ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Сроки проведения: краткосрочный.
Количество участников проекта: 11 человек (5 детей, 5 родителей, 1 воспитатель).
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения: подгрупповая.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время в «Год защитника отечества и 80-летия Великой Победы» актуальным вопросом является знакомство дошкольников с историей страны. С дошкольниками традиционно проводятся беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматриваются фотографии. альбомы и т.д. В тоже время в дошкольном образовании недостаточно эффективных педагогических технологий приобщения дошкольников к истории родной страны, знакомства с историческим, военным прошлым. Отмечается недостаточность материалов, новых технологий по развитию интереса к прошлому родной страны, в том числе военным победам. Иногда педагоги обходят вопросы истории в общении с детьми, тем более близкой истории, где все непросто и противоречиво.
В ходе проведения тематической недели «История России», на занятии дети определяли, какая форма, каким военным принадлежит. На одной из картинок была изображена кольчуга, дети удивились. Стали задавали много вопросов: «Кто защищал Россию раньше от врагов?», «Какие сражения происходили?», «Кто и как защищал народ?», «Кого называют богатырь?». Таким образом, мы сделали вывод, что дети хотят больше узнать об исторических событиях нашей страны. Анализ системы работы в этом направлении показал, что требуется организация особых условий для получения детьми знаний.
Таким образом, исходя из интересов детей, родилась идея семейного проекта «От богатырей до наших дней». Идею поддержали родители воспитанников. Вместе с родителями были определены темы исторических событий «Ледовое побоище», «Сталинградская битва», «Крым – наш», «Полтавская битва», «Парад Победы 1945 года» и т.д.
Продуктом проекта станет коллекция по теме, которую выберет семья. Дети создадут батальные сцены, подберут необходимые картинки или нарисуют. Вместе с родителями исследуют выбранную тему, составят рассказ о нем и затем расскажут остальным сверстникам, управляя фигурками солдат, всей атрибутикой для инсценировки исторических сражений.
Семейные работы по теме оказались очень яркими. Оказалось, что старшие дошкольники лучше понимают смысл исторических событий, если используется наглядность, максимально вводящая ребёнка в ситуацию конкретного исторического события.
Главной составляющей проекта являлось использование метода «Оживающее историческое событие». Оживляя историческое событие, дети приобщались к истории, у них формировалось позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, гордость за ее достижения, победы. Дети узнали исторические факты, а главное в процессе использования метода ребенок не статичный субъект, а активный созидатель.
Знакомя дошкольников в ходе реализации проекта с историей родной страны, мы не стремились к тому, чтобы они запомнили последовательность исторических событий, имена исторических деятелей и тем более даты. Нашей задачей являлось - показать детям многообразие событий прошлого нашей Родины: яркие победы, праздники, события, открытия и изобретения, сражения за независимость и единство родной страны и их героев.
В перспективе совместно с детьми и родителями планируем дополнять нашу ленту исторических событий новыми страничками.
Проблема педагогов: Могут ли воспитанники понять смысл исторического события, если использовать наглядность, максимально вводящую ребенка в ситуацию конкретного исторического события? Даст ли использование метода «Оживающее историческое событие» возможность расширить представление дошкольников об истории страны посредством создания совместно с родителями картинок о сражениях и битвах?
Проблемы детская: Хотим узнать: кто защищал Россию раньше от врагов, какие сражения происходили, какое у них было оружие, как они побеждали врагов?
Задачи проекта:
- Дать дошкольникам представления об исторических событиях нашей страны, через реализацию проекта «От богатырей до наших дней».
- Использовать метод «Оживающее историческое событие» для знакомства детей с историй «Полтавской битвы», «Ледового побоища», «Сталинградской битвы», а также с великими полководцами: такими как Пётр 1, Александр Невский.
- Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране.
- Воспитывать начала гражданственности, патриотизм, чувство гордости за Россию, уважения к участникам в боевых сражениях. Приобщать к духовным ценностям страны. Развивать высшие нравственные чувства, в том числе ценностное отношение к Родине.
- Способствовать совместной деятельности родителей и детей, привлекать родителей к участию в образовательном процессе, в совместной исследовательской деятельности.
- Развивать творческие способности дошкольников, умение создавать батальные сцены-картинки используя разнообразные материалы: пластилин, восковые мелки, цветные карандаши, гуашь и т.д.
- Совершенствовать связную речь и коммуникативные способности, умение составлять рассказ об историческом событии и сопровождать рассказ с действиями, аргументировано высказывать своё мнение, подбирать прилагательные к словам.
- Привлекать дошкольников к рефлексии совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- ознакомление дошкольников с историческими событиями страны;
- создание условий для самостоятельного отражения полученных представлений детьми, через использование метода «Оживающее историческое событие»;
- развитие творческих способностей воспитанников в ходе создания сцены отражающей смысл исторического события;
- вовлечение родителей в образовательный процесс, совместную познавательно-исследовательскую деятельность с детьми;
- проявление умения рефлексировать, анализировать, договариваться, любоваться, радоваться результатам совместной деятельности;
- обогащение словарного запаса, развитие грамматически-правильной и связной речи;
- проявление у воспитанников интереса к истории страны;
- эмоциональный отклик на героические поступки героев;
- умение оценивать смелость, преданность, отвагу, осуждение зла, и несправедливости.
Оценка результатов проектной деятельности отслеживаются через: беседы с детьми, наблюдение во время игровой деятельности, в ходе непосредственно образовательной деятельности, в ходе самостоятельной деятельности детей (подвижные и дидактические игры) при чтении тематических былин, стихотворений, рассказов в музыкально-художественной деятельности. Анкетирования родителей.
Гипотеза: Если в ходе реализации проекта дошкольники получат представления об истории нашей страны, совместно с родителями создадут картинку выбранного события с помощью метода «Оживающие исторические события». Нарисуют батальные сцены - фигурки солдат, полководцев, совместно с родителями исследуют эту тему и составят рассказ для того, чтобы рассказать сверстникам – то не только познакомятся с историческими событиями страны, но и смогут ощутить себя частью русского народа и испытать чувство гордости за свою страну. У них повысится любознательность, осведомлённость, разовьётся речь и творческие способности.
Реализация проекта
На первом этапе проекта, в группе была проведена тематическая неделя «История России». С дошкольниками проводились беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривались фотографии. альбомы и т.д.
На одном из занятий детям было предложено поучаствовать в дидактических играх, выполнении разнообразных заданий и упражнений. Дети выполняли задания из рабочей тетради «Армия Победы». Дошкольники определяли, какая форма, каким военным принадлежит. На одной из картинок была изображена кольчуга, дети удивились. Стали задавали много вопросов: «Кто защищал Россию раньше от врагов?», «Какие сражения происходили?», «Кто и как защищал народ?», «Кого называют богатырь?». Таким образом, мы сделали вывод, что дети хотят больше узнать об исторических событиях нашей страны. Анализ системы работы в этом направлении показал, что требуется организация особых условий для получения детьми знаний.
Результатом первого этапа стало выявление проблемы и предложение реализовать проект, который поможет дошкольникам понять смысл исторических событий. Совместно с родителями был разработан план действий, намечены продукты деятельности
На втором этапе прошло обсуждение темы проекта с родителями, которые поддержали ее идею. Родители предложили назвать проект «От богатырей до наших дней». Вместе с родителями были определены темы исторических событий «Ледовое побоище», «Сталинградская битва», «Крым – наш», «Полтавская битва», «Парад Победы 1945 года» и т.д.
В семьях в домашних условиях началась познавательно-исследовательская деятельность по подготовке к созданию сцен по определённым темам. Они искали информацию о том, кто победил, как звали великих полководцев, героев.
В группе, дети участвовали в дидактических играх: «Расскажи, что думает персонаж картины?», «Замри и отомри», «Отгадай, кого я описываю», «Доскажи словечко», «Подбери действие». «Есть – нет». С большим удовольствием дети играли в подвижные игры: «Зарница», «Помоги солдату», «Полоса препятствий», «Меткий стрелок», «Быстрая конница», «Надёжная крепость» и др.
Педагоги группы расширили и закрепили представления детей о прошлом России с помощью дидактических игр: «Собери воина в поход», «Военные баталии», «Чем знаменит?», «Вчера и сегодня» и др.
Результатом этапа стал выбор тем исторических событий семьями для дальнейшей реализации проекта.
На третьем этапе развернулась работа в творческих семейных группах. Проходило рисование персонажей исторического события и подготовка атрибутов, выстроенных сцен. Семьи-участники проявили креативность, творчество. Они использовали разнообразные изобразительные средства: цветные мелки, пластилин, гуашь, карандаши. Вырезали силуэты участников сцен. Вместе с родителями, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками, ребята создали коллаж по своей теме, которых они выбрали.
Результатом деятельности стала подготовка картинок героев исторических сцен. Знакомство с великими полководцами Александром Невским и Петром Первым. Дошкольники узнали, как раньше называли солдат: гренадёры, фузилёры, бомбардиры, артиллеристы.
На четвёртом дети совместно с родителями составляли рассказ по теме выбранного ими исторического события. Далее выкладывали сцену с использованием метода «Оживающее историческое событие»
В результате реализации этого этапа был создан главный продукт проекта – Лента «Оживающих исторических событий».
На пятом этапе была организована выставка, где дети презентовали свою работу. Арсений Березин «оживил» историческое событие «Ледовое побоище».
Результат: Дети так воодушевились эмоциональным рассказом Арсения, что тоже захотели дома, найти и «оживить» одно из исторических событий. Метод «Оживающие исторические события» не только помог углубить детские представления об истории страны, но побуждает говорить даже обычно молчаливого и застенчивого ребёнка.
Таким образом, данный проект имеет большую практическую значимость для современных дошкольников. Может быть использован, в группах разных возрастов.