Пояснительная записка
Под функциональной грамотностью понимается способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать - писать - понимать - ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.
Функциональная грамотность складывается из следующих компонентов:
- общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки;
- компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы;
- грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности;
- информационная: набор умений и навыков, позволяющий запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией.
- коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы;
- владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы;
- грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой;
- правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач:
- достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования;
- формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ;
- накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
- обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
- правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;
- используются продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.
Все, вышеперечисленные аспекты, обусловили выбор темы урока, применяемые технологии, методы, приемы и средства обучения. Так, например, на организационном этапе и этапе мотивации учебной деятельности используются приемы «Отложенная догадка» и «Самый важный вопрос», позволяющие ребятам сформулировать тему урока и выдвинуть личностные цели занятия; опорные листы помогают структурировать полученную теоретическую информацию; исследовательская составляющая проводимых экспериментов практической части ориентирована на открытие нового знания, «Банка мудрости» позволяет провести анализ учебной деятельности и оценить способы достижения поставленной в начале урока цели.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Введение в информатику.
Тема урока: Волшебный мир компьютерной графики (Редактирование графических изображений)
Класс: 5 класс.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Планируемые результаты:
- предметные – умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами;
- метапредметные – развитие ИКТ-компетентности, умения выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, умения планировать учебную деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
- личностные – способность к планированию собственной деятельности, приобретение опыта использования ИКТ - инструментов в работе с фрагментами изображения, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
- закрепить умения работы в графическом редакторе;
- познакомить учащихся с возможностями работы с фрагментами в графическом редакторе;
- сформировать умения создавать сложные графические объекты путём преобразования графических фрагментов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: графический редактор; инструменты графического редактора; фрагмент.
Технологии, используемые на уроке: технология формирования ИКТ-компетенции.
Формы и методы работы: фронтальная и индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент |
Приветствие, проверка готовности к уроку. |
Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. |
Личностные: |
| 2. Мотивационное начало урока | Ребята, как вы думаете, как можно назвать персонажа, который способен творить чудеса? | Волшебником | Личностные: |
| Где мы можем встретить таких персонажей? | В сказках | ||
| Я загадала одну известную сказку, попробуйте ее отгадать. Подсказкой вам будет вот этот волшебный предмет. Кто из вас читал эту сказку? |
Волшебная лампа Алладина | ||
| Вспомните, пожалуйста, какие формы представления информации были представлены в этой книге. | Текстовая и графическая форма представления информации. | ||
| Какая из перечисленных форм является наглядной формой представления информации и почему? | Графическая, т.к. эта форма позволяет легче воспринимать и запоминать информацию. | ||
| А вас заинтересовала бы книга, не содержащая иллюстрации? Как создаются иллюстрации? У вас в опорных листах есть определение графики. На основе этого определения сформулируйте понятие компьютерной графики. Приведите примеры компьютерной графики. |
Рисуют художники, с помощью компьютера Компьютерная графика. |
||
| Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия? | Записывают тему в опорные листы | ||
| Ребята, на ваш взгляд, какой вопрос самый важный в этой теме? | Как создаются и обрабатываются графические изображения с помощью компьютера. | ||
Для того чтобы создавать и обрабатывать графические изображения нужны специальные программы. |
Они называются графическими редакторами. Научиться создавать и редактировать графические изображения. |
||
| 3. Основной этап. Осмысление
|
Сегодня мы с вами будем работать с одним из таких приложений – графическим редактором Paint. Но для начала, я хотела бы выяснить, знаете ли вы, что такое фрагмент? Посмотрите, пожалуйста, на свои опорные листы. На них представлено изображение рабочего окна графического редактора Paint и его главной панели инструментов. |
Фрагмент – выделенная часть рисунка. |
Познавательные: |
Назовите номер инструментальной кнопки, позволяющей выделить фрагмент рисунка. Именно этот инструмент мы сегодня будем чаще всего использовать. Запомните, где он находится. |
Номер 2, записывают в таблицу название инструментальной кнопки (выделение) |
||
| 4. Компьютерный практикум | В практической части нашего занятия мы проведем два эксперимента и создадим иллюстрацию к сказке «Волшебная лапам Алладина». Результатом проведенных экспериментов будет заполненная таблица по названиям инструментальных кнопок и схема способов выделения фрагментов изображения. Для начала напомню алгоритм открытия файлов с заготовками. Файл – открыть. Далее выбираем файл и выполняем задание. |
Слушают, задают вопросы Садятся за компьютеры, выполняют задания, заносят результаты в таблицу |
|
| Перед тем как вы приступите к выполнению задания, вспомним правила работы за компьютером: | Рассказывают правила работы за компьютером: |
Личностные: Регулятивные УУД: Познавательные: |
|
Задание к эксперименту № 1: масштабировать изображение Алладина. |
При выполнении задания второго эксперимента необходима опция прозрачного выделения. |
||
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Ребята, вы заметили, что у нас один инструмент остался не подписанным. Эту инструментальную кнопку мы будем применять на следующем уроке. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
|
| 6. Итоги урока, рефлексия
|
Анализ и оценка способов достижения цели, самооценка деятельности через диалог: Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какая часть задания была самой интересной и почему? |
Оценивают свою работу. Анализируют свое состояние на всех этапах урока: понимание темы, овладение новыми технологиями |
Личностные: |
| Сегодня мы пополним нашу банку мудрости новыми интересными вопросами. Напишите, пожалуйста, на цветных стикерах один сложный вопрос по теме урока и сложите их в банку мудрости. |
Записывают вопросы на стикерах | ||
А теперь я попрошу вас по очереди вытянуть стикер с вопросом и постараться дать на него ответ. В начале урока я вам задала вопрос о волшебниках. В толковых словарях есть еще одно определение этого понятия: |
Вытягивают по очереди вопросы из банки мудрости и дают свои ответы. Остальные ребята дополняют или корректируют ответы. |