Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Предложение».
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся о предложении, полученные на предыдущих уроках.
Развивающие:
- Развивать умение самостоятельно составлять предложения из слов;
- Развивать память, через повторение изученного на предыдущих уроках;
- Развивать мышление, через составление предложений;
- Развивать речь, через ответы на вопросы, заданные учителем.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету «Русский язык».
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли ваши родители, поприветствуем их улыбкой.
- Открыли свои тетради, подписали сегодняшнее число, классная работа.
И, как всегда, начнём наш урок с минутки чистописания
2. Актуализация знаний
Минутка чистописания
О каких звуках идёт речь?
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … . (гласный)
- На какие две группы можно разделить буквы, обозначающие гласный звук? (указывающие на мягкость и твёрдость предшествующих согласных)
- Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. (е, и, я, ю, ё.)
Взяли цветную ручку и прописали цепочки гласных букв без отрыва. Обращая внимание на способ соединения.
3. Словарная работа
– А теперь подписали слово Словарь. А какие слова мы сегодня запишем, вы должны отгадать.
- Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует, а сегодня вечерком он раскрасил мне альбом. (Карандаш)
- Интересный народ в тесном домике живёт. Скрепки, ручки, карандаш. Как зовётся домик наш? (Пенал)
- Волосы – косички, пуговки – глаза. А играть лишь с куклой любит егоза. (Девочка)
- И в клетку, и в линейку я. Меня вы знаете, друзья. (Тетрадь)
- На спинке у меня шкала, каждому школьнику нужна я. (Линейка)
- Ребята, а какое слово здесь лишнее? (девочка)
- Почему? (одушевлённое и неодушевлённое, отвечают на вопрос кто?)
- Запишем предложение с этим словом. (У доски Максим)
Девочка Юля живёт в деревне Дубки. (повеств, невоскл., распр)
Доп. Вопрос: - Что такое омонимы? Синонимы? Антонимы?
4. Работа по теме урока
- Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё что мы знаем о предложении
- Закончите фразу
- Предложение состоит из …
- Предложение выражает …
- Первое слово в предложении пишется …
- Слова в предложении связаны …
- В конце предложения ставится…
- По интонации предложения бывают…
- По цели высказывания…
- Какие предложения называются нераспространёнными ...
- А что такое главные члены?
- А какие предложения называются распространёнными?
5. Работа с карточками
Перед вами карточки, прочитайте группы слов и найдите предложение.
- Листья жёлтые
- Дождь, яблоко, красное
- Наступила золотая осень.
- Слон рисует яркий
- Запишем это предложение и подчеркнём грамматическую основу.
- Чем является в данном предложении слово золотая, подчеркнём волнистой линией.
6. Игра «Предложение по цели высказывания»
- Ещё раз какими бывают предложения по цели высказывания?
(читаем предложение и определяем какое оно по цели высказывания)
7. Физкультминутка
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клён.
8. Работа с текстом
- Ребята, пока мы отдыхали, к нам приходил Незнайка и попросил о помощи.
- У вас на парте – конверт, Незнайка не может определить границы предложений и озаглавить текст. Поможем ему?
Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят дорожки
- Возьмите ручку. Сначала поработали в листочках, определили границы предложений.
Озаглавили текст. Затем списали его в тетрадь.
- Подчеркнули главные члены предложений.
9. Работа с деформированным предложением
- на, желтеют, листочки, деревьях
- улетают, юг, на, птицы
- сушит, на, белка, ветках, грибы
10. Итог
Тест
- Предложение состоит из слов? +
- Предложение ничего не выражает? –
- Начало предложения пишется с большой буквы? +
- В конце предложения ставится только точка? –
- По интонации предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные? –
- По цели высказывания восклицательные и невосклицательные? –
- Предложения бывают распространённые и нераспространённые? +
- В грамматическую основу входит подлежащее и сказуемое? +
- Ребята, чему мы учились сегодня на уроке?
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня потрудились, показали свои знания, были внимательными, собранными, активными. Я вами очень горжусь.
11. Домашнее задание
Составить 5 предложений на тему «Осень».