Сценарий коммуникативных боёв «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов» медаль

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


В статье представлены:

  1. Сценарий КБ «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов» (сопровождается презентацией).
  2. Основные сведения о педагогическом приёме ФПЦ.
  3. Выводы о проведении КБ в школе.

КБ – словесные состязания при обсуждении чего-либо, в которых каждая из сторон отстаивает своё мнение, доказывает свою правоту при помощи аргументов.

Задача команд в КБ – предложить наиболее сильные аргументы, а также убедить судей и зрителей в верности своей точки зрения. 

Принципы КБ – честность, уважение к оппоненту, умение услышать другую точку зрения.

Тема КБ: «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов».

Цель КБ: Обсуждение плюсов и минусов педагогического приёма ФПЦ на основе двухлетнего опыта его внедрения и применения в учебно-воспитательном процессе в школе.

Участники КБ: учителя, администрация, специалисты школы.

Роли участников в КБ: ведущий, команды (5+5), судьи (3), хранитель времени, зрители. Судьями могут быть завучи, методисты, учителя. Зрители – остальные учителя, специалисты.

Место проведения, оборудование: конференц-зал школы (актовый зал), столы, стулья, проектор, экран, пульт для презентаций у ведущего. На слайде № 11 представлена схема места проведения КБ: столы судей стоят перед сценой лицом к зрителям, экран расположен над сценой, столы команд расположены в центре зала напротив друг друга.

ЭТАП 1. Подготовка к КБ

За неделю до КБ два учителя, которым предложено стать капитанами команд, собирают команды учителей, получают тему КБ (включая темы раундов), схемы: «Структура КБ» (слайд № 8), «Структура раундов» (слайд № 9), критерии оценивания (слайд № 14).
Команды готовятся к КБ. Формулируют аргументы, собирают примеры, факты, цитаты.

ЭТАП 2. Проведение КБ

Слайд 1

Учителя входят в зал, занимают места зрителей.

Слайд 2

Ведущий приветствует участников КБ.

Слайды 3, 4, 5

Ведущий коротко рассказывает о КБ.

Слайд 6, 7

Ведущий рассказывает об участниках КБ.

Слайды 8, 9

Ведущий рассказывает о структуре КБ и структуре раундов.

Слайд 10

Ведущий объявляет тему КБ «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов», обосновывает её актуальность.

Слайд 11

Ведущий знакомит участников с местом проведения КБ.
Сообщает, что команды займут места в соответствии со жребием.
Сообщает, что зрители в процессе КБ могут менять свою точку зрения и менять места в зале.

Слайд 12

Ведущий представляет капитанов команд и предлагает им тянуть жребий.
Жребий: в одном конверте лист с утверждающей позицией: «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов». В другом конверте лист с отрицающей позицией: «ФПЦ помогают достижению образовательных результатов».
Капитаны оглашают доставшиеся позиции.
Ведущий предлагает командам занять места в соответствии с доставшимися позициями.

Слайд 13

Ведущий представляет судей и хранителя времени и предлагает им занять их места.

Слайд 14, 15, 16

Ведущий рассказывает об оценивании КБ.

Слайд 17

Ведущий объявляет 10 минут тишины для команд.
Команды готовятся к выступлениям.

Слайд 18

Ведущий объявляет первый раунд: «ФПЦ мешают достижению ПРЕДМЕТНЫХ результатов».

Слайд 19

Ведущий руководит порядком выступления спикеров в раунде в соответствии со структурой раунда (структура на слайде № 9).
Хранитель времени следит за временем выступлений.
Выступления команд в раунде.
Во время своих выступлений капитаны команд приветствуют участников КБ (другую команду, судей, зрителей) представляют участников команды (спикеров).
Капитан утверждающей команды даёт определение понятий: ФПЦ, предметные результаты. Приводит первый аргумент в защиту позиции команды.
Спикеры 2, 3, 4 по очереди приводят аргументы, задают вопросы, отвечают на вопросы.
Спикер 5 каждой команды подводит итог выступления команды в раунде, повторяет самый сильный аргумент.

Слайд 20

Вопросы от зрителей. Высказывания в поддержку команд. Смена мест.

Слайд 21

Вопросы от судей. Оценивание.

Слайд 22

Ведущий объявляет второй раунд: «ФПЦ мешают достижению МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов».

Слайд 23

Ведущий руководит порядком выступления спикеров в раунде в соответствии со структурой раунда (структура на слайде 9).
Хранитель времени следит за временем выступлений.
Выступления команд в раунде.
Капитан утверждающей команды даёт определение понятию метапредметные результаты. Приводит первый аргумент в защиту позиции команды.
Спикеры 2, 3, 4 по очереди приводят аргументы, задают вопросы, отвечают на вопросы.
Спикер 5 каждой команды подводит итог выступления команды в раунде, повторяет самый сильный аргумент.

Слайд 24

Вопросы от зрителей. Высказывания в поддержку команд. Смена мест.

Слайд 25

Вопросы от судей. Оценивание.

Слайд 26

Ведущий объявляет третий раунд: «ФПЦ мешают достижению ЛИЧНОСТНЫХ результатов».

Слайд 27

Ведущий руководит порядком выступления спикеров в раунде в соответствии со структурой раунда (структура на слайде 9).
Хранитель времени следит за временем выступлений.
Выступления команд в раунде.
Капитан утверждающей команды даёт определение понятию личностные результаты. Приводит первый аргумент в защиту позиции команды.
Спикеры 2, 3, 4 по очереди приводят аргументы, задают вопросы, отвечают на вопросы.
Спикер 5 каждой команды подводит итог выступления команды в раунде, повторяет самый сильный аргумент.

Слайд 28

Вопросы от зрителей. Высказывания в поддержку команд. Смена мест.

Слайд 29

Вопросы от судей. Оценивание.

Слайд 30

Ведущий объявляет о завершении КБ.
Судьи готовятся объявить результаты КБ.

Слайд 31

Судьи объявляют результаты.
Награждение победителей.
Ведущий предлагает участникам: капитанам команд, спикерам, зрителям высказаться о КБ.

Предметом обсуждения представленных КБ является педагогический приём ФПЦ. Далее приводится краткое описание этого приёма.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРИЁМЕ ФПЦ

Преподавание любого предмета ставит перед педагогом ряд проблем:

  1. Большое количество времени, которое учитель говорит, по сравнению со временем говорения обучающегося. Таким образом, большую часть урока обучающийся находится в пассивной роли слушателя. По результатам многих исследований доля времени, затрачиваемого учителем на речь во время урока, варьируется, но в среднем составляет около 50-70% от общего времени урока.
  2. Преобладание в классно-урочной системе фронтальной и индивидуальной работы, в результате чего обучающиеся не имеют навыка предметной коммуникации.
  3. Удержание учебного материала в памяти. Согласно «Кривой забывания Эббингауза» более 50% вновь полученной информация забывается уже в течение часа.
  4. Однообразие видов учебной деятельности.

Есть приём, который может помочь, если не полностью решить эти проблемы, то значительно снизить их негативное влияние на учебный процесс. Называется данный приём ФПЦ – фронтально-парный цикл.

Фронтально-парный цикл состоит из четырёх тактов: вброс, запуск работы в парах, отладка, акцентирование.

Рассмотрим каждый такт по отдельности на примере темы урока физики в 7 классе «Давление. Единицы давления».

ВБРОС

Учитель схематически на доске даёт новый учебный материал, разделённый логически на две части. При этом схема появляется не сразу, а в процессе объяснения.

Говорится учителем

Постепенно появляется на доске

Обучающимся демонстрируется эксперимент.
Для эксперимента понадобится сосуд с песком, доска с четырьмя вбитыми в углы одинаковыми гвоздями, и гиря.
Сначала доска ставится остриями вверх, потом остриями вниз, при этом на доске находится гиря одинаковой массы.
Обучающиеся замечают, что при одинаковой массе (а значит и одинаковой силе, которая направлена перпендикулярно к поверхности) глубина проникновения гвоздей в песок различна.
Значит, результат действия силы зависит не только от её модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Эту зависимость показывает новая физическая величина – давление.
С обучающимся выводится определение давления, формула давления, единицы измерения давления.

Изображение выглядит как свеча, черно-белый, иллюстрация, дизайн  Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.

Рисунок эксперимента

Вывод: Результат действия F зависит от S, при F⊥ S.
Давление – величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности

Формула

Единицы измерения

F – сила (Н)
S – площадь (м2)
p – давление (Па)

ЗАПУСК ПАРНОЙ РАБОТЫ

Учитель даёт обучающимся инструкцию о парной работе. Задания для запуска работы в паре (по способу работы) должны быть сформулированы на языке внешних очевидных действий (что нужно сделать или спросить).

Первый вариант (первый в паре) проговаривает второму определение давления, формулу давления, единицы измерения. Второй вариант слушает и дополняет.

Второй вариант (второй в паре) объясняет первому ход эксперимента с гвоздями и какой вывод можно из него сделать. Первый вариант слушает и дополняет.

ОТЛАДКА

В процессе парной работы ученики восстанавливают только что изложенный материал и в диалоге обнаруживают места недопонимания, проводят коррекцию нового знания с помощью напарника.

Учитель слушает диалоги обучающихся, корректирует содержание разговора и восстанавливаемой информации, в случае необходимости отвечает вполголоса на организационные вопросы обучающихся.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ

Акцентирование – это расстановка акцентов на выданном содержании, а не добавление информации. Это также акценты на то, как работали напарники. Всё время акцентирования учитель обращается не к ученикам, а к парам.

Учитель просит пары ответить на вопросы. Верно ли напарник воспроизвел правило? Были ли сложности? Если да, то какие? Были ли ошибки в ответе напарника?

Из двухлетнего опыта применения приёма ФПЦ в школе можно выделить положительные результаты:

  1. Включение в классно-урочную систему парной работы как третьей базовой организационной формы.
  2. Увеличение на уроке времени говорения обучающихся.
  3. Развитие у обучающихся навыка предметной коммуникации.
  4. Улучшение запоминания учебного материала.
  5. Уменьшение усталости обучаются от учебного процесса при смене вида деятельности.

Также можно выделить недостатки приёма ФПЦ:

  1. Невозможность проследить за работой каждой пары.
  2. Большее количество времени, которое тратится на подготовку урока.
  3. Невозможность применение приёма в классах с низкой дисциплиной.
  4. Сложность проверки соотношения результатов применения ФПЦ с качеством знаний и речевых умений обучающихся в связи с отсутствием единого инструментария, предполагающего объективные и измеримые критерии оценивания.

ВЫВОДЫ о проведении в школе КБ «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов»

  1. Учителя (участники команд, зрители) в динамичной форме обсудили педагогический приём ФПЦ, опираясь на собственный двухлетний опыт его использования в урочной и внеурочной деятельности. Донесли свои точки зрения до коллег и администрации школы.
  2. Команды набрали равное число баллов. Таким образом, КБ показали, что у данного приёма есть плюсы и минусы, и это нужно учитывать при применении ФПЦ в учебно-воспитательном процессе.
  3. Судьи высоко оценили выступления команд, приведённые спикерами аргументы, умение участников слушать друг друга, задавать точные вопросы, давать ответы.
  4. Участники оценили КБ как интересные, полезные, актуальные, вызывающие положительные эмоции.

Литература

  1. Педагогические технологии: дебаты: учебное пособие для академического бакалавриата / Л.А.Турик, Д.П.Ефимченко; под общей редакцией Л.А.Турик. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 184 с. – (Серия: Образовательный процесс).

Ссылки на источники информации о ФПЦ

  1. И.Г.Литвинская, Л.И.Иволгина, В.Б.Лебединцев, М.А.Хмырова, С.М.Куропаткина, М.В.Минова, Г.В.Клепец. Фронтально-парные занятия. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] // Красноярский краевой институт повышения квалификации. 2022 г. URL: https://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2022/09/Frontalno-parnye-zanyatia-2022.pdf
  2. Разработки фронтально-парных занятий и урочных занятий с использованием фронтально-парных циклов. Сборник разработок учителей г. Минусинска Становление процессов стандартизации учебных занятий в условиях, обновленных ФГОС [Электронный ресурс] // общественно-педагогическое движение по созданию коллективного способа обучения. 2024 г. URL: https://kco-kras.ru/index.php/19-03-2024