Конспект интегрированного урока математики и физики в 10-м классе по теме «Применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач на равноускоренное движение»

Разделы: Математика, Презентация к уроку

Класс: 10

Ключевые слова: прямолинейное равноускоренное движение у


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (347 кБ)


Тип урока: интегрированный урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений по теме «Равноускоренное движение».

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 10 класса в предметной области «Математика» и «Физика» по теме «Применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач на равноускоренное движение», умений использовать математические методы для решения задач физического содержания.

Задачи: Развивать умения ориентироваться в системе знаний, анализировать и обобщать, делать выводы; умения самооценки; умения по исправлению собственных ошибок.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Формировать умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;
  • Формировать умения выстраивания аргументации;
  • Формировать умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • Формировать способности к эмоциональному восприятию математических объектов и рассуждений.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Формировать умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, точнее в физике;
  • Формировать умения понимать и использовать математические и физические средства наглядности, аргументировать;
  • Формировать умения видения реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • Формировать умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • Формировать умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • Формировать понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Формировать умения понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины и символы);
  • Формировать умения совершенствовать известные знания, их расширения и развитие;
  • Формировать умения понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания зависимостей между физическими величинами;
  • Формировать умения проводить исследования, связанные с описание свойств функций;
  • Формировать умения аргументировать свою точку зрения или строить доказательство;
  • Формировать умения устанавливать связи, различать причину и следствии;
  • Формировать умения строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения;
  • Формировать умения анализировать реальные числовые данные, осуществлять практические расчеты по формулам, пользоваться оценкой и прикидкой практических расчетах;
  • Формировать знания реальных зависимостей между величинами.

Методы:

  • Проблемно-деятельностный;
  • Частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование и материалы: Фрагменты музыкальных композиций, мультимедийный проектор, презентация урока, раздаточный материал (карточки с задачами, лист с ответами, карточки с вопросами для самопроверки), карточки-оценки.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель физики: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

Учитель математики: Школьная математика – это содержательный и увлекательный мир, дающий нам богатую пищу для ума. “Математика – это царица наук, но она должна служить другим наукам”.

Учитель физики: “ И физика без математики – это только природоведение”

«О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть алгебра нам будет вместо рук,
Пусть будет геометрия очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познание всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанья человеческие шире».

Учитель математики: Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

«Так много в математике физики, как много в физике математики, и я уже перестаю находить разницу между этими науками»
Говорил А.Эйнштейн

Давайте вместе с вами рассмотрим тесную связь этих трех наук. Наш урок необычный – интегрированный: физика + математика.

Учитель физики: Проведут его два учителя: учитель математики Чижова И.Ю.

Учитель математики: и учитель физики Еремкина Н.Н.

Учитель физики: Оценивать свою работу вы будете в течение всего урока. Для этого у вас на столах лежат «Листы оценивания», в которых прописаны критерии по каждому этапу.

II. Актуализация знаний

Учитель математики: И в начале нашего необычного урока предлагаем вам посмотреть небольшой увлекательный сюжет. Смотрите внимательно и постарайтесь найти в нем какие-либо физические явления (ФРАГМЕНТ из «Ну, погоди»).

Учитель физики:

  1. Что происходит на протяжении всего мультфильма? (волк догоняет зайца)
  2. О каком физическом явлении идет речь? (о механическом движении)
  3. Какой раздел механики изучает способы описания движения? (Кинематика)
  4. Какие виды движения изучает кинематика? (Равномерное и равноускоренное)
  5. Какие функции описывают данные виды движения? (линейная и квадратичная)
  6. Какова же тема нашего урока?

Тема: «Применение линейной и квадратичной функции к решению физических задач на равноускоренное движение»

Учитель математики: А теперь давайте ответим на такой вопрос:

  1. Какие два основных способа существуют и в математике и в физике при решении задач на движение (графический и аналитический)?
  2. Как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока? Давайте попробуем ее сформулировать.

Цель: Научиться применять математический аппарат к решению физических задач на равноускоренное движение.

Учитель физики: На уроке мы повторим знания о движении, о функциях и будем решать задачи: качественные, расчетные, графические и экспериментальные.

III. Проверка знаний и умений учащихся

1. Фронтальный опрос

Учитель физики: Вспомним для начала основные моменты, изучаемые в теме «Механическое движение»:

  1. Что называется механическим движением?
  2. Какие виды движения вы знаете?
  3. Дать определение каждого из них.
  4. Определите вид движения: (опыт с мячиком)
  • Прямолинейное равноускоренное движение:
  • Свободное падение тела
  • Движение тела, брошенного под углом к горизонту
  • Равномерное движение по окружности: в известной песне поется:

Манит, манит, манит карусель
В путешествие по замкнутому кругу.
Дарит, дарит, дарит карусель
То надежду, то досадную разлуку.
(или опыт с юлой)

- Какие величины характеризуют эти виды движения?

Учитель математики: Описание движения в физике происходит с помощью графиков и уравнений. Давайте с помощью графиков повторим виды и свойства некоторых известных вам функций.

(На ЭКРАНЕ - графики линейных функций. Вопросы ученикам.)

Графики какой функции изображены на данном рисунке? Какая функция называется линейной?

Какой график соответствует функции на рисунке, если к=0?

Как называется функция и какой вид она имеет, если b=0? Какой график соответствует данной функции на рисунке?

Учитель физики:


(На ЭКРАНЕ - графики квадратичных функций. Вопросы ученикам.)

Учитель математики:

  1. Графики какой функции изображены на данном рисунке?
  2. Какая функция называется квадратичной? Что является графиком функции?
  3. Какой вид имеет график квадратичной функции при a>0, при a<0?

Учитель физики:

  1. Какой это вид движения?

Учитель математики: Заполните, пожалуйста, листы оценивания по первому этапу.

2. Работа в парах

Учитель математики: А сейчас попытаемся сделать некоторые выводы и составить соответствующую этому блок-схему, показывающую непосредственную связь математики и физики. (Дети в парах составляют блок-схему, потом один из учеников составляет ее на доске из заготовленных заранее элементов)

Делают выводы: таким образом, без математического аппарата невозможно решения физических задач.

Учитель физики: проставьте, пожалуйста, баллы в листе оценивания.

3. Диагностический тест (взаимопроверка, Приложение 1)

Учитель физики: а сейчас ребята ждет небольшой тест на три минуты.

Учитель физики: обмениваемся работами и проверяем друг у друга ответы, заполняем листы оценивания.

4. Работа в группах

1. Три способа решения одной задачи

Учитель математики: а сейчас, ребята, прошу вас обьединиться в группы по 4 человека. В каждой группе будет хозяин стола: Мухаметгалина Айгуль, Новикова Анна и Андронова Анастасия. Каждая группа получает одну и ту же задачу, на решает ее разными способами: математическим, физическим и графическим. (Приложение 2). У вас 4 минуты.

Учитель физики: Теперь каждая группа переходит в следующую по часовой стрелке и хозяин стола обьясняет решение задачи другой группе. Члены группы могут вносит свои поправки. когда все группы обменяются местами, хозяин каждого стола у доски демонстрирует решение задачи своим способом. Ребята оцените свою работу в листах оценивания.

2. Решение математических задач с физическим содержанием задач из ЕГЭ.

3. Учитель математики: А сейчас каждая группа получает свою задачу с физическим содержанием из ЕГЭ. Вы работаете самостоятельно 3-4 мин., затем обсуждаете решение в группе, озвучиваете результат и сравниваете решение с эталоном на слайде. (Приложение 3)

Проставьте себе баллы за работу.

Учитель физики: (подводит к выводу). Итак, ребята, какой вывод можно сделать из этой работы? (задачи разные, с разным практическим содержанием, а решаются они математическим способом: квадратным уравнением)

3. Лабораторная работа в группах «Исследование равноускоренного движения».

Учитель математики: Теперь, ребята, мы переходим к экспериментальному заданию. Учитель физики: У вас на столах листы с заданием и приборы. Вы выполняете своё исследование и представитель каждой группы презентует результат своей работы, вывешивает полученные графики» (Приложение 4).

Дайте оценку своей работе.

Учитель математики: Просуммируйте, пожалуйста, свои баллы и переведите их в оценку по прописанной шкале.

IV. Рефлексия (Прием 3-2-1)

Учитель математики: А теперь рефлексия.

1. Перечислите три способа решения задач физического содержания. (математический, физический, экспериментальный)

2. Назовите два вида функций, применяемых на уроке при решении задач.

3. Выбирете на слайде и изобразите схематично один график зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения, который, на ваш взгляд, соответствует вашему пониманию материала сегодняшнего урока.

Учитель физики: Какую цель мы ставили вначале урока? Мы ее достигли?

IV. Домашнее задание

Учитель математики: Урок завершен. Спасибо за работу. Всего вам доброго.

Приложения см. в презентации