Методическая разработка урока истории в 9-м классе по теме «Чужой беды не бывает» (посвящена 80 годовщине полного снятия блокады Ленинграда)
Идея урока: единство народа проявляется в годы бедствий.
Источники информации: материалы районной газеты «Борьба», книга «Памяти Вожегодского района», материалы сайта «Память народа», «Подвиг народа»
Этапы урока |
Что делает учитель |
Что делает ученик |
1.Организационный |
Разложить материалы на парты Обучающиеся рассаживаются по группам путем вытаскивания номера группы из конверта: 1–3 гр. Путь героя Приветствие учителя: Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен 80 годовщине полного снятия блокады Ленинграда. |
Рассаживаются, готовятся к уроку. |
2. Формулировка темы, цели и задач урока |
Чтение стихотворения Елены Ивановой и предложение ребятам выбрать предложение для определения темы урока. |
Прослушивание миниатюры, выбирают тему |
Показать 2 слайд презентации и обратить внимание обучающихся на слайд. Задать вопрос: «Какое ключевое слово из этой цитаты подходит для постановки цели урока?» (Ответ ЕДИНСТВО) |
Находят и говорят слово: ЕДИНСТВО |
|
Ребята, сформулируйте, используя слова-подсказки, цель нашего урока. НА ДОСКЕ СЛОВА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛИ: СПОСОБЫ На доске предложение с пропусками Выявление …… достижения …… советского ……. В годы ВОв Цель урока: выявление способов достижения единства советского народа в годы Великой Отечественной войны. Верно, важными отличительными чертами Советского Союза являлись единство и дружба всех народов, проживавших на его территории. Вопреки ожиданиям профашистской Германии, с первых дней войны люди разных наций и народностей сплотились в борьбе за победу. Действительно, ВОВ 1941/45 гг занимает значительное место в истории нашей страны, ребята, как и где советский народ проявил себя в эти трудные и страшные годы? (ОТВЕТЫ: воевал на фронте, трудился в тылу) Для достижения поставленной цели какие задачи нам необходимо решить? 1. Определить ход событий изучаемого исторического периода. Слайды с целью урока и задачами. |
Формулируют цель урока из слов, ставят задачи | |
3. Проблемная ситуация |
Слайд Показ памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны в центральном парке поселка. Вопрос обучающимся: Ребята, вам знаком этот памятник? Где он находится и чьи имена на нем высечены? (ОТВЕТЫ) 27 января мы отметим памятную дату – 80 годовщину полного снятия блокады Ленинграда. В дни войны Вологда была связующим звеном, через нее шла помощь в Ленинград, а обратно вывозили детей и женщин, раненых и больных защитников Ленинграда. Жители Вологды и Вологодской области спасали этих полумертвых людей теплом души, лаской добрых рук и смертельной надеждой хлеба. |
Ответы учащихся |
4. Историческая канва (2 минуты) |
слайд с цифрами К началу ВОВ в районе проживало около 59 тыс человек. Территория района – 5,1 тыс кв.км, расселение райцентра п. Вожега – 4,9 тыс чел. В районе имелось 134 колхоза, из числа промышленных предприятий того времени наибольшее значение имели Вожегодский леспромхоз, локомотивное депо и другие п/п железнодорожного узла, клепочный, спирто-порошковый заводы, 22 маслозавода, 5 водяных мельниц. |
|
5. Работа в группах |
Учитель: Итак, вы объединены в пары и группы: Путь героя, Трудящиеся района-фронту, Настоящие патриоты. |
Работают в группах О готовности сообщают с помощью облака |
Попов Василий Александрович 3 Группа ПУТЬ ГЕРОЯ - вам необходимо изучить архивные материалы, фото, газетные статьи и выполнить задание на карточке.(используют предложенное клише) Гр. Настоящие патриоты: вам необходимо познакомиться с газетными статьями и составить кластер, выделив различные формы помощи школьников тылу и фронту. Гр. Трудящиеся района-фронту: проанализировать газетные статьи, отвечая на вопрос, каким образом взрослое население в тылу оказывало помощь фронту? По мере готовности группы поднимают речевое облако («Готов к труду и обороне», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы выстояли, мы победили» и т.д.) |
Выступают с информацией | |
6. Работа с текстом о Базановой Валентине Васильевне – вожеглянке - регулировщице на Дороге жизни. |
Перед чтением статьи включить кадры кинохроники о регулировщицах на Дороге жизни. В нашей районе были отражены страницы биографии вожеглянки Базановой Валентины Васильевны, которая в годы войны была регулировщицей на Дороге жизни. ОТВЕТЫ ГРУПП обучающихся, микровыводы по итогам работы учащихся в группах. |
Выразительно читают и отвечают на свой вопрос |
7. Формулировка выводов. 8. Рефлексия |
Выводы по уроку: возврат к 1 слайду, словам И.В.Сталина. Вопросы учащимся: Когда проявляется единство народа? (В исключительных ситуациях, трудных условиях, в годы бедствий.) Каким образом вожегодцы, жители поселка и района достигли единства в годы войны? В чем оно проявилось? (формы помощи, единство тыла и фронта) Показ слайда с выпуском газеты «Борьба» от 10.05.1945 г. Учитель: Ребята, этот выпуск районки пестрел заголовками о Победе. Зачитать заголовок «Да здравствует великий праздник Победы советского народа!» и далее по тексту. Вопрос учащимся: Почему именно сегодня необходимо говорить о важности единения людей? (чтобы сохранить историческую память и уроки прошлого, идет СВО, гибнут наши земляки, нужна победа, ведь чужой беды не бывает – завершающий слайд) |
Отвечают на вопросы |
Стихотворение Е.Ивановой «Чужой беды не бывает» 1999 г.
Эй, россиянин, постой на мгновенье,
Сердцем услышь ты земное волненье:
Горы, моря, и равнины, и реки -
Связаны вместе - и связь в человеке!Мудрый учёный давно говорил:
Жизнь на планете зависит от сил
Каждого, кто здесь родился и жил,
Тонкой былинкой ли, колоссом был.Буйство людское, безумства движенье-
Жди от природы беды, наводненья,
Кто-то жестокий войну развязал -
Вот уже смерча безудержный валВсё разрушает, сметает с пути,
Грешных и праведных - их не найти,
Этих - за то, что молчали, смирясь,
Тех, что готовили миру напасть!Все мы равны перед общей бедой,
Бомба не спросит: ты русский - какой?
"Новый" ли, "старый", богатый ли, нет,
Всем по делам присудится ответ.Крохою малой вдруг стала Земля:
Где-то стреляют - решетит в тебя,
Детства убитого слышится крик -
Сердце слезой омывается вмиг!Нет посторонних, беды нет чужой!
Вместе ответим за всё мы с тобой!
Чтоб до последней черты не дойти,
К миру тропинку должны мы вести.Вдумайся в это, простой человек,
Иль не простишь себе после вовек,
Что на развилке людского пути
Силы добра не сумел ты найти.