Доклад на тему «Опытно-экспериментальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


(слайд 2)

Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне сделать - и я пойму.

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребёнок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, наблюдать, экспериментировать. И всему этому я должна научить ребёнка.

Я хочу не столько дать детям море информации, сколько обучить их её получать и пользоваться ею в жизни. Хочу, чтобы в занятии опытами детей привлекала не только яркая зрелищность, но и понимание того, как это применить в жизни.

(слайд 3)

Цель экспериментальной деятельности: сформировать у детей способность самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково-исследовательской деятельности.

(слайд 4)

Из цели я выделила следующие задачи:

  • расширять и систематизировать представления детей об окружающем мире;
  • формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Свою работу я разделила на несколько этапов:

(слайд 5)

1 этап – подготовительный

Мной было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования.

Для себя я решила, что необходимо обогатить знания по данному вопросу и разработать свои подходы по применению данного метода обучения.

Для этого были выделены следующие направления работы:

  • Изучение методической литературы.
  • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности на учебный год.
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе соответствующим оборудованием.
  • Изучение с детьми техники безопасности.

В начале учебного года был проведён мониторинг, в результате которого были выявлены следующие данные: у детей качественно снижено логическое мышление, дети с трудом понимают причинно-следственные связи, испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно чётко и грамотно формулируют свои мысли.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углублённо.

Предметно-развивающая среда должна обеспечить развитие опытно-экспериментальной деятельности.

(слайд 6)

В нашей группе мы обогатили центр «Науки и экспериментирования» новым содержанием.

Оборудование для исследовательской деятельности очень разнообразно и соответствует возрастным особенностям детей.

(слайд 7)

В центре имеются:

  • карточки-инструкции;
  • различные мелкие предметы из разных материалов;
  • природный материал – песок, древесина, крупы, семена и т.д.;
  • измерительные приборы;
  • инструменты – микроскопы, лупы, пипетки, шпатели, мерные ложки, зеркала, увеличительное стекло, магниты.

В соответствии с планом работы материал в центре меняется.

(слайд 8)

Центр «Книга» регулярно пополняется новыми книгами, хрестоматиями, энциклопедиями научно-познавательной направленности.

(слайд 9)

2 этап – основной

Он представлен взаимосвязью трёх блоков:

  • Образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
  • Совместная деятельность педагога и детей.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Организуя опытно-экспериментальную деятельность детей, я побуждала их к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно таким образом дошкольники приобретали опыт поисковых действий.

Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год, куда вошли:

1. Живая природа.

Здесь я запланировала опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении, значении, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе.

Чтобы успешно решать задачи по живой природе, мы дополнили уголок природы комнатными растениями. Были оформлены паспорта растений. Опыт показывает, что такие паспорта очень удобны для работы, так как дети ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями. (слайд 10)

Очень и нтересный опыт, который мы проводили – это «Проращивание семян цветов в разных условиях». Вместе с детьми сделали вывод о том, что рост растений зависит от наличия света, тепла и воды. Без воды растения не растут, а в темноте растут слабыми.

(слайд 11)

Рассматривая корни у черенка герани, фиалки выясняли, как можно вырастить новое растение, если нет семян.

(слайд 12)

В уголке природы рассматривали веточки берёзы и сирени, сравнивали их, наблюдали на каких веточках быстрее появятся листики.

Посадив лук, дети с интересом наблюдали за своей луковицей, поливали, сравнивали с другими.

(слайд 13)

2. Неживая п рирода.

По этому направлению я запланировала цикл опытов и экспериментов: «Волшебница - вода», «Воздух вокруг нас», «Что у нас под ногами?», целью которых было расширение и углубление представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное), знакомство с основными свойствами воды, воздуха, формирование представлений о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое, знакомство со значимостью и ценностью воды и воздуха для человека; знакомство со свойствами почвы, с её значимостью для жизни живых организмов.

Проводя опыт «Воздух внутри нас», дети узнали, что воздух можно не только почувствовать, но и увидеть.

(слайд 14)

Проводя опыт «Как образуется тень», дети узнали и поняли, что её образование зависит от источника света и предмета, и их расположений.

Опыты «Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Мокрый песок» позволили детям установить свойства песка.

Опыт «Испарение» познакомил детей с превращением воды из жидкого в газообразное состояние.

Опыт «Свеча в стакане» помог детям сделать вывод: кислород поддерживает горение.

(слайд 15)

3. Материал и их свойства.

(слайд 16)

Эти опыты направлены на формирование представлений о материалах (ткани, бумаге, стекле, фарфоре, пластике, металлах, керамике, поролоне).

При выборе темы экспериментирования я руководствовалась следующими критериями:

  • тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;
  • задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования;

Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:

  • рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
  • рассматривание сосулек;
  • замораживание воды;
  • рисование на снегу цветной водой;
  • наблюдение за воздушным шариком на морозе и в группе;
  • наблюдение за срезом сугробов;
  • изготовление цветных льдинок;
  • сравнение намокаемости тканей различной фактуры;
  • что быстрее высохнет дерево или камень.

Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы, например:

- Как вы думаете, дождь целый день будет идти?

- Как вы думаете, что будет, если дождика не будет совсем?

- Что будет, если на деревьях не распустятся листочки?

- Как вы думаете, что случится с насекомыми, если они не лягут спать?

Таким образом, работа показала, что использование систематического применения экспериментов позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

3 этап – работа с родителями

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса в детском саду.

Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности, вовлечение родителей с целью сотрудничества.

С родителями использую следующие формы работы:

  • познавательные (проведение собраний, консультаций,
  • оформление папок передвижек, информационных листов)
  • анкетирование родителей на тему «Как вы относитесь к опытам и экспериментам ваших детей?».

Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием. Преобладающими условиями для совместного экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка.

Были проведены: (слайд 17)

  • Консультация «Создание условий к экспериментальной деятельности в семье»;
  • Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к исследовательской деятельности».
  • Буклеты «Опыты дома», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Домашняя лаборатория»;
  • Презентация «Поэкспериментируем»;

(слайд 18)

Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаются родителям различные формы проведения совместно с детьми опытов и экспериментов.

- Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

4 этап - заключительный

(слайд 19)

  • В результате проведённой работы у детей сформировались следующие качества:
  • любознательность, активность: увеличилось число детей интересующихся новым, неизвестным в окружающем мире; дети способны самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности;
  • в случаях затруднения обращаются за помощью;
  • владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; способны решать интеллектуальные и личностные задачи;
  • умеют работать по правилу и образцу, выполнять инструкции взрослого.

(слайд 20)

На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотиваций личности, лежащих в основе саморазвития дошкольников.