Конспект занятия в средней группе по заучиванию стихотворения К.Быкова «Апрель» с использованием метода мнемотехники

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотехника, средняя группа


Цель:

  • познакомить со стихотворением К.Быкова «Апрель» и вызвать эмоциональный отклик.
  • Помочь детям запомнить стихотворение с опорой на картинки.

Методы и приёмы. наглядные, словесные, игровые, практические.

  • Словесные: беседа, вопросы, художественное слово, чтение стихов и загадок, дидактическая игра, пояснения.
  • Наглядные: алгоритм заучивания стихотворения, рассматривания картин к стихотворению
  • Практические: физкультминутка, подбор картинок для схемы.

Индивидуальная работа: помощь детям, затруднившимся в выборе темы для рисунка.

Предварительная работа:

  • наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);
  • опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе; посадки семян фасоли гороха, лука в группе.
  • рассматривание картинок с приметами ранней весны, перелѐтные птицы, дикие животные;
  • чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседы;
  • художественное творчество: рисование на тему весна, аппликация, лепка, раскраски.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня утром ко мне за помощью обратился медведь. Он всю зиму спал в берлоге, только проснулся. Огляделся кругом, не узнал лес. Звери в лесу говорят что пришла весна и все готовятся к празднику , стихи учат. А медведь не может понять как звери узнали что наступила весна, не может запомнить стихотворение и даже загадку не может отгадать, которую ему зайцы загадали.

Воспитатель: Вы хотите медведю помочь?

Ответы детей - - - - - - - - - -

Воспитатель: Давайте попробуем отгадать загадку!

(Предлагаю присесть и послушать).

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? 
(Весной)

Правильно, весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).

А сейчас, я прошу вас доказать, что действительно пришла весна. Сейчас я вам сама перечислю приметы времен года, а вы мне скажите, Бывает ли такое весной или нет.

Игра: «Верно-неверно»

  • Весною снег тает.
  • Птицы на юг улетают.
  • На реке тает лед
  • Цветы высыхают.
  • Птицы весело щебечут
  • Листья с деревьев облетают.
  • Бегут ручьи
  • Дети на улице в снежки играют.
  • Звенит капель.
  • Медведь ложится спать в берлогу.
  • В огороде собирают урожай
  • На деревьях кустах набухают почки
  • Солнышко сияет и хорошо землю прогревает

Ответы детей - - - - - - - - - - - -

Воспитатель: Действительно, солнце – самое большое и доброе, особенно весной. Соберемся в круг и расскажем, какое у нас солнышко. Я предлагаю вам рассказать про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.

Игра: «Солнышко весной» (подбор прилагательных)

Дети передают мяч друг другу, подбирая прилагательные: солнце жѐлтое, круглое, ласковое, тѐплое, радостное, горячее, яркое и т.д.

Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Нет)

Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Сравнения».

Игра: «Сравнения»

  • Зимой снег белый, а весной (серый)
  • Зимой снег чистый, а весной (грязный)
  • Зимой дни холодные, а весной (теплые)
  • Зимой дни короткие, а весной (длинные)
  • Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
  • Зимой небо серое, а весной (голубое)
  • Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
  • Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
  • Зимой похолодало, а весной (потеплело)

Физкультминутка

Вот подснежники проснулись
Потянулись, улыбнулись
Раз - росой они умылись,
Два - изящно покружились.
Три - нагнулись и присели,
А четыре - полетели.
Пять – они остановились
И тихонько опустились.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с новым стихотворением. Оно называется «Апрель».

«АПРЕЛЬ»

Мы раскрыли окна
Распахнули дверь
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями
Зазвенел, запел
Первыми скворцами
На березы сел.

- Вам понравилось стихотворение?

- Как вы понимаете, выражение «Солнечный и мокрый к нам пришел апрель» (ответы детей)

- Как вы понимаете, выражение «Забурлил ручьями. Зазвенел, запел»

(ответы детей)

Воспитатель помогает припомнить.

Работа по мнемотаблице

Хотите выучить это стихотворение? Сегодня мы научимся легко запоминать стихи с помощью маленьких подсказок.

Я помогу вам запомнить стихотворение при помощи рисунков.

Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (ответы детей)

Провожу перекодировку текста в картинки, объясняю детям.

Воспитатель: Наши картинки – это отражение нашего стихотворения. И по ним легко будет выучить стихотворение. Давайте прочитаем его ещё раз, но уже с опорой на картинки.

Педагог ещё раз читает стихотворение, показывая соответствующие строчкам картинки.

- А теперь попробуйте самостоятельно. Далее дети выходят к мольберту и рассказывают стихотворение с опорой на картинки.

Воспитатель: Давайте все вместе расскажем стихотворение.

Какие вы молодцы!

Медведь: Спасибо, вы нам очень помогли. До новых встреч, друзья!

Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?

Если вам было интересно, возьмите веселую весеннюю капельку, если было неинтересно, возьмите грустную капельку.

Схема построения занятия

- Рассматривание и расшифровка опорных сигналов мнемотаблицы.

(Как вы думаете, что нарисовано на этой картинке, что это может обозначать, о чем она может нам рассказать.). Рассматриваем и обсуждаем каждый опорный сигнал таблицы.

- Чтение стихотворения.

- Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу;

- Повторение стихотворение вместе с детьми, опираясь на мнемотаблицу;

- Рассказывание стихотворения детьми;

По окончании занятия мнемотаблица помещается в книжный уголок для самостоятельной речевой деятельности детей!