В статье представлены:
- Сценарий КБ «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов» (сопровождается презентацией).
- Основные сведения о педагогическом приёме ФПЦ.
- Выводы о проведении КБ в школе.
КБ – словесные состязания при обсуждении чего-либо, в которых каждая из сторон отстаивает своё мнение, доказывает свою правоту при помощи аргументов.
Задача команд в КБ – предложить наиболее сильные аргументы, а также убедить судей и зрителей в верности своей точки зрения.
Принципы КБ – честность, уважение к оппоненту, умение услышать другую точку зрения.
Тема КБ: «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов».
Цель КБ: Обсуждение плюсов и минусов педагогического приёма ФПЦ на основе двухлетнего опыта его внедрения и применения в учебно-воспитательном процессе в школе.
Участники КБ: учителя, администрация, специалисты школы.
Роли участников в КБ: ведущий, команды (5+5), судьи (3), хранитель времени, зрители. Судьями могут быть завучи, методисты, учителя. Зрители – остальные учителя, специалисты.
Место проведения, оборудование: конференц-зал школы (актовый зал), столы, стулья, проектор, экран, пульт для презентаций у ведущего. На слайде № 11 представлена схема места проведения КБ: столы судей стоят перед сценой лицом к зрителям, экран расположен над сценой, столы команд расположены в центре зала напротив друг друга.
ЭТАП 1. Подготовка к КБ
За неделю до КБ два учителя, которым предложено стать капитанами команд, собирают команды учителей, получают тему КБ (включая темы раундов), схемы: «Структура КБ» (слайд № 8), «Структура раундов» (слайд № 9), критерии оценивания (слайд № 14).
Команды готовятся к КБ. Формулируют аргументы, собирают примеры, факты, цитаты.
ЭТАП 2. Проведение КБ
Слайд 1 |
Учителя входят в зал, занимают места зрителей. |
Слайд 2 |
Ведущий приветствует участников КБ. |
Слайды 3, 4, 5 |
Ведущий коротко рассказывает о КБ. |
Слайд 6, 7 |
Ведущий рассказывает об участниках КБ. |
Слайды 8, 9 |
Ведущий рассказывает о структуре КБ и структуре раундов. |
Слайд 10 |
Ведущий объявляет тему КБ «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов», обосновывает её актуальность. |
Слайд 11 |
Ведущий знакомит участников с местом проведения КБ. |
Слайд 12 |
Ведущий представляет капитанов команд и предлагает им тянуть жребий. |
Слайд 13 |
Ведущий представляет судей и хранителя времени и предлагает им занять их места. |
Слайд 14, 15, 16 |
Ведущий рассказывает об оценивании КБ. |
Слайд 17 |
Ведущий объявляет 10 минут тишины для команд. |
Слайд 18 |
Ведущий объявляет первый раунд: «ФПЦ мешают достижению ПРЕДМЕТНЫХ результатов». |
Слайд 19 |
Ведущий руководит порядком выступления спикеров в раунде в соответствии со структурой раунда (структура на слайде № 9). |
Слайд 20 |
Вопросы от зрителей. Высказывания в поддержку команд. Смена мест. |
Слайд 21 |
Вопросы от судей. Оценивание. |
Слайд 22 |
Ведущий объявляет второй раунд: «ФПЦ мешают достижению МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов». |
Слайд 23 |
Ведущий руководит порядком выступления спикеров в раунде в соответствии со структурой раунда (структура на слайде 9). |
Слайд 24 |
Вопросы от зрителей. Высказывания в поддержку команд. Смена мест. |
Слайд 25 |
Вопросы от судей. Оценивание. |
Слайд 26 |
Ведущий объявляет третий раунд: «ФПЦ мешают достижению ЛИЧНОСТНЫХ результатов». |
Слайд 27 |
Ведущий руководит порядком выступления спикеров в раунде в соответствии со структурой раунда (структура на слайде 9). |
Слайд 28 |
Вопросы от зрителей. Высказывания в поддержку команд. Смена мест. |
Слайд 29 |
Вопросы от судей. Оценивание. |
Слайд 30 |
Ведущий объявляет о завершении КБ. |
Слайд 31 |
Судьи объявляют результаты. |
Предметом обсуждения представленных КБ является педагогический приём ФПЦ. Далее приводится краткое описание этого приёма.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРИЁМЕ ФПЦ
Преподавание любого предмета ставит перед педагогом ряд проблем:
- Большое количество времени, которое учитель говорит, по сравнению со временем говорения обучающегося. Таким образом, большую часть урока обучающийся находится в пассивной роли слушателя. По результатам многих исследований доля времени, затрачиваемого учителем на речь во время урока, варьируется, но в среднем составляет около 50-70% от общего времени урока.
- Преобладание в классно-урочной системе фронтальной и индивидуальной работы, в результате чего обучающиеся не имеют навыка предметной коммуникации.
- Удержание учебного материала в памяти. Согласно «Кривой забывания Эббингауза» более 50% вновь полученной информация забывается уже в течение часа.
- Однообразие видов учебной деятельности.
Есть приём, который может помочь, если не полностью решить эти проблемы, то значительно снизить их негативное влияние на учебный процесс. Называется данный приём ФПЦ – фронтально-парный цикл.
Фронтально-парный цикл состоит из четырёх тактов: вброс, запуск работы в парах, отладка, акцентирование.
Рассмотрим каждый такт по отдельности на примере темы урока физики в 7 классе «Давление. Единицы давления».
ВБРОС
Учитель схематически на доске даёт новый учебный материал, разделённый логически на две части. При этом схема появляется не сразу, а в процессе объяснения.
Говорится учителем |
Постепенно появляется на доске |
|
Обучающимся демонстрируется эксперимент. |
![]() Рисунок эксперимента Вывод: Результат действия F зависит от S, при F⊥ S. |
|
Формула |
Единицы измерения |
|
|
F – сила (Н) |
|
ЗАПУСК ПАРНОЙ РАБОТЫ
Учитель даёт обучающимся инструкцию о парной работе. Задания для запуска работы в паре (по способу работы) должны быть сформулированы на языке внешних очевидных действий (что нужно сделать или спросить).
Первый вариант (первый в паре) проговаривает второму определение давления, формулу давления, единицы измерения. Второй вариант слушает и дополняет.
Второй вариант (второй в паре) объясняет первому ход эксперимента с гвоздями и какой вывод можно из него сделать. Первый вариант слушает и дополняет.
ОТЛАДКА
В процессе парной работы ученики восстанавливают только что изложенный материал и в диалоге обнаруживают места недопонимания, проводят коррекцию нового знания с помощью напарника.
Учитель слушает диалоги обучающихся, корректирует содержание разговора и восстанавливаемой информации, в случае необходимости отвечает вполголоса на организационные вопросы обучающихся.
АКЦЕНТИРОВАНИЕ
Акцентирование – это расстановка акцентов на выданном содержании, а не добавление информации. Это также акценты на то, как работали напарники. Всё время акцентирования учитель обращается не к ученикам, а к парам.
Учитель просит пары ответить на вопросы. Верно ли напарник воспроизвел правило? Были ли сложности? Если да, то какие? Были ли ошибки в ответе напарника?
Из двухлетнего опыта применения приёма ФПЦ в школе можно выделить положительные результаты:
- Включение в классно-урочную систему парной работы как третьей базовой организационной формы.
- Увеличение на уроке времени говорения обучающихся.
- Развитие у обучающихся навыка предметной коммуникации.
- Улучшение запоминания учебного материала.
- Уменьшение усталости обучаются от учебного процесса при смене вида деятельности.
Также можно выделить недостатки приёма ФПЦ:
- Невозможность проследить за работой каждой пары.
- Большее количество времени, которое тратится на подготовку урока.
- Невозможность применение приёма в классах с низкой дисциплиной.
- Сложность проверки соотношения результатов применения ФПЦ с качеством знаний и речевых умений обучающихся в связи с отсутствием единого инструментария, предполагающего объективные и измеримые критерии оценивания.
ВЫВОДЫ о проведении в школе КБ «ФПЦ мешают достижению образовательных результатов»
- Учителя (участники команд, зрители) в динамичной форме обсудили педагогический приём ФПЦ, опираясь на собственный двухлетний опыт его использования в урочной и внеурочной деятельности. Донесли свои точки зрения до коллег и администрации школы.
- Команды набрали равное число баллов. Таким образом, КБ показали, что у данного приёма есть плюсы и минусы, и это нужно учитывать при применении ФПЦ в учебно-воспитательном процессе.
- Судьи высоко оценили выступления команд, приведённые спикерами аргументы, умение участников слушать друг друга, задавать точные вопросы, давать ответы.
- Участники оценили КБ как интересные, полезные, актуальные, вызывающие положительные эмоции.
Литература
- Педагогические технологии: дебаты: учебное пособие для академического бакалавриата / Л.А.Турик, Д.П.Ефимченко; под общей редакцией Л.А.Турик. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 184 с. – (Серия: Образовательный процесс).
Ссылки на источники информации о ФПЦ
- И.Г.Литвинская, Л.И.Иволгина, В.Б.Лебединцев, М.А.Хмырова, С.М.Куропаткина, М.В.Минова, Г.В.Клепец. Фронтально-парные занятия. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] // Красноярский краевой институт повышения квалификации. 2022 г. URL: https://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2022/09/Frontalno-parnye-zanyatia-2022.pdf
- Разработки фронтально-парных занятий и урочных занятий с использованием фронтально-парных циклов. Сборник разработок учителей г. Минусинска Становление процессов стандартизации учебных занятий в условиях, обновленных ФГОС [Электронный ресурс] // общественно-педагогическое движение по созданию коллективного способа обучения. 2024 г. URL: https://kco-kras.ru/index.php/19-03-2024
