Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях имён существительных

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окончания имен существительных


Тип урока: урок освоения новых знаний.

Цель: освоение способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях имён существительных.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Планируемые результаты:

  • предметные: определить, как надо действовать, чтобы проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях имён существительных.
  • метапредметные:
    • регулятивные: развивать способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать способы достижения намеченной цели; оценивать свои достижения.
    • познавательные: формировать умение анализировать, умение строить логические цепи (рассуждения), обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде схемы, алгоритма;
    • коммуникативные: формировать умение правильно формулировать ответ на вопрос, умение доказывать правильность своего высказывания.

1

Актуализация знаний

1. Какую новую информацию мы узнали об именах существительных? (По набору падежных окончаний имена существительные относят к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.
Ученик распределил существительные в три столбика. Проверьте, все ли правильно он сделал.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

из деревни

к дяде

туннель

на площади

над морем

шаль

 

на вокзале

рояль

 

 

в тетрадке

Определим причины ошибок.
(Ученик не знал, по каким окончаниям существительные относят к определённому склонению, не смог правильно определить род существительного, неправильно поставил существительное в начальную форму)

2. Решите орфографические задачи.

По каким критериям будем оценивать свою работу?
1) правильно ли определили часть слова, в которой орфограмма,
2) правильно ли проверили,
3) запись
изм_ряла - ___________
п_двал - _____________
лип_вый - ____________
обм_нял - ____________

Учащиеся самостоятельно выполняют задание:
определяют, в какой части слова орфограмма, проверяют по сильной позиции.
После выполнения задания следует проверка.


В соответствии с каким законом письма мы проверили орфограммы слабых позиций?
Покажем на моделях.
Дети составляют модели и поясняют их.
В одном и том же корне, суффиксе, в одной и той же приставке звук в слабой позиции обозначается такой же буквой, что и звук в сильной позиции.

2

Создание проблемной ситуации и формулирование учебной задачи

к ел_ -
по тропинк_ -
с повидл_м -
в трамва_ -

Чтообъединяет слова?
(Это существительные, орфограммы в окончании)
Распространяется ли закон письма на написание окончаний?
(В одном и том же окончании звук в слабой позиции обозначается такой же буквой, что и звук в сильной позиции.)

Покажем на модели, что значит одно и то же окончание)

(Одинаковое написание, выражают одинаковые грамматические значения)

- Какая задача сегодня стоит перед нами?

(Определить, какие слова можно использовать для проверки окончаний существительных?)

3.

Открытие нового знания

к лани, по дороге, к степи, с окном, по степи, к земле, в столе, с зеркалом, в городе, по земле
Работая в паре, определите, какие из слов можно использовать для проверки.
Дети могут предложить следующие слова для проверки:

к ел_ - к степи, к земле, к лани
по тропинк_ - по земле, по степи, по дороге
с повидл_м — с окном, с зеркалом
в трамва_ - в столе, в городе

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что у существительных «к степи», «к земле», « к лани» действительно окончания выражают такие же грамматические значения, как и окончание у существительного «к ел_»: ед.ч, ж.р., д. п., но существительное «к лани» не подходит для проверки, так как звук не в сильной позиции, а существительное « к земле» не подходит из-за того, что оно не 3 склонения, а 1 склонения. Проверочное слово должно быть того же склонения, то есть иметь тот же набор падежных окончаний.

Окончание существительного «по тропинк_» можно проверить существительным «по земле», окончание существительного «с повидл_м» - «с окном»,
«в трамва_» - « в столе»
к ели - к степи
к ёлке - к земле
с повидлом — с окном
в трамвае - в столе

4

Выведение общего способа действия

Сформулируем, какие условия должны выполняться, чтобы слово было проверочным.
Учащиеся называют следующие условия:
1) существительное должно быть того же склонения, то есть с тем же набором падежных окончаний;
2) окончание должно выражать те же грамматические значения, что и окончание существительного, которое проверяем;
3) звук в окончании должен быть в сильной позиции.

Как будем действовать, проверяя орфограммы слабых позиций в окончаниях существительных?
1. Определим, к какому склонению относится существительное.
2. Подберем существительное того же склонения с ударным окончанием.
3. Ставим это существительное в ту же падежную форму.

5.

Решение частных задач открытым способом

Потренируемся: проверим орфограммы слабых позиций в окончаниях существительных.

на ладон_ -
на ладошк_ -
в яблок_ -
в проруб_ -
на нитк_ -
на нит_
из морков_ -
в госпитал_-
к сирен_ -

По каким критериям будем проверять свою работу?
(1. Правильно ли определили склонение.
2. Правильно ли подобрали проверочное слово.
3. Правильно ли поставили проверочное слово в определённую падежную форму.
4. Запись)
Дети выполняют задание. Затем следует проверка: учащиеся оценивают свою работу по определённым критериям.

6.

Рефлексия

Что нового вы сегодня узнали на уроке?
(Узнали, как надо действовать, проверяя орфограммы слабых позиций в окончаниях имён существительных» )
Определим причины ошибок, которые допустили при проверке окончаний.
Дети называют следующие причины ошибок:
неправильно определили склонение существительного;
неверно подобрали проверочное слово: подобрали слово не того склонения или звук в окончании не в сильной позиции;
неверно поставили проверочное слово в падежную форму.