Цели занятия. Познакомить с искусством вышивки.
Задачи.
- Познакомить учащихся с инструментами и материалами, которые используются при вышивке. Рассказать историю их появления.
- Дать историческую справку о вышивке. Рассказать о технике вышивания «крестом».
- Выполнить эскиз сюжетной иллюстрации на клетчатой бумаге в технике «крестом».
Ход занятия
Часть 1. Вышивка. Инструменты и материалы, используемые при вышивке
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с Вами отправляемся в заочное географическое путешествие во времени. Посмотрите на предметы и скажите, что их объединяет (игла, наперсток, нить, ткань, пяльцы). Это вышивка.
Раньше вышивка предназначалась для сшивания одежды, потом для ее украшения, а сейчас для декоративного украшения жилья. Вышивка крестом в наши дни приобретает все больший интерес.
В соцсетях можно найти группы вышивальщиц, где можно поучиться, полюбоваться работами, отточить мастерство. Ежегодно в Москве проводится выставка «Формула рукоделия», где можно встретиться с мастерицами, увидеть вышитые картины, поучаствовать в мастер-классах, купить схемы.
Вышивали женщины всегда: начиная с времен динозавров. Раньше, после удачной охоты на мамонтов, мясо убитого животного съедалось, а шкура использовалась в качестве одежды. Чтобы скрепить шкуру мамонта, нужно сделать первый стежок. Он и положил начало искусству, живущему и развивающемуся много веков.
Любая вышивальщица имела у себя набор инструментов для вышивки. Вот с них и начнем наше путешествие.
1. Игла
Загадка. Всех на свете обшивает, что сошьет не надевает.
Кажется, что этот предмет был всегда. Игла старше колеса и ткани… Первое куда мы с Вами отправляемся это…Франция и Средняя Азия. История древней иглы гласит, что первые швейные иглы найдены здесь в пещерах. Причем возраст их составляет 15-20 тысяч лет.
Первые иглы были из рыбьих костей, рогов, длинных шипов, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры.
Хочется отметить на карте и Древний Египет. Жители Египта не только умели шить, но и имели железные иглы. Их делали из бронзы. И непросто сшивали шкуры, но и вышивали. Причем, уже в то время игла у египтян была похожа на современную иглу, но с одним, но…У нее не было ушка для нитки. Край иглы, противоположный острию, просто загибали в небольшое колечко.
Первую стальную иглу нашли в Китае, датируется 10 веком нашей эры. Такими же иглами обладали мавританские племена, что жили в Марокко и Алжире.
Но в Европе стальные иглы появились намного позже и были завезены туда по одной из версий арабскими купцами. В 1370 году в Европе открылось первое цеховое сообщество, специализирующееся на иголках и других предметах швейного производства. Иголки делались вручную, методом ковки, и в них не было ушка. Основное производство игл было в Германии и Испании («испанская пика»).
В 1556 году эстафету перехватывает Англия. Если до этого иголки были очень дорогие и любой мастер мог позволить себе не больше двух иголок, то теперь они стали дешеветь.
В 1850 году англичане придумали станки, позволяющие сделать ушко…
Иголка, эта та вещь, которая всегда, во все времена была в любом доме: и у царя, и у бедняка. Игла всегда есть у воина.
Про Россию.
40 тысяч лет назад в России были костяные иглы. После костяных были бронзовые, позже из железа. Для богатых их ковали из серебра (золото не прижилось, слишком мягкий металл - гнется и ломается). В Твери 16 веке было производство «тверских игл», толстых и тонких. Надо заметить, что в таких городах, как Новгород (большой город в то время) игольников могло было быть только 7 и один булавочник. Собственное производство стальных игл началось с легкой руки Петра I. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне (современная Рязанская область). Их построили братья -купцы Рюмины и Сергей Томилин. Они существуют по сей день.
Иглы делятся на несколько типов. Они отличаются по длине, толщине стержня, размеру ушка и номеру.
Разновидности игл: швейные, шорные, иглы для плотных тканей, мешочные, гранено-швейные, штопальные, вышивальные, иглы с увеличенным ушком.
Для вышивания нужна игла с тупым концом, что бы не цеплялась за ткань.
2. Нить. «Куда иголочка, туда и ниточка»
Так гласит русская пословица. Это можно отнести и к нашему географическому путешествию.
Одной иголкой ничего не сделаешь, нужна нить. Нити – материал недолговечный. Быстро приходит в негодность. Они просто рассыпаются в прах, стоит попытаться только дотронуться до них в старинных изделиях. Поэтому узнать о них непросто, но все- таки можно.
Если первые иглы — это кости, рога и шипы, то первые «нити» — это сухожилия, вены, кишки животных. Затем люди начали шить при помощи тонких и прочных стеблей растений: тонких лиан растений, жилки пальмовых листьев, банана, агавы (В Африке), льняных стеблей и других частей растений. Такие нити были толстыми и неуклюжими, как и первые иглы.
Со временем нити совершенствовались и стали получаться тонкими, гладкими и прочными. В первые металлические иглы, (а они были маленькие), видимо вставляли что-то типа конского волоса, потому что ни одна жилка не способна выдержать нагрузку и просто не влезла бы в иголку. Нитками для шитья, в привычном для нас виде, возникли вместе с изобретением ленточной машины и ткацкого станка (Египет). Благодаря станку человек смог изготовить более тонкую пряжу. Вот тогда и появилась мысль, что шить необходимо из тех нитей, из которых была изготовлена ткань. Теперь, как и раньше иглы и швейные нитки находят применение в различных сферах деятельности. Например, с помощью капроновых ниток шьют не только одежду и обувь, но и используют их в медицине, полиграфии и других отраслях. Качество ниток постоянно совершенствуется.
Для вышивки используются специальные нити мулине. Мулине — это цветная пряжа, предназначенная для разных техник вышивок. Мулине легко проходят сквозь ткань, не распушаясь и не теряя блеска. Особенностью мулине является отсутствие скрутки между нитями, что позволяет легко разделять их на любую толщину. В состав мулине входят как натуральные волокна, так и синтетические. Для ее окрашивания используются красители самых разных оттенков. Поэтому цветные нити выглядят очень красиво и ярко.
Видов мулине очень много: хлопковые мулине, льняное, шерстяные, акриловые, металлизированные, меланжевые, шелковые, сатиновые, фотолюминесцентные (светятся).
В конце XVIII века французский предприниматель Д. Долфус впервые применил в своей мастерской обработку нити щелочью. Получив гладкую шелковистую слегка блестящую пряжу из обычного хлопка, которая легко и надежно окрашивалась, он принял решение переделать все производство на изготовление нового материала.
И уже в 1800 году компания Долфуса полностью перестроилась на производство нитей для вышивания, изменив свое название на DMC (Dollfus-Mieg&Compagnie), которое носит и по сей день. А нитки, обработанные специальным составом, стали называть мулине от французского moulinet, что означает рыболовная катушка или вышивальный шелк.
3. Ткань. Канва
История появления первых тканей уходит в каменный век. Последние археологические раскопки свидетельствуют о том, что люди научились ткать полотна из природных материалов в период неолита. Сегодня мы расскажем, какими были первые ткани в истории и как их изготавливали.
Шерсть стала первым в истории волокном, из которого изготавливали ткани.
Как известно, первобытные люди облачались в шкуры животных, чтобы защититься от холода. Затем человеку удалось приручить коз и овец, и шерсть этих животных использовалась для изготовления одежды. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Волокна шерсти диких коз найдены в доисторических пещерах Грузии и их возраст составляет 34 тыс. Лет до н.э.
Изготавливать ткани из волокон растений люди начали значительно позже. Об этом говорят последние открытия археологов. Так, в 2021 году ученые обнаружили останки древнего текстиля возрастом от 8500 до 8700 лет. Как оказалось, первая в мире ткань растительного происхождения была сделана из древесины.
В дальнейшем люди научились изготавливать ткани и из других растительных материалов, таких как лен, хлопок и пенька.
Так, в Древнем Риме и Древней Греции одежду ткали из льна. Лен также был распространенной культурой в Древнем Египте. Именно данное государство является «прародителем» загадочной льняной ткани виссон, в которую облачались жрецы и первосвященники.
Производить ткани из хлопка начали в III тысячелетии до нашей эры. И родиной данного ремесла является Древняя Индия. Хлопковые изделия начали активно распространяться по Средиземноморью после похода Александра Македонского.
Древний Китай является родиной шелка, который начали изготавливать во III-II тысячелетии до нашей эры. Мягкие и тонкие шелковые ткани были очень распространены по всему миру. Именно из них шили одежду для знати, которую доставляли в западные государства по «шелковому пути».
В Древней Руси изготавливали одежду из льняных и пеньковых волокон. Ткани из пеньки отличались жесткостью, и, одновременно, высокой плотностью и прочностью. Пеньковую пряжу переплетали с остатками шерсти, получая плотную и прочную ткань, которая хорошо защищала от холода.
Отсутствие современного оборудования не мешало древним мастерам ткать полотна высочайшего качества. Археологи до сих пор находят на территории Древнего Египта многослойные ткани с великолепными узорами, или тончайший текстиль, сделанный изо льна. Древние ткани настолько поражают своим качеством, что совсем не верится, что они изготовлены вручную.
Первыми тканями, на которых была обнаружена вышивка - были шёлк и шерстяные одежды. В индии были найдены первые вышивки на льняной ткани.
Но для вышивки крестом нужна специальная ткань - канва. Канва - это редкая сетчатая обычно накрахмаленная ткань для вышивки по крестикам.
Переплетение ее нитей образует четко выраженные квадраты, «обозначаемые» дырочками, в которые удобно вводить иглу. Они располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга, что облегчает работу вышивальщицы, повышает ее качество и позволяет получать четкий рисунок. Существуют разные виды канвы, изготовленные как из текстильных волокон, так и из пластика. Встречаются даже водорастворимые варианты, которые «самоудаляются» в процессе стирки готового изделия. Различные виды канвы отличаются также по номеру или канту. Этот параметр указывает, сколько клеток приходиться на 1 см (1 дюйм). Чем он меньше, тем больше размер клеток. Варианты с большими клетками подходят для обучения вышивке детей и начинающих мастериц, а также людям с плохим зрением.
4. Пяльцы. Откуда пошло высказывание «Пялить глаза»?
Вышивать крестиком можно и на руках. Но у каждой мастерицы есть такой помощник, как пяльцы. Биография их, так же как, и биография вышивки, очень древняя.
Слово "пяльцы" произошло от «пяла» (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для валянья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу.
Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").
Наше географическое путешествие продолжается.
В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. Э.Стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра.
Пяльцы помогают туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.
Пяльцы имели разную форму. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.
Для золотого шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотой нитью. Золотошвейки (сейчас есть училище в Торжке) работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.
В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.
Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.
На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.
Не исключено, что в будущем появится новая модель пялец, более совершенная, и женщины с удовольствием в свободное время сядут за них, чтобы украсить дом оригинальными изделиями и придать своему костюму неповторимое очарование.
5. Наперсток
НАПЕРСТОК — название происходит от рус. "перст" — палец.
За наперстком мы отправимся в Амстердам. Жил в Амстердаме золотых дел мастер Николай Беншотен. Это был очень искусный мастер, и его изделия не залеживались в мастерской. По соседству с ним жил угрюмый и скупой человек по имени Ранселье. Анита- его дочь все дни проводила за пяльцами, вышивая на ткани чудесные узоры. Вышитые Анитой вещи отец продавал на базаре. Анита старалась вышивать очень аккуратно, но иголка была очень тонкой и больно колола руки девушки. Николя видел, как плакала Анита. Когда игла больно колола руки. Он долго думал о том, как помочь девушке. И вот однажды… В дом отца Аниты принесли золотой колпачок, который должен был прикрывать пальцы девушки во время вышивания. Так появился наперсток. Через несколько дней о колпачке-помощнике узнали подруги девушки, и к Николя посыпались заказы.
Это история наперстка из металла. А первые наперстки были изготовлены из толстой кожи и появились они в Китае и Египте.
Интересно, что девочки получали свой первый наперсток в детстве и, часто хранили его на протяжении всей жизни. Девушки переживали за свои наперстки и боялись их потерять (плохая примета) … Наперсток считался ценным подарком невесте на свадьбу. Самые дорогие наперстки изготавливались из фарфора, украшались росписью и драгоценными камнями.
На Руси в моду наперстки вошли в 1770-х гг. И были непременным элементом набора для шитья, предназначенного для аристократок. Наперстки изготавливались из меди, серебра, бронзы и даже слоновой кости.
6. Вышивка
Самые древние вышивки были найдены учеными в Древнем Китае и датированы примерно 5 веком до нашей эры. Рисунок на этих вышивках выполнен волосом, золотом и серебряными нитями. Из Китая и других стран востока вышивка распространилась и на страны Европы по Великому шелковому пути. В каждой стране вышивка развивалась по собственному пути.
Каждый символ в узоре скрывал особый смысл. Круг, например, означал солнце, а крючковатый крест - пожелание добра, счастья. Крест считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы.
Часто изображали мифических животных и райских птиц. Одежда знатных людей были расшиты золотом и шелком. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных.
В вышивке все наполнено смыслом: и цвет, и формы, и место.
Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.
Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".
Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой. Поэтому древнерусские наряды имели вышивку в виде Свастики, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.
Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.
Крестьяне носили простую одежду с минимум вышивки. Она не была украшена камнями и лентами.
В человечестве всегда жило стремление к красоте. В музеях можно найти картины, посвященные вышивальщицам, «Крестьянская девушка за вышиванием» В.Г.Венецианова, Тропинин «Золотошвейка», «За прошивами».
Вышивка является аналогом восточной медитации, которая дает возможность взять передышку.
Часть 2. Техника вышивания «крестом». Практическая часть
На клетчатой бумаге создать эскиз для вышивания в технике «крестом».