«В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они – богатство наше» (В.А.Жуковский).
1. Актуальность проекта: В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
В основу проекта положена сказка, позволяющая развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М.Эриксоном. Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил. Мудрецы говорят, что самое главное это напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок. Терапия – уход, забота, лечение. В научно-педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности .
Цель метода сказкотерапии: - здоровьесбережение, снижение агрессивности у детей и тревожности. Здоровьесберегающая технология –сказкотерапия направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки. Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
2. Цель проекта: Основная цель работы – развитие физических и умственных способностей детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
- формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
- развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
- развитиедетского творчествав различных видах деятельности;
- совершенствование навыков связной речи детей
Воспитательные:
- воспитание интереса к сказкам;
- воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
3. Описание проекта
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и воспитателя, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок–семья–ДОУ. Проект долгосрочный – октябрь, ноябрь 2019г.
4. Ожидаемые результаты
- развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
- обогатить воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями;
- овладение навыками публичных выступлений;
- формирование устойчивого интереса к сказкам;
- формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
Исполнители проекта и основные участники:
В данном проекте примут участие дети дошкольного возраста, их родители и воспитатель.
Формы подведения итогов реализации проекта:
Чтение воспитателем сказки - сказка, придуманная родителями о своем ребенке. Ребенок должен догадаться, что сказка написана именно о нем.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный: составление плана работы, подготовка практического материала: аудио- и видеоматериалов, подбор библиотеки, оформление уголка для родителей по русским народным сказкам - консультационный материал, советы, рекомендации. Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры: «Узнай сказку» «Собери сказку» «Кто лишний» «Узнай по силуэту».
2. Основной: Совместная деятельность взрослых и детей: индивидуальные занятия, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, показ настольного театра, проведение совместных мероприятий с родителями: разучивание пословиц, поговорок. Совместное продуктивное творчество конкурсы рисунков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, разных видов театра. Выставка детских рисунков по теме «Моя любимая сказка», наполнение предметно-развивающей среды костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю.
3. Заключительный: Показательное выступление – чтение сказки, придуманной родителями;
Перспективный план работы с детьми
1. Знакомство со сказкой «Дюймовочка»
- Познакомить детей с действием сказки (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте; развитие творческого воображения и речи. 8 занятий:
- читаем сказку и отвечаем на вопросы;
- раскладываем картинки;
- замещаем персонажей сказки;
- моделируем сказку;
- разыгрываем сказку
- рассказываем фрагменты сказки;
- рассказываем всю сказку;
- разыгрываем сказку с помощью фитбол-мячей (здоровье сберегающие технологии)
- Комплексное развитие ребенка: мелкой моторики, слуховой памяти, творческой фантазии, формирование навыков сотрудничества и творчества. Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты. Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти, творческого мышления и воображения. Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
2. Сказка «Три медведя»
- Развитие мышления, творческого воображения и речи. 8 занятий:
- читаем сказку и отвечаем на вопросы;
- раскладываем картинки;
- подбираем предметы по величине;
- моделируем сказку;
- разыгрываем сказку;
- рассказываем фрагменты сказки;
- рассказываем всю сказку;
- рызыгрываем сказку с помощью театра-масок или магнитного театра Игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу).
3. Сказка «Три поросенка»
- Развитие мышления, творческого воображения и речи. 8 занятий:
- читаем сказку и отвечаем на вопросы;
- раскладываем картинки;
- подбираем предметы по величине;
- моделируем сказку;
- разыгрываем сказку;
- рассказываем фрагменты сказки;
- рассказываем всю сказку;
- рызыгрываем сказку с помощью кукольного театра март «Моя любимая сказка».
4. Сказка «Колобок и все, все, все»
Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию.
Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти и творческого воображения. Изобразительная деятельность.
Перспективный план работы с родителями
- Консультация – рекомендация на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка».
- Консультация «Речевые игры по мотивам русских народных сказок» ноябрь.
- Написание родителями сказок о своих детях.