Урок по теме "Предложение"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Профессия — педагог

Класс: 2

Ключевые слова: предложение


Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Предложение».

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся о предложении, полученные на предыдущих уроках.

Развивающие:

  • Развивать умение самостоятельно составлять предложения из слов;
  • Развивать память, через повторение изученного на предыдущих уроках;
  • Развивать мышление, через составление предложений;
  • Развивать речь, через ответы на вопросы, заданные учителем.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету «Русский язык».

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок.
Начинается урок.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли ваши родители, поприветствуем их улыбкой.

- Открыли свои тетради, подписали сегодняшнее число, классная работа.

И, как всегда, начнём наш урок с минутки чистописания

2. Актуализация знаний

Минутка чистописания

О каких звуках идёт речь?

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … . (гласный)

- На какие две группы можно разделить буквы, обозначающие гласный звук? (указывающие на мягкость и твёрдость предшествующих согласных)

-  Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. (е, и, я, ю, ё.)

Взяли цветную ручку и прописали цепочки гласных букв без отрыва. Обращая внимание на способ соединения.

3. Словарная работа

– А теперь подписали слово Словарь. А какие слова мы сегодня запишем, вы должны отгадать.

  1. Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует, а сегодня вечерком он раскрасил мне альбом. (Карандаш)
  2. Интересный народ в тесном домике живёт. Скрепки, ручки, карандаш. Как зовётся домик наш? (Пенал)
  3. Волосы – косички, пуговки – глаза. А играть лишь с куклой любит егоза. (Девочка)
  4. И в клетку, и в линейку я. Меня вы знаете, друзья. (Тетрадь)
  5. На спинке у меня шкала, каждому школьнику нужна я. (Линейка)

- Ребята, а какое слово здесь лишнее? (девочка)

- Почему? (одушевлённое и неодушевлённое, отвечают на вопрос кто?)

- Запишем предложение с этим словом. (У доски Максим)

Девочка Юля живёт в деревне Дубки. (повеств, невоскл., распр)

Доп. Вопрос: - Что такое омонимы? Синонимы? Антонимы?

4. Работа по теме урока

- Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё что мы знаем о предложении

- Закончите фразу

- Предложение состоит из …
- Предложение выражает …
- Первое слово в предложении пишется …
- Слова в предложении связаны …
- В конце предложения ставится…
- По интонации предложения бывают…
- По цели высказывания…
- Какие предложения называются нераспространёнными ...
- А что такое главные члены?
- А какие предложения называются распространёнными?

5. Работа с карточками

Перед вами карточки, прочитайте группы слов и найдите предложение.

  1. Листья жёлтые
  2. Дождь, яблоко, красное
  3. Наступила золотая осень.
  4. Слон рисует яркий

- Запишем это предложение и подчеркнём грамматическую основу.

- Чем является в данном предложении слово золотая, подчеркнём волнистой линией.

6. Игра «Предложение по цели высказывания»

- Ещё раз какими бывают предложения по цели высказывания?

(читаем предложение и определяем какое оно по цели высказывания)

7. Физкультминутка

Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клён.

8. Работа с текстом

- Ребята, пока мы отдыхали, к нам приходил Незнайка и попросил о помощи.

- У вас на парте – конверт, Незнайка не может определить границы предложений и озаглавить текст. Поможем ему?

Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят дорожки

- Возьмите ручку. Сначала поработали в листочках, определили границы предложений.

Озаглавили текст. Затем списали его в тетрадь.

- Подчеркнули главные члены предложений.

9. Работа с деформированным предложением

  • на, желтеют, листочки, деревьях
  • улетают, юг, на, птицы
  • сушит, на, белка, ветках, грибы

10. Итог

Тест

  1. Предложение состоит из слов? +
  2. Предложение ничего не выражает? –
  3. Начало предложения пишется с большой буквы? +
  4. В конце предложения ставится только точка? –
  5. По интонации предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные? –
  6. По цели высказывания восклицательные и невосклицательные? –
  7. Предложения бывают распространённые и нераспространённые? +
  8. В грамматическую основу входит подлежащее и сказуемое? +

- Ребята, чему мы учились сегодня на уроке?

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня потрудились, показали свои знания, были внимательными, собранными, активными. Я вами очень горжусь.

11. Домашнее задание

Составить 5 предложений на тему «Осень».