Сценарий проведения познавательно-игровой программы "Не все, что кругло – яблоко"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 4, 5, 6


Познавательно-игровая программа «Не все, что кругло – яблоко» предназначена для учащихся 4-6 классов.

Слайд-шоу

Цель: Развитие любознательности и познавательных способностей детей через игровую деятельность.

Задачи:

  • расширить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, полезных свойствах и месте их произрастания.
  • познакомить детей с историей появления фруктовых и овощных культур;
  • познакомить детей с легендами, мифами, сказками, пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями разных народов, в которых упоминаются фрукты и овощи;
  • развивать любознательность, сообразительность, смекалку, воображение, словарный запас и связную речь детей;
  • воспитывать чувство коллективизма, создавать атмосферу сотрудничества в процессе игровой деятельности.

Познавательно-игровая программа «Не все, что кругло - яблоко» подготовлена автором на основе познавательной литературы о фруктовых и овощных культурах, текстов легенд, мифов и сказок разных народов.

Познавательно-игровая программа «Не все, что кругло - яблоко» проводится в занимательной игровой форме и включает в себя различные виды игр.

Игры со словами расширяют эрудицию, развивают мышление, культуру речи и кругозор детей.

Подвижные игры, включенные в программу, соответствуют теме и помогают создать раскрепощенную и радостную атмосферу мероприятия. Участие в подвижных играх детей мира воспитывает чувство уважения друг к другу, коммуникативную культуру учащихся, поддерживает их уверенность в своих силах и способностях.

Подготовительная работа

  • Организаторам программы необходимо подготовить помещение, где она будет проводиться, подобрать наглядное и музыкальное оформление, реквизит для игр.
  • Разучить с детьми-помощниками тексты исторических и научных сообщений.
  • Подобрать демонстрационные слайды или муляжи фруктов и овощей (на усмотрение организаторов).

Звучит спокойная музыка.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Нашу встречу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте ее!

Это дерево цветет,
Вкусный плод на нем растет.
Из него отменный сок,
Варенье, джем или компот.
Круглое и наливное,
Скажите мне, что это такое? (Яблоко)

Вы правы, ребята, это ЯБЛОКО! Сегодня мы не только поговорим с вами об этом красивом, вкусном и полезном фрукте, но и узнаем о некоторых удивительных фактах, с ним связанных.

Вам придется разгадывать загадки, отвечать на вопросы и даже играть!

Моими помощниками выступят ваши товарищи, они будут знакомить вас с научной и исторической информацией.

Итак, мы начинаем, и я передаю слово помощникам.

Демонстрируется слайд «Яблоневый сад».

Сообщение учащихся: Яблоки – одни из самых популярных и распространенных плодов во всем мире.

Яблоко – плод яблони. Первые данные о выращивании яблони встречаются еще в Древнем Египте и Китае. В средние века яблони были популярны в Европе, и в монастырских садах часто сажали яблоневые деревья.

Яблони есть во множестве сортов, которые могут отличаться различными характеристиками. Плоды могут быть красными, желтыми, зелеными или полосатыми, иметь сладкий, кислый или сладко-кислый вкус.

Сегодня яблони выращиваются в разных регионах мира, включая Европу, Азию, Америку и Океанию. Они являются не только источником питательных веществ, но и важным объектом садоводства и ландшафтного дизайна. Яблоки используются не только для потребления свежих яблок, но и для приготовления сока, компотов, пирогов, джемов и других блюд.

Яблоня – это не только растение с полезными и вкусными плодами, но и символ здоровья и успеха. Яблоки издавна ассоциировались с долголетием и благополучием. В разных культурах они имели свою символику и использовались для проведения ритуалов и обрядов. До сих пор яблоки остаются одним из самых популярных фруктов и продолжают радовать людей своим вкусом и пользой для здоровья.

В быту мы называем яблоком только плод яблони. В биологии же яблоком называются сочные многосемянные нераскрывающиеся плоды, к которым относятся груша, айва, рябина, боярышник, кизильник, мушмула. Плоды этих растений действительно очень похожи, отличаются только размерами, цветом, вкусом и ароматом.

Демонстрируется слайд «Яблоки в корзине».

Ведущий: Яблоко – это один из самых популярных и узнаваемых фруктов в мире. Оно является символом здоровья и свежести, а его название упоминается во множестве сказок легенд и мифов.

Неслучайно образ яблока сохраняется в народных традициях и культуре и сегодня. Яблоко весьма удачно и точно «появилось» в пословицах и афоризмах разных народов.

Проводится игра «Составь пословицу!»

Дети разбиваются на группы. Каждая группа получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы.

Задача детей составить эти пословицы.

Татарская пословица

  • яблоня –, и, такие, Какая, яблоки.
    Какая яблоня – такие и яблоки.

Ингушская пословица

  • родит, яблочко, только, Яблоня.
    Яблоня родит только яблочко.

Туркменская пословица

  • ремесла, без, Человек, яблоня, что, яблок, без.
    Человек без ремесла, что яблоня без яблок.

Русская пословица

  • не, С, снимешь, дуба, яблочка.
    С дуба яблочка не снимешь.

Чеченская пословица

  • обратно, не, яблоко, Сорванное, прирастет.
    Сорванное яблоко обратно не прирастет.

Английская пословица

  • в, Кто, день, съедает, яблоко, не, доктора, у, бывает.
    Кто яблоко в день съедает, у доктора не бывает.

Ведущий: Армянская пословица гласит: «Не все, что кругло – яблоко».

В высокой траве, на кустах и в полях
И на чудесных деревьях в садах,
И в огороде, и на бахче
Овощи, ягоды, фрукты везде!
Согретые солнцем растут, созревают,
Летом и осенью их собирают.
А чем те плоды нас, людей, удивляют?
Да тем, что их яблоком всех называют!
Н.Денисова

Сообщение учащихся:

Демонстрируется слайд «Аннона чешуйчатая (плод)».

Сахарное яблоко – волшебная экзотика, стало известно в мире под названием аннона чешуйчатая. Ее называют «королевой субтропических фруктов», а Марк Твен говорил о ней: «Само восхищение».

Фрукт очень сочный, сладкий и нежный, вкус которого напоминает одновременно и дыню, и манго, и ананас, и персик вместе взятые.

Как и все экзотические растения, он любит тропический климат. Его очень любят в Индии, Китае и Бразилии, в Таиланде, на островах Карибского архипелага, а также в Южной и Центральной Америке.

Характерной особенностью сахарного яблока принято считать бугристую кожу бледно-зеленого цвета. Мякоть плодов по цвету напоминает молоко и имеет очень приятный аромат.

Демонстрируется слайд «Аннона колючая (плод)».

Сметанное яблоко – плод анноны колючей отличается специфическим вкусом. Гурманы сравнивают его с лимонадом и земляникой. Мякоть плода похожа на сметану. Обычно этот фрукт используют в десертах.

Демонстрируется слайд «Аннона сетчатая (плод)».

Кремовое яблоко – сетчатая аннона имеет специфический вкус, за что и получила название кремового.

Кожица фрукта толстая, желтого цвета с розоватым румянцем. Сетчатой аннону назвали из-за характерного рисунка.

Мякоть плода используют в кондитерском деле, а отвар из листьев помогает в борьбе с болезнетворными бактериями. Считается, что впервые кремовое яблоко было использовано еще древними людьми.

Ведущий: Внимание! Загадка!

Золотой волшебный плод
Так и просится к нам в рот.
Спрятал косточки внутри.
Их четыре, посмотри.
Если же не спелый плод –
Как веревкой свяжет рот.
(Хурма)

Демонстрируется слайд «Эбеновое дерево с плодами».

Сообщение учащихся: Сердечным яблоком прозвали замечательный, полезный и очень вкусный плод - хурму.

Хурма – это не фрукт, я ягода. Эта полезная ягодка оранжевого цвета, с тонкой кожурой, мясистая и очень сладкая. Её название с греческого переводится – «божественный огонь».

Правда, не только «сердечным яблоком» её называют. Ещё и «Китайским персиком», а также «Оранжевым помидором»!

С латинского же название плода переводится как «Пища Богов»!

Его знают и любят во всём мире, поэтому и именуют везде по-своему. «Сердечным яблоком» его назвали потому, что он очень полезен при кардиологических заболеваниях.

Родиной хурмы считается Китай, где растение возделывают с глубокой древности.

Ведущий:

Раз он жёлтый, значит, спелый.
Только вот какое дело:
Положил я фрукт в бокал –
Сладкий чай мой кислым стал!
(Лимон)

Демонстрируется слайд «Лимонная роща».

Сообщение учащихся: Самый знаменитый царь древней Македонии Александр Македонский предпринимал много походов-завоеваний или походов-путешествий. Из одного такого похода он привез этот кислый фрукт желтого цвета.

С начала первого знакомства с ним в 327 году до н.э. до Х века лимон завоевывал Европу. Индийским яблоком называли лимон потому, что он «приехал» из Индии.

В России в XVII веке этот деликатес был практически недоступен простому русскому человеку, богатеи же выписывали лимоны из Голландии в соленом виде.

Демонстрирует слайд «Плоды лимона».

А знаете ли вы, как в Англии стали есть лимоны?

Композитор Дмитрий Шостакович был приглашен королевой Великобритании Елизаветой II на чай. Закончив чаепитие, Шостакович ложечкой извлек из стакана кусочек лимона и съел его. По этикету это было не принято, и все присутствующие просто растерялись. Королева решила исправить ситуацию, она тоже достала лимон и съела его. Вскоре по всей стране распространился обычай съедать лимон из чая.

Ведущий:

Фиолетовый кафтан
Надевает этот франт.
Помидоры и картошка
У него в родне немножко.

О себе он рассказывает так:
Я похож на кабачок,
Также гладок мой бочок,
Только цветом я, как слива, –
Фиолетовый, с отливом.
Меня жарят и пекут,
Маринуют, солят, трут.
Из меня блюда вкусны,
И полезны, и нужны.
(Баклажан)

Демонстрируется слайд «Баклажаны на кустах».

Сообщение учащихся: Баклажан известен с давних времён. Но не всегда он был в таком почёте у кулинаров, как сегодня. Во времена Древней Греции и Древнего Рима баклажан называли просто – яблоко бешенства (сумасшествия). Почему-то считалось, что тот, кто часто употребляет его в пищу, обязательно сходит с ума.

Действительно, баклажаны содержат в себе ядовитое вещество соланин. Особенно его много в перезревших плодах. Жители древних государств этого не знали. А ведь употребление перезревших баклажанов, да ещё в сыром виде, может вызвать все симптомы сумасшествия – галлюцинации, судороги, головные боли, что на самом деле соответствует отравлению соланином. Поэтому кулинары этих стран в те времена баклажан в приготовлении блюд не использовали – боялись сумасшествия.

В то же время в Турции во все времена баклажан был любимым овощем. И в этой стране его называли совсем иначе – услада султана. Видимо здесь просто умели готовить баклажаны.

Ведущий: И еще один фрукт представляется нам:

Солнце и тепло люблю,
В жарких странах я расту,
Сочным соком наливаюсь,
В панцирь колкий одеваюсь.

Ведущий:

«Шишка» та растет на юге,
Не на пальме – на земле.
Сласть свою хранит в «кольчуге».
Кто ее подскажет мне?
(Ананас)

Демонстрируется слайд «Плантация ананасов».

Сообщение учащихся: Ананас – сосновое яблоко.

По-английски pineapple происходит от слов pine – сосна и apple – яблоко.

По-видимому, происхождение слова связано с тем, что зрелый ананас похож на сосновую шишку.

Впервые ананас был упомянут во время второго путешествия Христофора Колумба в Америку. Мореплаватель стал первым европейцем, ступившим на землю Гваделупы в ноябре 1493 г. Колумб и его команда попробовали местный фрукт и назвали его piña de Indes, что означает «индейская сосна», плод выглядел (по их мнению) как сосновая шишка.

Колумбу и его спутникам ананас, кстати, не понравился, слишком непривычный был у него вкус. Зато другой испанский путешественник Гонсало Фернандес де Овьедо спустя чуть более 40 лет писал: «Ананас – самый красивый фрукт из всех, которые видел. Он ласкает взор, с мягким ароматом и наивкуснейший из всего, что я пробовал».

Ведущий:

Висит он на ветке
И с яблоком схож,
И красен, как рак,
И как бык толстокож.
И доверху полон
Рябиновых бус,
Прозрачных и сочных,
И сладких на вкус.
(Гранат)

Демонстрируется слайд «Гранатовое дерево с плодами».

Сообщение учащихся: Гранат – зернистое яблоко.

По-английски pomegranate происходит от лат. слов pomum – яблоко, плод и granum – зерно.

Гранат – ценный и полезный фрукт, он известен человечеству с древних времен. Под кожурой у него находятся большое количество зернышек, они, как будто бы маленькие сердечки, облачены в прозрачное изумрудное одеяние и когда их раздавишь, они очень похожи на капельки крови. Говорят, что в одном плоде содержится триста шестьдесят пять зернышек ровно столько, сколько дней в году, но на самом деле их, наверное, больше.

О гранате существует много мифов, легенд, поверий. Согласно одной из легенд давным-давно бог подземного царства Аид посетив однажды землю, увидел и влюбился в девушку Персефону – дочь богини плодородия Деметры, похитил ее и забрал с собой. Очень тосковала мать по дочери, это сказывалось на ее обязанностях, в связи с чем перестали приносить доход сады, поля и Зевс вынужден был вмешаться, он потребовал вернуть Персефону на землю. Аид согласился, но перед возвращением дал попробовать девушке гранат, и с тех пор Персефона могла только три периода года (весну, лето, осень) жить на земле, а зимой обязана была возвращаться в царство мертвых - к богу Аиду, и когда ее не было природа вся погружалась в сон.

Демонстрируется слайд «Плоды граната».

Ведущий: Пришла пора познакомиться со следующим фруктом.

Ношу оранжевый наряд,
и мандарин – мой младший брат.
Мой старший брат – сеньор грейпфрут.
Кто назовет, какой я фрукт?
(Апельсин)

Демонстрируются слайды «Апельсиновое дерево» и «Апельсины на тарелке».

Сообщение учащихся: Апельсин – китайское яблоко.

Одним из районов возникновения цитрусовых считается Индокитай, южные районы Китая и Японии. По данным китайских летописей, уже во II веке до н. э. здесь выращивали апельсины, причем как завезенное растение.

B XVI веке на судах португальских купцов из Китая апельсин был доставлен в Европу, за что и был прозван «китайским яблоком».

Ведущий:

Меня, единственную в мире,
не просто варят, а в мундире.
Честь мундира берегу,
служу людям, как могу.
(Картошка)

Ребята, вы догадались, кто это хвастается своими заслугами?

Демонстрируется слайд «Картофельный куст с клубнями».

Сообщение учащихся: Картофель – земляное яблоко.

Картофель по-французски (pommes de terre) происходит от лат. слов pomum – яблоко, плод и terra – земля.

Вероятно, такое название придумали, чтобы обратить внимание людей, что у растения есть нужно корни, а не стебли и листья, как это первоначально делали люди и получали отравления.

Родиной картофеля считают Южную Америку. Его ещё с XII века инки употребляли в пищу. В Европе он появился после открытия Колумбом Америки в XVI веке.

Появление картофеля на Руси связывают с Петром I, который, будучи в Нидерландах, прислал графу Шереметьеву мешок клубней картофеля для разведения в XVII веке. В России среди населения картофель приживался с трудом, считался экзотическим овощем, крестьяне называли картофель «дьявольским яблоком», так как было много случаев отравлений зелёной ботвой и даже смерти от поедания сырых незрелых клубней из-за незнания. Позже картофель считался деликатесом, который подают к царскому столу.

Постепенно люди прониклись полезными качествами корнеплода и оценили его вкус. Картошка становилась не просто популярной, она постепенно завоевала весь мир и стала частью жизни большинства населения, в том числе россиян.

Ведущий:

Красный, вкусный, хоть не сладкий,
Зреет на обычной грядке.
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его: «Сеньор»!
(Помидор)

Сообщение учащихся: Помидор – золотое яблоко.

Слово произошло от итальянского pomodoro, где pomo – яблоко и d'oro – из золота.

Раньше были распространены золотисто-оранжевые помидоры, поэтому в названии слово «золотое».

Демонстрируется слайд «Желтые помидоры на кустах».

Помидоры были привезены в Россию из Нового Света, а именно из Латинской Америки. Интересно, что первые помидоры в Европе появились благодаря испанским и португальским колонистам.

Одной из первых стран, где были замечены помидоры, стала Испания. Затем эта культура распространилась по всей Европе. В Россию они попали в XVIII веке благодаря Михаилу Ломоносову, который привез из Европы семена этого растения.

Многие люди в то время считали помидоры ядовитыми и не смели их употреблять в пищу. Тем не менее, это растение было популярно среди садоводов и применялось как декоративное растение.

Демонстрируется слайд «Красные помидоры на кустах».

Со временем отношение к помидорам изменилось, и они стали широко использоваться в кулинарии. В России они стали особенно популярными в конце XIX века.

Проводится игра детей США «Корзина с фруктами».

Играют 10 и более человек.

Ведущий находится в середине. Он обходит всех играющих и спрашивает, как назвал себя каждый, либо дает сам каждому название фрукта.

Затем ведущий садится в центре круга и начинает игру: «Когда я шел по саду, увидел деревья с прекрасными яблоками и грушами». В момент произношения «яблоки» меняются местами с «грушами».

Задача ведущего занять одно из освободившихся мест. Если это ему удается, то играющий, оставшийся без места, становится ведущим.

Когда в рассказе ведущего встречаются слова «корзина с фруктами», все дети одновременно меняются местами, и опять ведущий должен занять одно из освободившихся.

Ведущий: Продолжим наше знакомство с необычными яблоками.

Демонстрируется слайд «Плоды помело на дереве».

Сообщение учащихся: Помело – яблоко-дыня.

Английское pomelo происходит от слов pome – яблоко и melon – дыня.

Фрукт похож на яблоко и при этом размером напоминает дыню, отсюда и пошло название.

Помело похож на апельсин и грейпфрут. Толстая кожура плода зеленая или желтая, а дольки разделены перегородками, горькими на вкус. Фрукт бывает трех видов: красный, белый, и розовый, – отличаются по цвету мякоти. Помело – самый крупный цитрусовый, вес белого (лидирует по размерам) может достигать 10 кг.

Родина помело – Малайзия и Китай. Первые упоминания в китайских манускриптах датируются 100 г. до н. э. А в Европу фрукт завезли только в XIV веке.

Ведущий:

В саду у нашей бабы Ксюши
Плоды созрели в форме груши.
Плоды прекрасные, да вот
Они терпки и вяжут рот.
А получается варенье
Из них – ну просто объеденье! (Айва)

Демонстрируется слайд «Дерево айвы с плодами».

Сообщение учащихся: Айва – медовое яблоко.

По-гречески айва будет melimelum и происходит от слов meli – мед и melo – яблоко. Название произошло из-за внешнего вида и вкусовых свойств плода.

Айва – это дерево, на котором созревают жёлтые плоды грушевидной формы. Они имеют особый терпкий аромат и сладковато-кислый вяжущий вкус, а мякоть – достаточно сухую и жёсткую.

Демонстрируется слайд «Плоды айвы на тарелке».

Считается, что айва появилась на Кавказе более 4 тыс. лет назад, а затем оказалась в Азии, Древнем Риме и Древней Греции. В последнем случае плоды называли «золотыми яблоками» и считали символом любви и плодородия.

Ведущий:

На щечках розовых пушок,
Он – принц на летних рынках.
Живит его чудесный сок,
А косточка – в морщинках.
(Персик)

Демонстрируется слайд «Персиковое дерево с плодами».

Сообщение учащихся: Персик – персидское яблоко.

По-латински персик будет malum persicum и происходит от слов malum – яблоко и persicum – персидский.

Несмотря на то, что персик родом из Китая, в Европу он попал именно из Персии.

Персик – один из древнейших известных человечеству фруктов. По одним данным, его история насчитывает порядка 4000, а по другим уже около 6000 лет. Изначально плоды были пищей императорских семей. Из них готовили соки, десерты, выпечку.

Интересно, но персик можно назвать родоначальником баскетбола, поскольку две корзинки именно для этих фруктов школьный тренер Джеймс Найсмит 21 декабря 1891 года повесил на перила балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников.

Ведущий:

Из миндальных он, из знатных,
Только образ сливы,
Жёлто-красный, вкусный, сладкий,
Бархатный, красивый.
Растет он там, где жаркий юг,
Здоровью нашему слуга;
Сушеный с косточкой – урюк,
А без нее – он курага.
(Абрикос)

Демонстрируется слайд «Абрикосовое дерево с плодами».

Сообщение учащихся: Абрикос – армянское яблоко.

По-латински абрикос будет malum armeniacum происходит от слов malum – яблоко и armeniacum – армянский.

Дерево известно людям с глубокой древности, а до сих пор вызывает споры по поводу своей родины. Несколько народов пытаются доказать, что именно их страна является родиной абрикоса.

Одни учёные склоняются к версии о происхождении абрикоса в горах Тянь-Шаня в Китае, другие считают родиной абрикоса Армению. В Древнем Риме абрикос называли армянским яблоком.

Абрикос стал фруктовым национальным символом Армении. Он изображён на армянской почтовой марке, а из его древесины делают народные инструменты: дудук и зурну.

Дерево и плоды абрикоса всегда окружали мифы и легенды.

Согласно Библии, Всемирный Потоп уничтожил много фруктовых деревьев.

Однако абрикос выжил и был единственным деревом, которое Ной перенес из Ковчега и посадил на новую почву, чтобы вырастить для людей.

Согласно другой легенде, абрикосы – это дети солнца, которые не захотели жить на небе, и спустившись на землю, превратились в абрикосовые деревья.

Есть поверье, что в абрикосовое дерево превратилось из сливы, после того как ее плоды поклевала Жар-птица.

Проводится Яблочная эстафета (командный конкурс).

Количество команд определяется организаторами программы, исходя из общего числа участвующих.

Участникам команд предлагается перенести определенное количество яблок из полной корзинки в пустую, подцепляя яблоко чайной ложкой (руками не прикасаясь). Если во время движения яблоко из ложки упало на пол, его надо вновь поднять ложкой и нести с того места, с которого оно упало.

Побеждает команда, быстрее и аккуратнее перенесшая все яблоки в пустую корзину.

Ведущий: Наша программа постепенно близится к завершению. Мы с вами узнали много нового и интересного об овощах, ягодах и фруктах, которые называются яблоками, хотя они таковыми и не являются.

Но, оказывается, что яблоком называют не только дары природы. Послушайте сообщения моих помощников!

Сообщение учащихся:

Царское яблоко

Яблоко царского чина – золотой шар, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом; иначе называется яблоком владомым, яблоком державным, вседержавным или великодержавным и просто яблоком, а также державою Российского царствия.

Демонстрируется слайд «Держава императрицы Екатерины II».

Держава – символ монархической власти. Она появилась в России во времена Бориса Годунова и представляет собой золотой шар с короной или крестом.

В настоящее время императорская держава находится в собрании Алмазного фонда Российской Федерации.

Немецкий учёный и путешественник Мартин Бехайм более пятисот лет назад изобрел предмет, которым мы пользуемся до сих пор. Свое детище он назвал «земным яблоком».

«Земное яблоко»

– это настоящая достопримечательность, которую можно увидеть сегодня в Национальном музее в Нюрнберге.

Что изобрел ученый? (Глобус)

Демонстрируется слайд «Глобус».

Ньютоново яблоко.

По преданию, величайший английский физик Исаак Ньютон под влиянием случайного наблюдения открыл закон всемирного тяготения, управляющий движением всех светил. Он увидел, как спелое яблоко упало на землю, и ему впервые пришло в голову, что, очевидно, земля притягивает к себе все предметы. С этого все и начало проясняться в его размышлениях.

Демонстрируется слайд «И.Ньютон сидит под яблоней».

Когда однажды в думу погружен,
Увидел Ньютон яблока паденье,
Он вывел притяжения закон
Из этого простого наблюденья.
Дж.Г.Байрон

Летающее яблоко.

Падение яблока с ветки помогло Ньютону открыть знаменитый закон. А благодаря другим летающим яблокам возник один из современных олимпийских видов спорта. Попробуйте догадаться – какой именно?

В эту игру играли еще два тысячелетия назад в Древней Греции, Индии, Японии, Китае и других странах. В Китае игра называлась «летающее перо», в Швеции – «перьевой мяч», в России – «волан», во Франции – «игра с яблоком». Названия разные, но смысл игры был одинаков: два игрока перекидывали ракетками волан (что в переводе с французского означает «летучий»), сделанный из куриных или гусиных перьев, воткнутых в маленькое сухое яблоко.

В наше время этот вид спорта известен во всем мире как … «бадминтон».

Своим современным названием он обязан английскому имению Бадминтон, где в конце девятнадцатого века в него играли английские офицеры, которые научились этой забаве во время службы в Индии.

Демонстрируется слайд «Игра в бадминтон».

Проводится конкурс «Попади в яблочко!»

Ведущий предлагает ребятам сначала послушать сообщение своих помощников, а затем объяснить толкование других устойчивых выражений.

Демонстрируются слайды «Богини с яблоком раздора» и «Яблоко раздора».

Сообщение учащихся: Выражение «яблоко раздора» имеет в своей основе интересную легенду.

Однажды древнегреческую богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей» и незаметно бросила его между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая из них считала себя прекраснейшей! Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война.

А выражение «яблоко раздора» превратилось во фразеологизм, означающий повод, причину ссоры, споров, разногласий, вражды.

Демонстрируется слайд-карикатура «Конь в яблоках».

Фразеологизм «конь в яблоках» означает «необычный, неординарный».

«Конь в яблоках» - это выражение характеризует необычный пятнистый окрас лошади (масть). Сами пятна могут быть серого, черного или белого цветов. По форме они напоминают круги (яблоки), вот поэтому лошадей с таким окрасом так и называют.
Такая расцветка очень красивая и необычная.

Демонстрируется слайд «Конь в яблоках».

Ведущий: Ребята, объясните значение следующих выражений!

  • Попасть в яблочко – сделать или сказать именно то, что нужно, именно так, как надо, в нужное время, в нужный момент.
  • Яблоку негде упасть – очень тесно, многолюдно.
  • Как печеное яблоко – обычно так говорят об очень сильно сморщенном лице.
  • Как румяное яблочко – так говорят о красивой девушке.
  • Поднести золотое яблоко на серебряном блюде – так скажут о хорошем гостинце или известии.

Ведущий: Золотое яблочко на серебряном блюдечке пришло к нам из сказок.

Катится по блюдечку яблочко:
- Расскажу, детишки, вам сказочку.
Расскажу вам, мальчики, девочки,
Сказку я, катясь по тарелочке.
Их так много было рассказано.
Были все они очень разными!
Деточки внимательно слушали,
Наливные яблочки кушали.
… Новые тарелочки-блюдечки,
Тани, Вани, Коли и Юлечки.
И по кругу новые яблочки.
Но остались старыми сказочки<.
Е.Поваляева «Яблочко на блюдечке»

Ведущий: «С неба упало три яблока: первое тому, кто рассказывал, второе тому, кто слушал, третье тому, кто понял», - так кончается большинство армянских сказок.

И я завершаю этими словами нашу программу.

До новых встреч, ребята!

Всех участников программы угощают яблоками.

Источники

  1. С.Шмаков. «Игры-потехи-забавы-утехи». Липецк «Ориус» 1994.
  2. Игры детей мира. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И.Линго. Худ. М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1988. – 176 с., ил. (Серия: «Потехе час»)
  3. https://volhovnov.ru/fakty/plod-yabloko-u-kakix-rastenii
  4. https://travelask.ru/articles/saharnoe-yabloko-volshebnaya-tkzotika
  5. https://dzen.ru/a/Y3eyXeN6nRRMgK9D
  6. http://www.mistermigell.ru/post114531422/
  7. https://dzen.ru/a/W9r2akT-pACq7Ap0
  8. https://dzen.ru/a/Xgp-Hs3bcQCxbfR1
  9. https://folkrussia.ru/priroda/poslovicy-pro-yabloki.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
  10. https://ok.ru/dushamoyauzbekistan/topic/66758239710157
  11. https://www.gastronom.ru/text/pochemu-ananas-nazvali-ananasom-1014326
  12. https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/ovoshchi-i-frukty/ovoshchi/baklajan/10301
  13. http://syablochkom.com/yabloki-i-tvorchestvo/letayushee-yabloko.html