Сопровождение детей из семей участников СВО в образовательном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новые вызовы, с которыми в последние годы столкнулась наша страна, повлияли на каждого из нас. Многие люди приняли решение отдать долг Родине, став участниками Специальной военной операции. Дома их ждут родные, продолжается привычная жизнь, но переживания за своего близкого человека накладывает отпечаток на каждого члена семьи.

Как педагог-психолог, работающий в школе, я помогаю детям из семей участников СВО справляться с появляющимися сложностями, и считаю важным обмениваться этим опытом с коллегами, чтобы помочь друг другу  стать более чуткими и компетентными в работе с этими ребятами.

Дети и подростки в силу возраста находятся в наиболее уязвимой позиции в ситуации, когда жизнь семьи меняется в связи с уходом родителя на фронт. Среди появляющихся реакций можно выделить типичные для событий, связанных с переживаниями сильного стресса, но появляются и те, которые относятся непосредственно к уходу родителя на службу.

Педагогам необходимо внимательно относиться к важным изменениям в жизни детей из семей участников СВО, своевременно информировать педагога-психолога об учениках, чьи родственники призваны на службу, сообщать педагогу психологу об изменениях в состоянии и поведении этих учеников.

В ситуации сильной тревоги и стресса у детей зачастую появляется двигательное беспокойство, они испытывают значительное мышечное напряжение, становятся легко возбудимыми, даже если раньше были спокойными и уравновешенными. Нередко у них нарушается аппетит и сон. Внимательность на уроках довольно резко снижается, падает мотивация к обучению. Все это ведет к быстрому снижению успеваемости ребенка, что может привести к усилению тревоги и стресса, если принимаемые для исправления ситуации меры будут проводиться без учета всех обстоятельств ситуации. В общении и работе с таким ребенком педагогам важно придерживаться доброжелательного тона, внимательнее относиться к содержанию своих высказываний, демонстрировать готовность выслушать, давать положительную обратную связь. Снизить интенсивность переживаний ребенка возможно, привлекая его к совместным полезным делам, внеурочной деятельности, не менее важно оказывать педагогическую поддержку на уроках.

В поведении ребенка может проявляться эмоциональная неустойчивость, повышенная раздражительность, капризность, плаксивость, иногда могут начаться тики. Пытаясь справиться со своими страхами, среди которых немалое место занимает страх потери родителя, ребенок может испытывать повышенную привязанность к оставшемуся дома родителю, стараться привлечь больше его внимания, проводить время вместе. Мысли о смерти мешают ребенку думать о будущем позитивно, строить планы и ставить цели, будущее предстает перед ним в негативном свете. Пытаясь самостоятельно справиться со своими переживаниями, подросток может «уходить» в занятия, которые интересны детям младшего возраста (просмотр мультиков, рисование, конструирование и т.п.). Ребенок начинает уделять гораздо больше времени, чем раньше, играм и общению в сети, это становится своеобразным «психологическим обезболивающим» для него.

Стремясь уменьшить свою тревогу, ребенок может стараться «взять под контроль» окружающую реальность путем исполнения придуманных им действий, ритуалов, которые обретают навязчивый характер: подсчет окон, цифр на номерах машин и т.п. Также он может совершать «лишние» однообразные движения: перебирание пальцев, щелканье ручкой и т.п.

В отношениях с ровесниками, чьи родители не призваны, находятся дома, возможно проявление повышенной раздражительности, агрессивности, что приводит к новым поведенческим и эмоциональным сложностям. Педагогам нужно пресекать любые формы агрессивного взаимодействия в классе, избежав при этом противопоставления детей друг другу. В то же время ребенок нередко обвиняет себя в том, что когда-то не слушался призванного родителя, позволял себе злиться на него. Очень важно не апеллировать к службе родителя как к воспитательному аргументу («Твой отец служит, а ты…!»)

Каждый ребенок уникален и в той или иной степени нуждается в нашей поддержке, но бывают ситуации, когда работа с ребенком требует особого внимания и чуткости со стороны педагогов. Создание позитивной и психологически безопасной среды для наших учеников из семей участников СВО помогает им справиться с трудностями, которые стоят на их пути, становится важным шагом на пути к их эмоциональному и социальному благополучию.