Классный час "Детство, опаленное войной..."

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Класс: 4

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


В 2025 году наша страна отмечает знаменательную дату – 80-летие Великой Победы. Война затронула практически каждого в нашей стране. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны нынешнее поколение не испытало на себе последствий этого страшного события. Не знают судьбы и положение детей в годы Великой Отечественной войны. А ветеранов, которые могли бы поведать нам об этих событиях, о тяжелых временах, которые выпали на долю нашего народа, с каждым годом остается все меньше и меньше. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Поэтому, необходимо больше уделять внимания воспитанию у младших школьников патриотизма, любви к Родине, чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, организовывать встречи с ветеранами, делиться семейными историями о героях Великой Отечественной войны, чтобы передавать из поколения в поколение историю своей страны.

Цель:

  • сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях;
  • расширять имеющиеся знания о Великой Отечественной войне;
  • воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своей Родины.

Задачи:

  • вызывать у учащихся интерес к прошлому и настоящему своей страны;
  • показать, какой вклад вносил каждый житель страны в победу над врагом;
  • вызывать у школьников чувство гордости за свой народ;
  • воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

  • умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников.

Предметные результаты:

  • знания о героях и о прошлом нашей страны.

1. Личностные результаты:

  • продолжить формирование положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
  • осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к культуре, интереса к ее истории;
  • уважительное отношение к традициям своей страны;
  • воспитание гордости за свою Родину, российский народ;
  • уважение к прошлому своих предков.

2. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • учащиеся продолжат учиться ставить учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;
  • планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.
  • учащиеся научатся оценивать свое знание, умение и овладение тем или иным знанием и умением в изучаемой теме.

3. Познавательные универсальные учебные действия:

  • учащиеся продолжать учиться извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из различных источников, собственных наблюдений объектов культуры;
  • учащиеся получат возможность сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учащиеся продолжат учиться строить речевое высказывание в устной форме;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах;
  • получат возможность уважать позицию партнера.

Оборудование:

  • компьютер,
  • презентация,
  • сценарий мероприятия.

Ход классного часа

Презентация

Слайд №1

Презентация

(Заранее подготовленные ученики читают стихотворение о войне.)

Слайд №2

Ученик 1

Июнь … Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Слайд №3

Ученик 2

Июнь … Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончиться она лишь в 45-м, в мае.

Слайд №4

Ученик 3

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Слайд №5

- Сегодня наш классный час посвящен событию, которое отмечено красным цветом в календаре. В этом году наша страна отмечает знаменательную дату, 80-летие Великой Победы.

- 21 июня 1941 года – обычный летний день. Взрослые ушли на работу, девчонки и мальчишки играли во дворе и наслаждались теплым летним днем, школьники готовились к выпускному вечеру. Никто не подозревал, что через несколько часов все это станет прошлым.

Слайд №6

Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны) (Слайд № 6)

- Вот так неожиданно, 22 июня 1941 года началась самая страшная война. Говорят, на войне детей не бывает, но эта война затронула миллионы детских жизней.

Слайд №7

(Стихотворение читает подготовленный ученик)

Ученик

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны …
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?

- Детям пришлось узнать, что такое война. Голод, бомбежки, похоронки с фронта, слезы матерей – такие недетские испытания выпали на их плечи.

- Фабрики и заводы остались без рабочих. Рядом со взрослыми в суровые дни вставали дети. Школьники работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Слайд №8

(Стихотворение читает подготовленный ученик)

Ученик

Еще вчера мы были только дети
Нас поднял под ружье войны сигнал.
Под военного грома раскаты
Поднимались на праведный бой
Пионеры, теперь уж солдаты, -
Знаменосец, горнист, звеньевой…

А когда было свободное время, то ребята писали на фронт письма свои отцам. Послушайте одно из таких писем.

Слайд №9

Письмо мальчика на фронт

(Читает заранее подготовленный ученик)

Письмо Славы отцу на фронт:

«5» получил по чтению и арифметике, поведение — «4». Сегодня мамин день рождения, у нас праздник, бабушка напекла белых булочек, едим и тебя вспоминаем. Дорогой папочка, как бы мне хотелось к тебе, с фрицами подраться. И очень хочется в Ленинград. Папочка, пиши скорее ответ. Целую крепко. Твой Слава»

(Читает заранее подготовленная ученица)

Письмо Ады Каримовой отцу на фронт:

«Здравствуй, папочка! Папа, мы получили твоё письмо и очень обрадовались, папочка, приезжай скорее, не задерживайся. Папа, мы уже учимся второй месяц я в 1 «Б», Лейля в 1 «В». Лейля по арифметике получила — «5». У меня по письму — «5», по чтению — «5», по арифметике — «5». Папа, у меня и Лейли нет портфеля. Папа, до свидания, пиши почаще письма. Каримова Ада, твоя дочь».

Слайд №10

- Время было тяжелым. Дети теряли родителей, сестер, братьев. Иногда напуганные дети по несколько дней сидели рядом с холодными телами погибших близких, ожидая своей участи. В лучшем случае их ждал советских детдом, в худшем – фашистские застенки. Ужасы концлагерей могли пережить не многие взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую в плену детей ждали пытки.

Слайд №11

Сценка

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.

Слайд №12

- В Великой Отечественной войне участвовало свыше 20000 детей. Школьники работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, стояли у станков, а самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зернышка - ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. После уроков они работали на швейных фабрика, в обувных мастерских. Ребята изготавливали ложки, варежки, носки, шарфы. Многие дети сражались наравне со взрослыми - были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах.

(Стихотворение читает подготовленный ученик)

Ученик

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…. Война.

- И сегодня на уроке мы поговорим о детях-героях, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

Слайд №13

- В боевых действиях во время Великой Отечественной войны принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Пионеры – герои» – они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов-героев Великой Отечественной войны были удостоены высшей награды – звания Героя СССР. все – посмертно! этих героев знали поименно все советские школьники – Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова. Наш страна помнит имена героев!

Слайд №14

Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса, летов 1941 года, она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревушку Зуя. Там ее и застала великая Отечественная война. Белоруссию заняли фашисты.

В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», а Зину избрали членом ее комитета.

Девочка, работавшая посудомойкой в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу, приготовленную на обед.

В результате диверсии погибло около сотни гитлеровцев. Желая доказать свою непричастность, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.

Но однажды во время исполнения задания Зину опознали и задержали, как участницу подполья. при попытке бегства Зине прострелили ноги. началась череда зверских пыток.

Несмотря на ужасные страдания, девочка не предавала своих, и эта стойкость раздражала палачей еще больше. На последнем допросе в тюрьме гестапо в городе Полоцке гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши.

Ранним утром в январе 1944 года искалеченную, но не сломленную Зину растреляли. Ее бабушка погибла под немецкими бомбами.

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

Слайд №15

Марат Казей

Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, немцы повесили в Минске за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.

Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвауурировать – девочка отморозила обе ноги. когда партизанский отряд выходил из окружения. Ноги ампутировали.

Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю,. чтобы встить за убитую мать, искалеченную сестру.

В мае 1944 года уже вовсю готовилась операция «Багратион», которая принесла Белоруссии свободу от гитлеровского ига. Но Марату не суждено было этого увидеть.

11 мая у деревни Хоромицкие разведгруппу партизан обнаружили фашисты. Напарник Марата погиб сразу, а сам он вступил в бой. Немцы взяли его в «кольцо», расчитывая захватить юного партизана живым.

Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Слайд №16

Валя Котик

Валентин родился 11 февраля 1930 года, на Украине в крестьянской семье. Стремительный гитлеровский блицкриг лета 1941 года – и вот Валя с семьей, жившие в городе Шепетовке, уже на оккупированной территории.

Осенью отчаянный мальчишка, устроив засаду у дороги, гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив несколько солдат и командира отряда полевой жандармерии.

Когда над семьей Вали нависла угроза ареста, он с матерью и братом убежал в лес, став бойцом партизанского отряда имени Кармелюка.

В октябре 1943 года Валя, находившийся в дозоре, напоролся на карателей, готовившихся атаковать партизанскую базу.

Мальчика скрутили, но решив, сто тринадцатилетний ребенок не представляет угрозы, оставили под охраной здесь же на опушке леса.

Каратели двинулись дальше, но Вале удалось вырваться, сорвать с пояса конвоира гранату и бросить ее в сторону врагов. взрыв убил на месте двоих карателей, а поднятый шум не дал застать партизан врасплох.

Сам Валя был ранен, но выжил и продолжил воевать до самой смерти – 17 февраля 1944 года.

Валя Котик погиб в возрасте 14 лет от немецкой пули.

Слайд №17

12-летний Саша Ковалев после гибели отца на фронте, попал в юнги Северного военно-Морского Флота. Пройдя специальный курс обучения, Саша был назначен мотористом на торпедный катер.

В мае 1944 года группа сторожевых катеров завязала неравный с караваном фашистских судов. Катер, на котором служил Саша, залпом торпед затопил немецкий транспорт и пытался уйти. Бак мотора был пробил, катер терял скорость. Тогда Саша грудью закрыл пробоину. Мальчик погиб, но катер ушел от врага.

Слайд №18

-12-летняя Юта Бондаровская встречала войну в Новгородской области, где и вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Она собирала разведданные, участвовала в боевых рейдах отряда в тыл врага.

В начале 1944 года, бригада продвигалась в глубокий тыл немцев к берегам Чудского озера. Под конец тяжёлого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами.

В этом бою погибла юная разведчица Юта.

Слайд №19

- И этот список юных детей-героев можно продолжать: Валентин Котик, Лариса Михеенко, Аркадий Каманин, Володя Дубинин, Василий Коробко, Витя Черевичкин и другие.

- Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет!

Слайд №20

- Вот уже 80 лет прошло со Дня Победы. Но мы не забыли тех 1418 дней и ночей, которые продолжалась Великая Отечественная война. Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие годы наша страна. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и Печали, и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

- 27 миллионов человек – это значит, что каждую минуту погибало 10 человек. А сколько было раненных, искалеченных? Сколько осталось вдов и сирот после войны?

Слайд №21

На фоне звучит мелодия «День Победы»

Ученик

Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою.
А кто – за подвиг трудовой
В своем родном краю.

Ученик

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава Вам навеки
От всей земли, от всей земли.

- 9 мая – это всенародный праздник. В 2025 году наш народ отмечает 80-летие Великой Победы!

- В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной войны, которые живут сегодня.

- У Кремлевской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, но подвиг твой не забыт!» Вечный огонь горит и не угасает никогда! Он хранит память о погибших солдатах, которые не вернулись с войны, отдали жизнь за мир, в котором мы с вами живем!

- Все дальше и дальше от нас трагические события Великой Отечественной войны, все меньше ветеранов этой войны встречают с нами День Победы, но не утихает боль, нанесенная войной, и не меркнет подвиг нашего народа, отстоявшего мир от фашистов.

- Память о тех, ко отдал жизнь ради Победы, просим почтить минутой молчания.

Слайд №22

- Минута молчания (Помните, Через Века, через года, через века – помните! Роберт Рождественский)

- Нам никогда не забыть о самой страшной трагедии всего человечества. Нам, современному поколению, дорого будущее нашей планеты. Наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь.

Слайд №23

(Читают заранее подготовленные ученики)

Ученик

Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слушать добрые слова.

Ученик

Пусть будет мир на всей земле,
Пусть будет мир всегда.
Чтоб нам расти для славных дел,
Для счастья и труда!

Слайд №24

- Сегодня наша страна переживает сложные времена. Россия вновь встала на границу защиты от поднявшего голову, нацизма. Встала на защиту людей.

- 24 февраля 2022 года началась Специальная военная операция на Украине. Наши военный ежедневно мужество и героизм, преданность Военной присяге и преемственность боевым традициям Российской армии.

- С самого начала специальной военной операции российские школьники поддерживают наших солдат и офицеров. Военнослужащим направлено более 240 тысяч детских писем и рисунков, которые вызвали самые теплые чувства у наших солдат и офицеров.

- Эта традиция берет свое начало еще с трудных периодов Великой Отечественной войны, когда письмо несло в себе радостную весть для солдат, любимых и близких для него людей.

- В наше время мужчины с оружием в руках защищают нашу Родину, выполняют свой воинский долг. Оказавших вдали от дома, они испытывают трудности и скучают по родному дому. Поэтому для них письмо из дома, по-прежнему – источник радости и вдохновения, который придает им сил и уверенность.

- Сегодня я предлагаю вам принять участие во Всероссийской акции «Письмо солдаты». Ваши письма и рисунки будут переданы военнослужащим, которые защищают нашу Родину с оружием в руках.

- На этом наше мероприятие закончено.

Спасибо за внимание и участие.