Условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством сюжетно-ролевой игры

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с нарушением зрения, Сюжетно-ролевая игра, старшие дошкольники


Работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности.

По мнению отечественных психологов и педагогов, развитие воображения следует осуществлять внутри содержательных видов деятельности: бытовой, трудовой, творческой, игровой, продуктивной.

Исследованиями Л.С.Выготского разрабатывается мысль о единстве мышления, памяти и воображения в дошкольном возрасте. Развивая одно из звеньев, развиваются и остальные. Отправной точкой психического развития ребенка ученый считает игру, определяя ее как форму активной деятельности индивида неправленой на репродукцию и усвоение социального опыта, социальных ритуалов, традиций, закрепленных в приемах объектных, предметных, инструментальных и операциональных действий, а также в предметах науки, искусства, литературы, культуры [2].

По мнению Л.С.Выготского, необходимым условием игры ребенка является создание мнимой или воображаемой ситуации, которая имеет место при расхождении наглядного и смыслового полей (ребенок видит одно, а представляет совсем иное). Именно игра способствует формированию умения взглянуть на себя со стороны, отнестись к себе как к другому человеку, приспособить обстоятельства к своим эмоциям и состоянию, то есть адаптирует к современным условиям жизни [2].

Условная обстановка игры создается воображением ребенка, но действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренние. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

В работах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и других ученых показаны возможности развития воображении ребенка по мере овладения им сюжетно-ролевой игрой [2, 3, 11].

По мнению О.Е.Смирновой, сюжетно-ролевая игра - «это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально-создаваемых или игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними» [8, с. 17].

Н.В.Краснощекова пишет о сюжетно-ролевой игре как «об основном виде игры ребенка дошкольного возраста, подчеркивает, что сюжетно-ролевая игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество» [4, с. 5].

Г.А.Урунтаева рассматривает сюжетно-ролевую игру как «игру, которая всегда предполагает создание воображаемой, или мнимой, ситуации, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой обстановке, разыгрывая сюжет по конкретному плану» [10, с. 119]. Определение исследователя принимается нами в качестве основного.

Сюжетно-ролевая игра имеет определенную структуру, представленную несколькими компонентами.

Воображаемая ситуация – это «основа сюжетно-ролевой игры, в которой наиболее явно выражается разделение действительности на реальную и символическую. Это замысел, образ игры, возникающий в результате переноса реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия» [11, с. 28].

Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, содержание, роль, принимаемую ребенком на себя и связанные с ней действия.

Сюжет - та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Выбор сюжета всегда опирается на определенные знания. Сюжеты отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающим.

Содержание – то, что выделено и воспроизведено детьми в качестве главного момента действительности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. По мнению О.Е.Смирновой, «главным содержанием сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников является подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети до начала игры планируют ее, совместно договариваются о ее ходе и распределении ролей, следят за тем, как их партнеры соблюдают правила, спорят в основном по поводу того, «бывает так или не бывает»» [8, с. 29].

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не в соответствии с его желаниями, а так, как это предписано ролью, способом поведения людей в различных ситуациях, соответствующим социальным нормам и правилам. В пределах одного сюжета ребенок встает на позиции разных людей, «смотрит» на ситуацию их глазами. Важным моментом в развитии ролевого поведения является обозначение принятой на себя роли словами, например, «Я – врач», «Я – пожарник». Так ребенок начинает понимать не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми, осознает необходимость соблюдать правила. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли (Н.Я.Михайленко [5]).

Выполнение роли протекает в различных по форме ролевых действиях. Ребенок использует предметные игровые действия (с использованием сюжетной игрушки вместо реального предмета), действия с предметами-заместителями (например, палочка вместо ложки, градусника). Постепенно ребенок переходит к действиям без опоры на предмет, изобразительным действиям, которые сопровождаются словами («Мы как будто уже вымыли руки»). Существуют особые игровые действия по обозначению игрового пространства. Сначала это обозначение при помощи предметов-маркеров игрового пространства – корабль нужно выложить из кирпичиков на полу, а затем с использованием речи без предметов-маркеров («здесь будет корабль, а там – море») [5].

Игровые действия сопровождаются речью, обозначающей роли, события. Благодаря речи игра становится совместной деятельностью дошкольников. Чем обобщеннее и короче игровые действия, тем глубже проникает ребенок в смысл отношений.

В сюжетно-ролевой игре дети используют разнообразные игровые предметы: игрушки, предметы-атрибуты, предметы-заместители. Предметы-атрибуты помогают взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. В старшем дошкольном возрасте опорой становятся представления о функции взрослых, а не внешние атрибуты. Предмет-заместитель сознательно наделяет его новым значением. Главным условием выбора предмета-заместителя является то, чтобы с ним можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым (С.Л.Новоселова [6]).

В сюжетно-ролевых играх формируется детское творчество, фантазия и артистизм, умение вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, действовать в воображаемой ситуации, оперировать предметами-заместителями, фантазируя и опираясь на накопленные представления об окружающей жизни (Л.С.Выготский [2], Д.Б.Эльконин [11]).

Сюжетно-ролевые игры необходимы для развития воображения детей, поскольку ней ребенок учится распознавать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в их воображении, чтобы игра могла продолжаться изнутри.

Исследователями выделяются разные виды сюжетно-ролевых игр:

  • бытовые: семья, праздники, домашние дела и т.д.;
  • связанные с общественной деятельностью или работой: магазин, школа, детский сад, больница, транспорт;
  • по сюжетам книг, кино, мультфильмов, комиксов;
  • героические: полеты в космос, подвиги, спасатели и прочие;
  • разновидностью сюжетно-ролевой игры выступает режиссерская игра, в которой партнеры (игрушки, их заместители) – это неодушевленные предметы и не имеют своих желаний. Ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие (О.В.Солнцева [9]).

В сюжетно-ролевых играх педагог стимулирует желание самостоятельно или с минимальной организующей помощью проигрывать, объяснять и развивать сюжеты игр по разным бытовым, социальным ситуациям, многофункционально использовать игрушки для игр, заменять отсутствующие похожими. Для этого необходимо вместе с детьми придумывать воображаемые игровые ситуации, обращать внимание на то, как дети принимают игровые роли, разворачивают сюжет, организуют игровые действия с использованием натуральных предметов, предметов-заместителей и воображаемых действий.

В Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) Л.И.Плаксиной отмечается, что игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушениями зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща [7].

Специальной задачей в развитии игры детей с нарушениями зрения является преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры. Для этого проводятся специальные экскурсии и наблюдения, в процессе которых осуществляется слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни.

Проводятся специальные занятия по обучению действиям с игрушками и созданию сюжета ролевых игр. Помогая детям организовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, музыкальные игры, педагог развивает у детей творческое воображение. Существенное место отводится работе по обогащению сюжетно-ролевых игр путем наблюдения за жизнью взрослых, чтению художественной литературы, разыгрыванию инсценировок по сказкам или по наблюдениям за жизненными, трудовыми действиями взрослых.

Проанализируем раздел «Игра» программы Л.И.Плаксиной для детей с нарушениями зрения старшей и подготовительной к школе группы [7]. Для развития воссоздающего и творческого воображения дети третьего года обучения (старшая группа) учатся самостоятельно выбирать тему для сюжетно-ролевой игры, развивать сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре мультфильмов, комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры, подбирать необходимые игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры.

В сюжетно-ролевых играх дети четвертого года обучения (подготовительная к школе группа) творчески воспроизводят быт и производственную деятельность людей, жизнь семьи, подвиги воинов, космонавтов; конструируют сюжеты на основе комбинирования знаний, полученных при непосредственном наблюдении за окружающей жизнью, из литературных произведений, сказок, рассказов взрослых и т.п.

В Программе определена примерная тематика сюжетно-ролевых игр: «Покупки в магазине», «Путешествие на пароходе», «Строим город», «День рождения», «В библиотеке», «Детский сад», «В гостях у бабушки», «На даче», «В деревне», «Зоопарк», «На улице города», «Автомобилисты», «На стадионе», «Шьем куклам одежду», «Стирка», «Цирк», «Железная дорога», «Правила движения на улице» [29]. Однако в программе не обозначена частота проведения сюжетно-ролевых игр.

Для развития воображения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх Н.В.Жауровой составлены рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр. Данные рекомендации могут быть использованы, как для нормотипичных детей, так и для детей с нарушениями зрения, так как возрастные закономерности развития детей с нарушениями зрения практически не отличаются от развития детей в норме.

В разученную сюжетно-ролевую игру могут вводиться следующие компоненты, способствующие развитию воображения. Например, если проводится сюжетно-ролевая игра на тему «Семья» (сюжеты «Гости», «Путешествие») детям можно предложить выбрать из «волшебной коробочки» картинки, позволяющие превратить обычную игру в волшебную. В гости можно пойти / пригласить крокодила Гена, Чебурашку, инопланетян, Василису Прекрасную, морского царя. Использование «волшебной коробочки» способствует развитию широты воображения, т.к. детям предлагается придумать максимальное количество новых образов и обыграть их; развитию беглости воссоздающего воображения, т.е. способности не только выбрать героев для игры, но и посмотреть на них с другой стороны, отвлечься от «книжного» образа; оригинальности творческого воображения – например, совместить в рамках одного сюжета героев разных сказок: Василису Прекрасную и Чебурашку, изменить традиционные функции героев на новые. Важным является критическое осмысление созданных образом, чтобы ребенок понимал условность происходящего, осознавал то, что в игре все «понарошку».

На подготовительном этапе сюжетно-ролевые игры на бытовые темы позволяют развивать такие параметры воссоздающего воображения, как сила, проявляющаяся в яркости образов (например, создать с помощью подручных средств образ мамы, папы или других членов семьи), широту (при создании образов опираться на разные признаки. Например, бабушка воплощает собой не только пожилого члена семьи, который печет пироги, носит очки и вяжет, но и друга, хранителя секретов внука, вдохновителя на приключения и т.п.).

На основном этапе в сюжетно-ролевых играх из цикла «Семья» дети создают разные воображаемые ситуации, в которых подражают родителям или детям, представляют, как пойдут, например, в гости к бабушке, принесут ей угощение, накроют стол, расскажут все новости и т.д. Ребенок, играющий бабушку, учится входить в роль пожилого человека (можно надеть седой парик, медленно ходить, словесно и интонационно подражать голосу бабушки и т.п.). Дети могут отыгрывать процесс придумывания и изготовления угощения по рецептам. В этих играх происходит развитие воссоздающего воображения, его силы, широты.

В сюжетно-ролевых играх на сказочные сюжеты дети могут разыгрывать сценарии известных сказок или сочинять свои. Сказочная тематика способствует развитию беглости, гибкости, оригинальности творческого воображения. Но то, насколько ярким и необычным будет созданный образ, зависит от личного опыта каждого ребенка, его «багажа» знаний сказок, главных героев и их помощников, композиции сказки и т.д. Если ребенок хорошо ориентируется в сказочных сюжетах, он может свободно оперировать ими, комбинировать сюжеты, наделять героев новыми функциями, придумывать необычных «помощников» (например, не волшебный клубочек, а «часы-навигатор», не Баба-Яга, а «Алиса», которая помогает герою найти дорогу, дает необходимую информацию).

Можно взаимодействовать как напрямую с другими детьми, так и через куклы. Проигрывание ролей из сказок, стихотворений, повестей позволяет лучше запомнить произведение, почувствовать себя в роли того или иного персонажа и сделать свои выводы о природе его поступков, способствует развитию творческого воображения [1].

Так, например, в сюжетно-ролевой игре «День рождения у принцессы» на основном этапе дети собираются в гости и придумывают, какие подарки они могут подарить имениннице, которая очень любит все необычное. В этой игре происходит развитие беглости, гибкости, широты и оригинальности воссоздающего и творческого воображения, ведь в качестве подарка может быть: словесное поздравление-абракадабра из непонятных слов и звуков в сопровождении смешных движений; рисунок с кляксами-загадками, в которых каждый видит что-то свое; волшебная коробка, которая может превращаться во что угодно.

В игре «Встречаем гостей» дети думают, чем занять гостей; в игре «Мы – космонавты» строят ракету и придумывают, как встретить инопланетян
(В.Я.Воронова [1]).

В сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» или «Парикмахерская» на основном этапедети преображают других детей или кукол. Девочки с удовольствием красят друг другу ногти или заплетают волосы, мальчики могут копировать поведение парикмахеров. В этих играх происходит развитие творческого воображения: оригинальности (фантастический макияж, прическа, образ в целом), воссоздающего воображения: беглости и широты – создания максимального количества разнообразных образов, основанных на личном опыте воспитанников, их желания придумать что-то необычное и непохожее.

В сюжетно-ролевых играх на тему «Стройка» объектом может быть что угодно – замок, шалаш, дом. Материалом для строительства могут быть подушки с одеялами, конструкторы. В этих играх происходит развитие параметров воссоздающего и творческого воображения, так как дети придумывают различные конструкции, как совершенно фантастические, созданные из необычных предметов (например, «вигвам» из ведерка), так и доработанных известных конструкций), заселяют как реально существующими, так и придуманными персонажами.

В сюжетно-ролевые игры на тему «Археологи или исследователи» интереснее всего играть на улице, где можно спрятать под снегом, землей или в траве артефакты. Это могут сделать как сами дети, так и взрослые. Можно поощрять совместную деятельность детей, а можно предложить соревновательный формат. Нарисовать карту, придумать способы извлечения клада, отгадывать загадки – задачи, способствующие развитию воображения. Поисковая направленность сюжетно-ролевых игр позволяет создать оригинальные образы (например, играть в раскопки с древнего детского сада, находить фантастические предметы: «очки-помощники», «древний компьютер» и т.д.).

Таким образом, опираясь на результаты изучения возрастных особенностей развития воображения детей старшего дошкольного возраста, учитывая, что ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте выступает игра, мы предположили, что эффективным средством развития воображения может выступать сюжетно-ролевая игра.

В условиях сюжетно-ролевой игры дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения действуют в воображаемой ситуации, оперируют предметами-заместителями, принимают на себя роли взрослых, действуют во внутреннем плане, фантазируя и опираясь на накопленные представления об окружающей жизни.

Список литературы

  1. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников: пособие для воспитателей детского сада / В.Я.Воронова. – Москва: Просвещение, 1981. – 80 с. – Текст: непосредственный.
  2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С.Выготский. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 66-68.
  3. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / А.В.Запорожец. – Москва: Просвещение, 1964. – 352 с. –Текст: непосредственный.
  4. Краснощекова, Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Л.В.Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 251 с. – ISBN 5-222-09117-1. – Текст : непосредственный.
  5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. – Москва: Линка-Пресс, 2009. – 96 с. – ISBN 978-5-8252-0064-4. – Текст : непосредственный.
  6. Новоселова, С.Л. Игра в развитии ребенка / С.Л.Новоселова. – Москва : Просвещение, 1986. – 286 с. – Текст : непосредственный.
  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л.И.Плаксиной. – Москва: Экзамен, 2003. – 173 с. – ISBN 5-94692-629-2. – Текст: непосредственный.
  8. Смирнова, Е.О. Сюжетно-ролевая игра / Е.О.Смирнова // Психология ребенка от рождения до семи лет. – Москва: Школа-Пресс, 1997. –383 с. – ISBN 5-88527-173-9. – Текст: непосредственный.
  9. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей: учеб.-метод. пособие / О.В.Солнцева. – Санкт-Петербург: Речь - М, 2010. – 176 с. – ISBN 978-5-9268-0897-8. – Текст: непосредственный.
  10. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А.Урунтаева. – 3 е изд., стер. – Москва : Академия, 2014. – 272 с. — ISBN 978-5-4468- 0461-0. – Текст: непосредственный.
  11. Эльконин, Д.Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д.Б.Эльконин // Детская психология. – Москва: Книга по требованию, 2013. – 228 с. – ISBN 978-5-458-36048-7. – Текст : непосредственный.