Цель:
- познакомить со стихотворением К.Быкова «Апрель» и вызвать эмоциональный отклик.
- Помочь детям запомнить стихотворение с опорой на картинки.
Методы и приёмы. наглядные, словесные, игровые, практические.
- Словесные: беседа, вопросы, художественное слово, чтение стихов и загадок, дидактическая игра, пояснения.
- Наглядные: алгоритм заучивания стихотворения, рассматривания картин к стихотворению
- Практические: физкультминутка, подбор картинок для схемы.
Индивидуальная работа: помощь детям, затруднившимся в выборе темы для рисунка.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);
- опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе; посадки семян фасоли гороха, лука в группе.
- рассматривание картинок с приметами ранней весны, перелѐтные птицы, дикие животные;
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседы;
- художественное творчество: рисование на тему весна, аппликация, лепка, раскраски.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня утром ко мне за помощью обратился медведь. Он всю зиму спал в берлоге, только проснулся. Огляделся кругом, не узнал лес. Звери в лесу говорят что пришла весна и все готовятся к празднику , стихи учат. А медведь не может понять как звери узнали что наступила весна, не может запомнить стихотворение и даже загадку не может отгадать, которую ему зайцы загадали.
Воспитатель: Вы хотите медведю помочь?
Ответы детей - - - - - - - - - -
Воспитатель: Давайте попробуем отгадать загадку!
(Предлагаю присесть и послушать).
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)
Правильно, весной. Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).
А сейчас, я прошу вас доказать, что действительно пришла весна. Сейчас я вам сама перечислю приметы времен года, а вы мне скажите, Бывает ли такое весной или нет.
Игра: «Верно-неверно»
- Весною снег тает.
- Птицы на юг улетают.
- На реке тает лед
- Цветы высыхают.
- Птицы весело щебечут
- Листья с деревьев облетают.
- Бегут ручьи
- Дети на улице в снежки играют.
- Звенит капель.
- Медведь ложится спать в берлогу.
- В огороде собирают урожай
- На деревьях кустах набухают почки
- Солнышко сияет и хорошо землю прогревает
Ответы детей - - - - - - - - - - - -
Воспитатель: Действительно, солнце – самое большое и доброе, особенно весной. Соберемся в круг и расскажем, какое у нас солнышко. Я предлагаю вам рассказать про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
Игра: «Солнышко весной» (подбор прилагательных)
Дети передают мяч друг другу, подбирая прилагательные: солнце жѐлтое, круглое, ласковое, тѐплое, радостное, горячее, яркое и т.д.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Нет)
Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Сравнения».
Игра: «Сравнения»
- Зимой снег белый, а весной (серый)
- Зимой снег чистый, а весной (грязный)
- Зимой дни холодные, а весной (теплые)
- Зимой дни короткие, а весной (длинные)
- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
- Зимой небо серое, а весной (голубое)
- Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
- Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
- Зимой похолодало, а весной (потеплело)
Физкультминутка
Вот подснежники проснулись
Потянулись, улыбнулись
Раз - росой они умылись,
Два - изящно покружились.
Три - нагнулись и присели,
А четыре - полетели.
Пять – они остановились
И тихонько опустились.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с новым стихотворением. Оно называется «Апрель».
«АПРЕЛЬ»
Мы раскрыли окна
Распахнули дверь
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями
Зазвенел, запел
Первыми скворцами
На березы сел.
- Вам понравилось стихотворение?
- Как вы понимаете, выражение «Солнечный и мокрый к нам пришел апрель» (ответы детей)
- Как вы понимаете, выражение «Забурлил ручьями. Зазвенел, запел»
(ответы детей)
Воспитатель помогает припомнить.
Работа по мнемотаблице
Хотите выучить это стихотворение? Сегодня мы научимся легко запоминать стихи с помощью маленьких подсказок.
Я помогу вам запомнить стихотворение при помощи рисунков.
Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (ответы детей)
Провожу перекодировку текста в картинки, объясняю детям.
Воспитатель: Наши картинки – это отражение нашего стихотворения. И по ним легко будет выучить стихотворение. Давайте прочитаем его ещё раз, но уже с опорой на картинки.
Педагог ещё раз читает стихотворение, показывая соответствующие строчкам картинки.
- А теперь попробуйте самостоятельно. Далее дети выходят к мольберту и рассказывают стихотворение с опорой на картинки.
Воспитатель: Давайте все вместе расскажем стихотворение.
Какие вы молодцы!
Медведь: Спасибо, вы нам очень помогли. До новых встреч, друзья!
Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?
Если вам было интересно, возьмите веселую весеннюю капельку, если было неинтересно, возьмите грустную капельку.

Схема построения занятия
- Рассматривание и расшифровка опорных сигналов мнемотаблицы.
(Как вы думаете, что нарисовано на этой картинке, что это может обозначать, о чем она может нам рассказать.). Рассматриваем и обсуждаем каждый опорный сигнал таблицы.
- Чтение стихотворения.
- Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу;
- Повторение стихотворение вместе с детьми, опираясь на мнемотаблицу;
- Рассказывание стихотворения детьми;
По окончании занятия мнемотаблица помещается в книжный уголок для самостоятельной речевой деятельности детей!