

Назовите номер инструментальной кнопки, позволяющей выделить фрагмент рисунка. Именно этот инструмент мы сегодня будем чаще всего использовать. Запомните, где он находится.
В течение урока мы занесем в таблицу названия всех используемых инструментов.

Номер 2, записывают в таблицу название инструментальной кнопки (выделение)

4. Компьютерный практикум В практической части нашего занятия мы проведем два эксперимента и создадим иллюстрацию к сказке «Волшебная лапам Алладина».
Результатом проведенных экспериментов будет заполненная таблица по названиям инструментальных кнопок и схема способов выделения фрагментов изображения.
Для начала напомню алгоритм открытия файлов с заготовками. Файл – открыть. Далее выбираем файл и выполняем задание.
Слушают, задают вопросы
Садятся за компьютеры, выполняют задания, заносят результаты в таблицу
 
Перед тем как вы приступите к выполнению задания, вспомним правила работы за компьютером:

Рассказывают правила работы за компьютером:
1. Спина прямая.
2. Руки и ноги согнуты в локтях и коленях под углом 90 градусов.
3. Расстояние до монитора не должно быть меньше 60 см.
4. Монитор нельзя касаться пальцами.

Личностные:
- формирование интереса к изучению информатики через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни,
- развитие информационной культуры.

Регулятивные УУД:
- уметь самостоятельно контролировать своё время,находить рациональные способы работы.

Познавательные:
- формирование умения использовать графический редактор Paint для редактирования изображений,
- преобразование информации.

Задание к эксперименту № 1: масштабировать изображение Алладина.
Задание к эксперименту № 2: Переместить изображение обезьянки на ковер-самолет.
Творческое задание. Используя полученные знания и заготовки изображений главных героев подготовить и продемонстрировать иллюстрацию к сказке.
При выполнении заданий вы можете столкнуться с рядом трудностей. Для их решения воспользуйтесь подсказками опорного листа.
Сохраненные творческие работы демонстрируются аудитории.

При выполнении задания второго эксперимента необходима опция прозрачного выделения.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ребята, вы заметили, что у нас один инструмент остался не подписанным. Эту инструментальную кнопку мы будем применять на следующем уроке.
Итак, в качестве домашней работы будет составление из предложенных фрагментов рекламного проспекта или афиши школьного мероприятия (акции), посвященной Всероссийскому уроку по основам безопасности жизнедеятельности. Для этого вам необходимо объединиться в группы, придумать слоган школьного мероприятия, разработать макет и реализовать его средствами графического редактора Paint.

Записывают домашнее задание в дневник.
Задают вопросы, обсуждают макеты будущей работы.

 

6. Итоги урока, рефлексия

 

Анализ и оценка способов достижения цели, самооценка деятельности через диалог:
Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какая часть задания была самой интересной и почему?
Оценивают свою работу.
Анализируют свое состояние на всех этапах урока: понимание темы, овладение новыми технологиями

Личностные:
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Сегодня мы пополним нашу банку мудрости новыми интересными вопросами.
Напишите, пожалуйста, на цветных стикерах один сложный вопрос по теме урока и сложите их в банку мудрости.
Записывают вопросы на стикерах

А теперь я попрошу вас по очереди вытянуть стикер с вопросом и постараться дать на него ответ.
Как вы оцениваете свою сегодняшнюю работу на уроке?

В начале урока я вам задала вопрос о волшебниках. В толковых словарях есть еще одно определение этого понятия:
Волшебник – это человек, которые очаровывает своими знаниями, умениями и красотой. Очень надеюсь, что копилка ваших знаний сегодня пополнилась и стали чуточку волшебниками. Поаплодируйте себе, пожалуйста. Спасибо за урок!

Вытягивают по очереди вопросы из банки мудрости и дают свои ответы. Остальные ребята дополняют или корректируют ответы.

Опорный лист