ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое направление воспитательной работы становится ведущим направлением воспитания в рамках деятельности образовательных учреждений. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко определяет национальный воспитательный идеал, ключевым аспектом которого выступает патриотическая составляющая. В данном воспитательном мероприятии акцентируется внимание на героических событиях XX века, непосредственно связанных с Великой Отечественной войной, на высоком патриотизме, героизме, храбрости людей той эпохе.
Психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы. Выбранная тема («Вечная память великому подвигу Ленинграда») и форма (урок мужества) соответствуют возрастным рамкам адресата (10-18 лет). Тема представлена в лаконичной формулировке, образно отражающей содержание мероприятия, направленного на освещение трагических и героических страниц истории России. Такая форма проведения мероприятия, как урок мужества, создает возможность для проявления интеллектуальных и творческих способностей школьников. Коллективные формы работы, в свою очередь, оказывают значительное влияние на формирование личности и развитие коллектива.
Цель: расширить представления школьников о блокаде Ленинграда, развивать чувство патриотизма у подрастающего поколения.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию интереса к истории своей Родины, нравственных ценностей, сплочению коллектива, воспитанию гордости за своих соотечественников в годы войны, любови к Родине, такие качества личности, как храбрость, уверенность, сила духа.
Познавательные задачи:
- Рассказать о героизме защитников Ленинграда в годы войны.
Развивающие задачи:
- Развивать умственную активность, творческие и коммуникативные способности, внимание, память, речь, образное мышление.
Условия реализации: кадровые ресурсы, материально-техническое обеспечение, ресурсное, финансовое, программное обеспечение, информационный ресурс.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ
Объем и содержание работы. Подготовка к классному часу под названием «Вечная память великому подвигу Ленинграда» включает в себя оформление помещения, ознакомление со сценарным планом мероприятия. Также необходимо приготовить раздаточные материалы для творческих заданий, мультимедийную презентацию, видеофрагменты и музыкальное сопровождение.
Весь перечень этапов подготовки воспитательного мероприятия может быть представлен следующим образом:
- Разработка идеи мероприятия и ее конкретизация.
- Определение целей и задач мероприятия, его тематики, содержания, методов и приемов воспитания, выбор формы проведения, названия мероприятия.
- Составление плана мероприятия, написание сценария, создание мультимедийной презентации.
- Конкретизация условий проведения мероприятия.
- Определение места, времени, даты проведения.
- Оформление помещения, обеспечение музыкального сопровождения.
- Объявление о мероприятии.
План проведения
Вводная часть: приветствие, определение темы мероприятия.
Основная часть:
1 смысловой «блок» – «Судьба Ленинграда»,
2 смысловой «блок» – «Считая каждый час и каждую минуту …»,
3 смысловой «блок» – «Ценнее золота был хлеб блокадный …»,
4 смысловой «блок» – «Дорога жизни»,
5 смысловой «блок» – «Симфония «блокадных» сердец»,
6 смысловой «блок» – «Блокадная муза»,
7 смысловой «блок» – «Голос Победы»,
8 смысловой «блок» – «Великий подвиг»,
9 смысловой «блок» – «Вечная память»,
10 смысловой «блок» – «Сила русского характера».
Заключительная часть: смысловой «блок» – «Военный корреспондент сообщает …», прослушивание музыкальной композиции «Блокадный Ленинград», рефлексия (устный опрос), напутственное слово, прощание.
Методы, формы, педагогические средства, технологии. В разработке мероприятия нашли применение методы примера, поощрения, беседы, рассказа, индивидуальные, групповые и фронтальные формы воспитательной работы, наглядные пособия, технические средства, технологии проблемного, развивающего обучения.
Изучение литературы. Для составления методической разработки воспитательного мероприятия была изучена литература, непосредственно связанная с организацией патриотического воспитания на базе общеобразовательного учреждения – методическое пособие «Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе». Также была проанализированы труды, касающиеся воспитательной деятельности педагога: учебные пособия «Технологии воспитательной работы», «Методика воспитательной работы» и т.д.
Оборудование: компьютер, проектор, проекторная доска, колонки.
Оформление помещения, организация пространства. Для создания необходимого эмоционального фона следует оформить помещение в военной тематике (с помощью изображений вооружения, техники ВОВ).
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН
Действующие лица: педагог, чтецы стихотворений (не требуются при выборе альтернативного задания).
Продолжительность: 1 час.
Ход мероприятия
1. Вводная часть
Педагог: «Здравствуйте, ребята! Охарактеризуйте с помощью прилагательных время, отраженное на фотографиях. Какое это время?»
Ответ: военное, тяжелое, суровое, жестокое, голодное, опасное, мучительное, страшное.
Педагог: «Какое событие в истории нашей страны мы может описать с помощью таких прилагательных?»
Ответ: блокада Ленинграда
Педагог: «Сегодня у нас пройдет урок мужества на тему: «Вечная память великому подвигу Ленинграда». Оборона Ленинграда навсегда запечатлена на страницах истории России как невероятно трагическое и в то же время героическое событие».
2. Основная часть
1 смысловой «блок» – «Судьба Ленинграда»
Педагог: «С какой войной в истории нашей страны связана блокада Ленинграда?»
Ответ: Великая Отечественная война.
Педагог: «Когда началась Великая Отечественная война?»
Ответ: 22 июня 1941 г. на нашу страну напала Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер.
Педагог: «С событиями Великой Отечественной войны связан и представленный на следующем слайде нормативный документ».
Текст источника:
«… Фюрер решил стереть с лица земли город ________… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города …» (Приложение А).
Педагог: «О каком городе идет речь в Директиве немецкого военно-морского штаба? Озаглавьте представленный документ»
Ответ: Ленинград, «О будущности Ленинграда»
2 смысловой «блок» – «Считая каждый час и каждую минуту …»
Педагог: «Ребята, а сколько длилась блокада Ленинграда?»
Ответ: с 8 сентября 1941 года длилась 872 дня.
Педагог: «18 января 1943 года советские войска пробили блокадное кольцо немецкой армии вокруг Ленинграда. Пробитый вдоль берега коридор (шириной 8-11 км) восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. Полностью кольцо осады удалось снять лишь 27 января 1944 года. По официальным данным, блокада унесла жизни более 630 тыс. ленинградцев. За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам, 649 раз на улицах звучал сигнал воздушной тревоги».
3 смысловой «блок» – «Ценнее золота был хлеб блокадный …»
Педагог: «Ребята, с какими трудностями, кроме вражеских налетов, столкнулись ленинградцы?»
Ответ: нехватка продовольствия.
Педагог: «Действительно, продовольственного запаса в Ленинграде не было, до войны город жил на привозных продуктах. На начало блокады на складах продовольствия оставалось на месяц. С первых дней сентября в городе были введены продовольственные карточки. В Ленинграде начался голод».
Педагог: «С каким особо ценным продуктом у нас чаще всего ассоциируется блокадный Ленинград?»
Ответ: блокадный хлеб.
Педагог: «Блокадный хлеб!.. Меньше всего в нем было муки, основа его – мякина, отруби, целлюлоза. И все же такой хлеб был единственным питанием ленинградцев».
4 смысловой «блок» – «Дорога жизни»
Педагог: «В осажденном городе люди ежедневно ходили на работу, работали по 12-14 часов в сутки, дежурили по ночам на заводах.
Единственной дорогой, по которой можно было доставить продовольствие, было Ладожское озеро. В ноябре озеро стало затягиваться льдом, и по нему пошли машины с грузом для осажденного города. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни». Эту дорогу постоянно бомбила вражеская авиация. Помощь от соотечественников приходила в Ленинград даже ценою их жизни».
Педагог: «Послушаем отрывок из стихотворения О.Берггольц «Ленинградская поэма» (ученик читает стихотворение)».
… И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь…
(О.Берггольц «Ленинградская поэма»)
Альтернативное задание. Обучающиеся могут быть разделены на три команды для работы со стихотворениями. Каждой команде, в таком случае, будет предложено стихотворение с пропусками. Командам необходимо заполнить пропуски (догадаться, какие слова пропущены (одинаковые слова подчеркнуты двойной или волнистой линией)) и зачитать получившиеся отрывки (материалы для реализации данного задания будут представлены в разработке курсивом).
Задание для 1 команды:
… И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А _____? Других дождаться?
А ______ – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч _____________
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит _______, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
______________ блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный ______, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь…
5 смысловой «блок» – «Симфония «блокадных» сердец»
Педагог: «9 августа 1942 г. в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам Ленинграда.
«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию» - такие слова сопровождали музыкальную композицию. Обратимся к видеофрагменту, посвященному данной симфонии (отрывок: 0:00 – 4:11).
6 смысловой «блок» – «Блокадная муза»
Педагог: «Ленинградское радио было единственной связью со страной. Оно стало олицетворением жизненной силы, силы духа. Ленинградское радио призывало держаться из последних сил, ждать и надеяться. В час испытаний ленинградцы ловили каждое слово своеобразной «Блокадной музы», поэтессы Ольги Берггольц, ее призывы не падать духом.
Послушаем ее стихотворение «Я говорю с тобой под свист снарядов …» (ученик читает стихотворение).
Текст стихотворения:
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо, закинутое, бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады –
мы не покинем наших баррикад.
(О.Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов …»)
Задание для 2 команды:
…Я говорю с тобой под свист _______,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из __________,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо, закинутое, бьет.
В _______________ уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над ___________ — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан ___________,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут ___________ —
мы не покинем наших ____________.
7 смысловой «блок» – «Голос Победы»
Педагог: «Ребята, а вы знаете, кого называют «голосом Победы»?»
Ответ: Левитан.
Педагог: «С началом Великой Отечественной войны Левитан стал голосом советского Информбюро. Именно он вселял надежду и веру в победу советского народа. Одни из самых главных сообщений прозвучали 18 января 1943 г. и 27 января 1944 г. – в дни прорыва и снятия блокады Ленинграда».
Педагог: «И мы обратимся к аудиозаписи сообщения Левитана о снятии блокады, эту аудиозапись будут сопровождать кадры документальной хроники военных лет».
Педагог: «Как вы думаете, какие качества характера помогли ленинградцам выдержать испытания суровых военных лет?»
Ответ: сила воли, самоотверженность, храбрость, смелость, отвага, стойкость и др.
8 смысловой «блок» – «Великий подвиг».
Педагог: Теперь послушаем стихотворение Е.Рывиной «… И летели листовки с неба» (ученик читает стихотворение).
Текст стихотворения:
...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож не черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
(Е.Рывина «… И летели листовки с неба»).
Задание для 3 команды:
...И летели __________ с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет _____. Вы хотите ________?..»
«Будет _____. Вам не снится ______?»
Дети, плача, _______просили.
Нет страшнее пытки такой.
_____________ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож не черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они ___________.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
При наличии двух команд, задание может быть преобразовано в общее для команд: «Заполним пропуски в представленном на слайде стихотворении…»
Педагог: «Подумаем, в чем же состоит подвиг ленинградцев?»
Ответ: «Около миллиона ленинградцев погибли в блокаду, но на стороне защитников города была моральная, духовная победа».
Педагог: «Действительно, еще Наполеон говорил: «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа». И это еще раз доказали защитники Ленинграда».
9 смысловой «блок» – «Вечная память»
Педагог: «Западные СМИ, повествуя о событиях, связанных с блокадой Ленинграда, часто задают вопросы: «Нужны ли были такие муки безмерные, страдания и жертвы подобные? Человечно ли это по отношению к своему населению? Париж объявили открытым городом… И другие столицы, капитулировав, уцелели …» Какую идею предпринимают навязать западные СМИ?»
Ответ: сдать Ленинград
Педагог: «Возможна ли была гуманная сдача города? Чем мы можем аргументировать свой ответ»
Ответ: по директиве цель сравнять с землей
Педагог: «Этому подвигу нет равных» - так можно сказать о каждом дне каждого жителя Ленинграда в дни блокады. Блокада Ленинграда - это трагическая и героическая страница Великой Отечественной войны. Почти 900 дней и ночей шла жестокая битва за Ленинград. Ее вели солдаты, партизаны, мирные жители. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь тяжелого испытания. Но ленинградцы выстояли, они победили фашистов силой своего духа!»
Педагог: «Какой статус приобрел город Ленинград после этих тяжелых испытаний?»
Ответ: 1 мая 1945 г. Ленинград получил звание города-героя.
Педагог: «Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда. В 1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открыт памятник. На высоком гранитном постаменте – бронзовая шестиметровая фигура женщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально-торжественные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Педагог:
«Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Прошу всех встать. Объявляется минута молчания» (звуки метронома).
Ссылка: https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html
10 смысловой «блок» – «Сила русского характера»
Педагог: «Ребята, теперь мы разделимся на 3 команды. Командам будут выданы зашифрованные послания. Каждая цифра в послании соответствует порядковому номеру буквы алфавита. Расшифруйте представленные послания. Победит та команда, которая расшифрует послание быстрее. Вы можете приступать к работе! (Приложение Б.1)»
Ответ: «Если мы вошли в Берлин, то это и потому, что немцы не вошли в Ленинград» (Эренбург).
Педагог: «Как вы понимаете данное высказывание?».
Ответ: «Значительное моральное влияние на советских граждан снятия блокады Ленинграда, зарождение в сердцах людей веры в возможность одержать победу в войне, выдержать любые испытания».
3. Заключительная часть
Смысловой «блок» – «Военный корреспондент сообщает …»
Педагог: «Ребята, теперь мы выполним следующее задание. Представьте, что вы военные корреспонденты. Вам необходимо рассказать общественности о происходящем в блокадном Ленинграде и сообщить радостную новость – торжественно оповестить о снятии блокады. Для выполнения данного задания у вас есть шаблоны листовок (Приложение Б.2)» (дети выполняют задание и представляют свои работы).
Педагог: «Молодцы! В завершение, обратимся к музыкальной композиции, посвященной снятию блокады Ленинграда, с кадрами хроники военных лет». Текст песни:
Ушли далеко те суровые дни,
Но раны на сердце остались,
Той страшной кровавой жестокой войны,
Когда мы со смертью встречались.
Люди гибли от холода, голода,
Разве можно такое забыть.
Шли бои на окраинах города,
Но не смог враг его покорить.Припев:
Блокадный Ленинград,
Ты прошел через пламя и ад,
Сколько выдержал ты, перенес.
Город боли, утраты и слёз.
Блокадный Ленинград,
Самых высших достоин наград,
Гордость, слава российской земли,
Город истинно русской души.
Ленинград, Ленинград!Смерть рядом ходила, за горло брала,
Трамваи на линии фронта,
Бомбежки, обстрелы с утра до утра,
И хлеба на сутки полфунта.
Но выстоял город, и он победил,
Нева мирно берег ласкает,
Фашист что хотел, то сполна получил,
Над Ладогой солнце сияет (Припев).
(«Блокадный Ленинград», муз. и исп. – И.Корнилов, сл. – В.Пурга).
В завершении давайте ответим на вопросы: «Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего на занятии? (Дети отвечают). Молодцы! Пусть созданные вами памятные листовки станут для вас напоминанием о героическом прошлом нашей страны, о важности сохранения мирного неба над головой!».
Педагог: «До новых встреч, дорогие друзья!»
Методические рекомендации и советы по подготовке и проведению мерроприятия
- Прежде всего, необходимо ознакомиться с планом подготовки и сценарным планом.
- Целесообразно использовать музыкальное сопровождение, занимательные видеоролики в рамках мероприятия.
- Необходимо уделить должное внимание оформлению помещения для создания эмоциональной атмосферы.
- При подготовке и проведении необходимо чередовать виды деятельности.
- В процессе хода мероприятия нужно предоставить обучающимся возможность проявить себя через включение в данное мероприятие творческих и интеллектуальных заданий.
- Необходимо организовать подготовку совместно с учащимися, участие в мероприятии всех детей, предоставить возможность каждому участнику реализовать свои творческие способности.
- Педагогу следует организовать работу по формированию и развитию у учеников коммуникативных компетенций.
- Также необходимо вести работу по сплочению детского коллектива, учить детей делать выводы, обобщать, анализировать информацию.
- Необходимо учитывать освещение при использовании видеоматериалов, мультимедийной презентации.
- Проведение мероприятия может быть приурочено ко Дню снятия блокады Ленинграда – 27 января.
- Необходимо организовывать работу по развитию у обучающихся познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД, в соответствии с ФГОС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Отечества с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества. Данное направление воспитательной работы предполагает нацеленность на формирование у подрастающего поколения чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своей Родине, своему народу и готовности к защите своей страны. Патриотическое воспитание базируется на героических событиях отечественной истории, выдающихся достижений страны в политической, научной, экономической, культурной и спортивной сферах. Основой для воспитания патриотических чувств выступает героическая борьба, примеры национальных героев Отечества.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, которая обладает качествами патриота Отечества, стремится успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России современный национальный воспитательный идеал включает качества, характеризующие гражданина России как патриота: «гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Практическими мерами, направленными на воспитание патриотизма, служат организация и проведение фестивалей, соревнований, военно-спортивных игр, «вахт памяти», художественных выставок военной тематики, юбилейных мероприятий, посвященных памятным датам, проведение поисковых работ по захоронению непогребенных останков воинов, павших в Великой Отечественной войне, встреч молодежи с ветеранами, создание музеев боевой и трудовой славы, профильных смен юных патриотов и др.
Также формой воспитательного мероприятия, направленного на реализацию патриотического направления воспитания учащихся, может стать урок мужества, классный час. В рамках данного мероприятия обычно затрагиваются темы героизма и мужества советских солдат и мирного населения в годы Великой Отечественной войны. Такая тематическая направленность, в свою очередь, способствует развитию чувство патриотизма у подрастающего поколения, расширению представления школьников о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., формированию интереса к истории своей Родины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе / А.К.Быков, И.И.Мельниченко. – Москва: Сфера, 2007. – 208 с. – ISBN 9785891448032.
- Возрастная и педагогическая психология / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. – Москва: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. – ISBN 5-93134-195-1.
- Данилова, Л.Н. Патриотическое воспитание школьников: из зарубежного опыта / Л.Н.Данилова // Народное образование. – 2010. – № 4. – С. 204-211.
- Методика воспитательной работы / Л.А.Байкова [и др.]. – Москва: Академия, 2004. – 144 с. – ISBN 978-5-7695-6611-0.
- Педагогика / под ред. В.А.Сластенина. – Москва: Академия, 2014. – 608 с. – ISBN 978-5-9916-2050-5.
- Педагогические технологии / под ред. Н.М.Борытко. – Волгоград : ВГИПК РО, 2006. – 59 с. - ISBN 5-7087-0004-0.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // Реестр примерных основных образовательных программ: [сайт]. – 2022. – URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard (дата обращения: 13.12.2024).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. // Реестр примерных основных образовательных программ: [сайт]. – 2022. – URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard (дата обращения: 13.12.2024).
- Хисамутдинова, Р.Р. Великая Отечественная война Советского Союза (1941 – 1945 годы) / Р.Р.Хисамутдинова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. – 476 с. – ISBN 978-5-85859-588-5.