Дисциплина: русский язык.
Класс: 3-4.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Умения: уметь находить в предложении имена существительные, определять падеж.
Ожидаемые результаты: ученик научится определять падеж имени существительного.
Время работы с презентацией: 10 минут.
Время работы с печатным вариантом: 10 минут.
Тема «Падежи имен существительных» одна из самых сложных в курсе начальной школы. Дети часто путают родительный и винительный падежи, именительный и винительный. Однако от умения определить падеж, зависит правильность написания безударных окончаний имен существительных. Предлагаю в игровой форме научить детей определять падежи. Материал можно распечатать, прошить и использовать как брошюру. Можно работать с презентацией. Интерактивная презентация или её печатный вариант станут хорошими помощниками на этапе закрепления темы «Падежи имен существительных», а также пособие уместно использовать при работе над каждым падежом в отдельности. Можно организовать работу в паре: один ученик играет роль мудрой совы, второй – определяет падеж. Ребенок читает отрывок из стихотворения и определяет падеж имени существительного «лист». Если ученик испытывает трудности, он может воспользоваться подсказкой (перейти к следующему слайду или странице). Если ученик, верно определил падеж, он проверяет себя (переходит к следующей странице или слайду). При фронтальной работе дети читают отрывок, определяют падеж и проверяют себя (переходят к следующему слайду или странице) пока не дочитают стихотворение до конца.
Как-то раз с большого клёна
оторвался лист зелёный и
пустился вместе с ветром
путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс —
шмыг к зелёному листу!
Лапой хвать зелёный лист! —
дескать, поиграем...
«Не хочу!» — зелёный лист
головой качает.
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова.
Но шалун-листок устал
И ко мне в тетрадь упал...
Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.
Ю.Карасев
Таблица
| Падеж | Вопросы |
Предлоги |
Именительный |
кто? что? |
— |
Родительный |
кого? чего? |
возле, из, до, у, от, с, для, вокруг, кроме |
Дательный |
кому? чему? |
согласно, благодаря, к, по, вопреки |
Винительный |
кого? что? |
за, через, на, про, под, в, во |
Творительный |
кем? чем? |
со, над, между, с, за, под, перед |
Предложный |
о ком? о чём? |
о, на, по, в, об, при |