Определение электроемкости батареи конденсаторов

Разделы: Физика, Видеоурок


Практическая работа № 4

Цель работы: изучение понятия электрической емкости на примере конденсаторов и их соединений.

Формируемые компетенции:

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

OК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ПК 3.1

Проводить контроль параметров, диагностику и восстановление работоспособности цифровых устройств компьютерных систем и комплексов

МР07

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

МР08

овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях

МР09

формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами

МР29

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

МР38

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений

ПР 02

сформированность системы знаний о физических закономерностях, законах, теориях, действующих на уровнях микромира, макромира и мегамира, представлений о всеобщем характере физических законов; представлений о структуре построения физической теории, что позволит осознать роль фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о природе, понять границы применимости теорий, возможности их применения для описания естественнонаучных явлений и процессов

ПР 05

сформированность умений применять законы электродинамики
применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов; анализировать физические процессы, используя основные положения, законы и закономерности: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, потенциальность электростатического поля, принцип суперпозиции электрических полей, закона Кулона

ПР 09

сформированность умения решать расчетные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия выбирать физические модели, отвечающие требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчеты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учетом полученных результатов; решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов школьного курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественнонаучного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления

Методическое и информационное обеспечение

Методические указания по выполнению лабораторной работы

Практическая работа содержит 2 задания. В результате выполнения работы на листе рабочей тетради должен быть выполнен расчет батареи конденсаторов, каждое действие сопровождается схемой электрической принципиальной. На контрольные вопросы обучающиеся отвечают устно.

Краткие теоретические сведения

Конденсатор — это устройство, предназначенное для накопления заряда и энергии электрического поля (от лат. kondensator — «уплотнять», «сгущать»).

Конденсатор предназначен для накопления заряда и энергии электрического поля и обладает емкостью.

Электроемкостью системы из двух проводников называется физическая величина, определяемая как отношение заряда q (по модулю) одного из проводников к разности потенциалов φ между ними:

Единица измерения: [C]= Ф - Фарад.

У конденсаторов существует два вида соединения: последовательное и параллельное. Последовательное соединение. В этом случае обкладка одного конденсатора, заряженная отрицательно, соединена с обкладкой другого конденсатора, заряженного положительно. На рис. 1 показан пример последовательного соединения конденсаторов.

Рис. 1. Последовательное соединение конденсаторов Рис. 2. Параллельное соединение конденсаторов

При данном типе соединения действует следующее правило: величина, обратная емкости батареи конденсаторов при последовательном соединении, равна сумме величин, обратных емкостям отдельных конденсаторов. Из этого следует:

1/С = 1/С1 + 1/С2 + 1/С3 + ...

или

При этом типе соединения емкость батареи конденсаторов меньше емкости любого из конденсаторов.

Параллельное соединение. При параллельном соединении конденсаторов положительно заряженные обкладки соединены с положительно заряженными, а отрицательно заряженные — с отрицательными. На рис. 2 показан пример последовательного соединения конденсаторов.

В этом случае емкость батареи конденсаторов будет равна сумме электрических емкостей конденсаторов:

С = С1 + С2 + С3 + ...

Порядок выполнения работы.

Задание 1. Изучение теоретических сведений по расчету батареи конденсаторов.

Задание 2. Расчет эквивалентной емкости батареи конденсаторов.

  1. Получить вариант задания у преподавателя/ вариант соответствует номеру в журнале. Варианты задания находятся в приложении 1.
  2. Рассчитать эквивалентную электроемкость заданной схемы.
  3. По проделанной работе сделать выводы.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение конденсатора, электроемкости.
  2. Поясните природу проводников, приведите примеры веществ.
  3. В каких единицах измеряется электроемкость?
  4. Поясните природу диэлектриков. Какие вещества к ним относятся?
  5. Какие существуют типы конденсаторов по форме пластин?
  6. По типу диэлектрика?
  7. От каких параметров зависит электроемкость плоского, цилиндрического, сферического конденсатора?
  8. Поясните, что происходит с электроемкостью при включении конденсаторов в батарею последовательно?
  9. Поясните, что происходит с электроемкостью при включении конденсаторов в батарею параллельно?

Оформить отчет по выполненной работе

Отчет должен содержать:

  1. Название и цель лабораторной работы, номера заданий по порядку.
  2. Схемы электрические принципиальные для каждого действия.
  3. Расчет параметров электроемкости батареи конденсаторов.
  4. Вывод о проделанной работе.