Геометрическая аппликация на уроках технологии

Разделы: Технология, Начальная школа

Классы: 1, 2


Аппликация — один из самых любимых видов бумажного творчества у детей. Это не только увлекательно и занимательно для учащихся, но и благотворно влияет на развитие их умственных и творческих способностей и пространственных представлений на плоскости.

Геометрическая мозаика существует в разных видах, в том числе в виде настольных игр и дидактических материалов при занятиях с детьми. Но пространственные представления складываются у детей дошкольного возраста постепенно. Многие дети испытывают трудности при составлении различных рисунков или предметов из геометрических фигур. Поэтому на уроках технологии в начальной школе аппликация из геометрических фигур является одним из необходимых упражнений, способствующих дальнейшему развитию пространственных представлений на плоскости, при этом результатом работы на уроке должна быть осмысленная поделка, доставляющая радость.

Теме «Геометрическая мозаика» необходимо посвятить несколько уроков. При выполнении того или иного задания на уроках учитель должен заинтересовать учащихся, проговаривать метапредметные связи (например, с математикой, с окружающим миром). В начале урока необходимо называть и повторять названия простейших геометрических фигур, а также их свойства (например, что квадрат можно разрезать на два одинаковых треугольника). Также на этих уроках отрабатывается умение пользоваться трафаретом или шаблоном и навык вырезания ножницами, что у детей тоже не всегда получается сразу. Каждое задание должно быть рассчитано на выполнение в течение одного урока.

Из опыта преподавания технологии в начальной школе предлагаю описание нескольких уроков технологии по теме «Геометрическая мозаика».

Урок 1. Геометрическая мозаика

  • Поделка – аппликация из треугольников (коврик двухцветный).
  • Техника – вырезание деталей по шаблону квадрата 5х5 см, разрезание пополам.
  • Заготовка – шаблон квадрат 5х5 см или трафарет с квадратом, цветная бумага, клеящий карандаш.

Этапы работы:

  1. Вспомнить и назвать простейшие геометрические фигуры.
  2. Познакомить учащихся с трафаретом и/или понятием шаблон.
  3. Пояснить, что разметка любых деталей делается на оборотной стороне цветной бумаги.
  4. Объяснить правильное расположение деталей на листе для экономного использования цветной бумаги.
  5. По трафарету или по шаблону начертить по два квадрата (5х5 см) двух ярких цветов.
  6. Вырезать квадраты ножницами.
  7. Разрезать каждый квадрат по диагонали.
  8. Из получившихся треугольников сложить рисунок.
  9. Приклеить все детали на основу.

Рисунок 1. Коврик

Урок 2. Геометрическая мозаика

  • Поделка – аппликация из треугольников (кольцо или звезда)
  • Техника – вырезание деталей по шаблону квадрата 5х5 см, разрезание пополам.
  • Заготовка – шаблон квадрат 5х5 см или трафарет с квадратом, цветная бумага, клеящий карандаш.

Этапы работы:

  1. Вспомнить и назвать простейшие геометрические фигуры.
  2. Познакомить учащихся с трафаретом и/или понятием шаблон.
  3. Пояснить, что разметка любых деталей делается на оборотной стороне цветной бумаги.
  4. Объяснить правильное расположение деталей на листе для экономного использования цветной бумаги.
  5. По трафарету или по шаблону начертить по два квадрата (5х5 см) двух ярких цветов.
  6. Вырезать квадраты ножницами.
  7. Разрезать каждый квадрат по диагонали.
  8. Из получившихся треугольников сложить один из рисунков (по выбору детей).
  9. Приклеить все детали на основу.

Рисунок 2. Кольцо

Рисунок 3. Звезда

Для учащихся, быстро делающих задание, можно предложить выполнить оба варианта аппликации.

Урок 3. Геометрическая мозаика

  • Поделка – аппликация из треугольников (рисунок по выбору).
  • Техника – вырезание деталей по шаблону квадрата 5х5 см, разрезание пополам.
  • Заготовка – шаблон квадрат 5х5 см или трафарет с квадратом, цветная бумага, клеящий карандаш.

Этапы работы:

  1. Вспомнить и назвать простейшие геометрические фигуры.
  2. Повторить с учащимися понятие шаблон.
  3. Пояснить, что разметка любых деталей делается на оборотной стороне цветной бумаги.
  4. Объяснить правильное расположение деталей на листе для экономного использования цветной бумаги.
  5. По трафарету или по шаблону начертить четыре квадрата (5х5 см) одного цвета. (Для более сильных детей можно использовать два или три цвета).
  6. Вырезать квадраты ножницами.
  7. Разрезать каждый квадрат по диагонали.
  8. Из получившихся треугольников сложить один из рисунков (по выбору детей).
  9. Приклеить все детали на основу.

Рисунок 4. Самолет

Рисунок 5. Ракета

Для учащихся, быстро делающих задание, можно предложить выполнить оба варианта аппликации.

Возможно также предложить другие варианты геометрической мозаики из треугольников.

Рисунок 6. Мозаика из треугольников

Урок 4. Геометрическая мозаика

  • Поделка – аппликация из кругов (пчёлка)
  • Техника – вырезание деталей по шаблону или трафарету круг (диаметр 5 см).
  • Заготовка – шаблон круг или трафарет с кругом, цветная бумага, белая бумага, клеящий карандаш.

Этапы работы:

  1. Вспомнить и назвать простейшие геометрические фигуры. Вспомнить и назвать насекомых.
  2. Повторить понятие шаблон.
  3. Пояснить, что разметка любых деталей делается на оборотной стороне цветной бумаги.
  4. Объяснить правильное расположение деталей на листе для экономного использования цветной бумаги.
  5. По трафарету или по шаблону нарисовать круги (диаметр 5-6 см) чёрного цвета (2 шт.) и жёлтого цвета (2 шт.), белого цвета.
  6. Вырезать круги. (Дать пояснение, что при вырезании кругов, одна рука поворачивает ножницы, другая – бумагу).
  7. Белый круг разрезать пополам.
  8. Из получившихся кругов сложить рисунок. Обратить внимание, что круги находят друг на друга и начинать надо с чёрного круга с левой стороны.
  9. Обратить внимание, что белые крылышки надо наклеить после жёлтого круга, а второй чёрный круг – потом.
  10. Приклеить все детали на основу.
  11. Вырезать и наклеить глаза, дорисовать рот, ножки.
  12. Дополнить рисунок облаками и/или другими деталями (по желанию).

Рисунок 7. Пчёлка

Урок 5. Геометрическая мозаика

  • Поделка – аппликация из кругов (гусеница)
  • Техника – вырезание деталей по шаблону или трафарету круг (диаметр 5 см).
  • Заготовка – шаблон круг или трафарет с кругом, цветная бумага, белая бумага, клеящий карандаш.

Этапы работы:

  1. Вспомнить и назвать простейшие геометрические фигуры. Вспомнить и назвать насекомых (связь с окружающим миром).
  2. Повторить понятие шаблон.
  3. Пояснить, что разметка любых деталей делается на оборотной стороне цветной бумаги.
  4. Объяснить правильное расположение деталей на листе для экономного использования цветной бумаги.
  5. По трафарету или по шаблону нарисовать круги (диаметр 5 см) разного цвета (5-6 шт.).
  6. Вырезать круги. (Дать пояснение, что при вырезании кругов, одна рука поворачивает ножницы, другая – бумагу).
  7. Из получившихся кругов сложить рисунок. Обратить внимание, что круги находят друг на друга и начинать приклеивать надо с круга с левой стороны.
  8. Приклеить все детали на основу.
  9. Вырезать и наклеить глаза, дорисовать рот, усики.
  10. Дополнить рисунок облаками и/или другими деталями (по желанию).

Рисунок 8. Гусеница

Урок 6. Геометрическая мозаика

  • Поделка – аппликация из кругов (улитка).
  • Техника – вырезание деталей по шаблону или трафарету круг (разного диаметра).
  • Заготовка – шаблоны круги разного диаметра или трафарет с кругами разного диаметра, цветная бумага, клеящий карандаш.

Этапы работы:

  1. Вспомнить и назвать простейшие геометрические фигуры.
  2. Повторить понятие шаблон.
  3. Пояснить, что разметка любых деталей делается на оборотной стороне цветной бумаги.
  4. Объяснить правильное расположение деталей на листе для экономного использования цветной бумаги.
  5. По трафарету или по шаблону нарисовать круги разного диаметра (3 или 4 шт.) разного цвета.
  6. Вырезать круги.
  7. Для тела вырезать отдельную заготовку (1 вариант) или большой круг (2 вариант), сложить или разрезать пополам.
  8. Из получившихся кругов сложить рисунок. Обратить внимание, что круги находят друг на друга и должны соприкасаться по нижнему краю.
  9. Приклеить все детали на основу.
  10. Вырезать и наклеить глаза, дорисовать рот, рожки.

Урок 7. Геометрическая мозаика

  • Поделка – аппликация из кругов (виноград).
  • Техника – вырезание деталей по шаблону или трафарету круг (диаметр 4 см).
  • Заготовка – шаблоны круг диаметра 4 см или трафарет с кругами, голубая, синяя, фиолетовая бумага, зелёная бумага, клеящий карандаш.

Этапы работы:

  1. Вспомнить и назвать простейшие геометрические фигуры.
  2. Повторить понятие шаблон.
  3. Познакомить учащихся с понятием «оттенок цвета» (для данной работы – синий, голубой, фиолетовый).
  4. Объяснить правильное расположение деталей на листе для экономного использования цветной бумаги.
  5. По трафарету или по шаблону нарисовать круги (по 4 шт.) голубого, синего, фиолетового цвета.
  6. Вырезать круги.
  7. Из получившихся кругов сложить рисунок. Обратить внимание, что круги находят друг на друга и начинать надо с нижнего круга.
  8. Обратить внимание, что круги разного оттенка должны чередоваться.
  9. Наклеить круги в нужном порядке.
  10. Сверху наклеить листья.

Рисунок 9. Виноград