Время ожидания Любви

Разделы: Презентация к уроку, Дополнительное образование

Классы: 9, 10

Ключевые слова: подростки, любовь, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (65 МБ)


Пояснительная записка

«Воспитывай отрока согласно пути его так,
что, когда он состарится, не собьётся с этого пути».
Царь Соломон

С какого пути не собьется отрок? Пути воспитания самого себя, то есть следования тем духовно-нравственным ориентирам, которые были привиты ему в детстве и юности. Основной ориентир или золотое правило воспитания гласит: поступай с людьми так как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой, что подразумевает проявление любви в виде заботы. Любовь – главная общечеловеческая ценность.

Любовь как основную семейную ценность выбрали 87% россиян по данным социологического исследования, проведенного РАНХиГС в рамках семейного проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – конкурса «Это у нас семейное» в 2023 году. Любовь – это ресурсное состояние, это источник силы и жизни, она исцеляет, верит, надеется, все переносит и никогда не перестает. Если у человека есть такой источник силы внутри и снаружи (в семье), он преодолеет любые преграды, пройдет огни и воды, останется цел и невредим в любых жизненных ситуациях. В любящих и счастливых семьях вырастают дети, которые умеют любить.

Тем не менее, по данным всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2024 году в России распалось 8 из 10 браков, результаты мониторингового опроса россиян на эту тему указывают одну из причин развода – неготовность к семейной жизни подрастающего поколения из-за утраты семейных ценностей.

В Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» говорится о важности воспитания подрастающего поколения в духе высоких нравственных идеалов: любви, дружбы, доброты, взаимного уважения, человеческого достоинства, приоритета духовного над материальным.

Выполнению этой задачи посвящен цикл занятий, нашедший свое отражение в программе нашего центра «Семья: нравственность, культура, здоровье».

Вашему вниманию предлагается одно из занятий этого цикла под названием:

Время ожидания Любви

Цель занятия: сформировать у учащихся представление о любви как основе счастливых взаимоотношений для создания крепкой семьи.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • сформировать у обучающихся понятие о любви как высокой духовно-нравственной ценности, опираясь на 16 свойств любви;
  • научиться определять свои духовно-нравственные ценности и пути их самовоспитания в контексте свойств любви, используя результаты теста.

Развивающие:

  • развитие эмпатии – способности почувствовать и понять эмоции других людей;
  • развитие навыков активного слушания;
  • развитие умения корректно вести дискуссию, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • формирование собственных ценностных установок: любви, крепкой семьи, приоритета духовного над материальным;
  • формирование высоких нравственных идеалов: добра, взаимного уважения, честности, человеческого достоинства, милосердия;
  • формирование сознания заботы ответственности и единства.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • сформировать представление о любви и ее проявлении посредствам 16 свойств,
  • научиться определять свои духовно-нравственные идеалы и пути их достижения.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формировать умение работать с информацией, структурировать полученные знания;
  • формирование умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения.

Регулятивные:

  • развивать контроль (самопроверка задания);
  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

Коммуникативные:

  • формирование умения активного слушания,
  • формирование умения корректно вести дискуссию.

Личностные:

  • формирование у учащихся представления о любви как основе счастливых взаимоотношений для создания крепкой семьи;
  • формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • составление плана своего развития и воспитания своих лучших качеств.

Формы и методы: актуальный разговор с постановкой проблемных вопросов, выполнения тестового задания, использование презентации и видеороликов для наглядности.

Оформление: демонстрационный материал – презентация с двумя видеороликами

Оборудование: компьютер, экран, проектор, звуковые колонки.

Время проведения: 40 минут.

Участники: ученики 9–10 классов.

Ход занятия

Перед занятием вывести на экран презентацию, слайд № 1

1. Оргмомент

2. Актуальный разговор на тему “Время ожидания Любви”

Презентация, слайд № 2

Как вы думаете: Любовь есть в этом мире?

Ответы учащихся.

Обычно, существует две противоположные точки зрения:

  1. Любовь есть в этом мире;
  2. Любви нет в этом мире.

Предлагаю вам сейчас посмотреть отрывок из кинофильма «Отчий берег». Действие происходит после войны (Великой Отечественной) в небольшом сибирском городке. Варя ждет своего любимого Степана с войны. Он вернулся, но не показывается ей на глаза: Степан был ранен, попал в плен, и вот теперь после войны не может найти хорошую работу, устроился дворником, плохо выглядит. Он считает, что Варе не нужен и поэтому не показывается ей на глаза. Варя случайно встречает его.

Вопросы: Какое чувство транслирует героиня? Какой выбор она делает?

(Просмотр ролика, ответы учеников).

Важно подвести учеников к выводу, что Варя транслирует чувство любви. Когда мы любим человека, мы любим его душу, а не его тело. Главная героиня делает выбор духовного над материальным (душа над телом). Неважно как выглядит человек, главное какой этот человек! Это любимый человек! Когда мы любим человека, мы принимаем его целиком!

В годы Великой Отечественной войны женщины ждали своих мужчин с фронта, они верили и надеялись, что их мужья и любимые вернутся. И, действительно, сила любви способна творить чудеса, она способна преодолевать смерть и исцелять. Может быть поэтому поэт и писатель Константин Симонов, уходя на фронт летом 1941 года, посвятил своей жене – актрисе Валентине Серовой стихотворение «Жди меня, и я вернусь…»

Презентация, слайд № 3

(Посмотреть ролик «Жди меня, и я вернусь…»)

История поколения Великой Отечественной войны, последующих поколений и тех, кто живет сегодня, подтверждает, что любовь существует и на ней держится мир. В роду каждого есть такие истории, которые говорят о счастливых взаимоотношениях и счастливых семьях. Это могут быть ваши бабушки и дедушки, тети и дяди, а может быть – это ваши родители.

Что значит любить? Как проявляется любовь?

Ответы учеников.

Важно подвести учеников к выводу, что, когда человек любит, он начинает заботиться, то есть любовь проявляется через заботу: помощь, поддержку, внимание, уважение, проявление человеческого достоинства, благодарность и т.д., также любовь – это проявление нежных чувств и любовь подразумевает единство.

Презентация, слайд № 4

В древних книгах, которые были написаны тысячи лет назад, описаны 16 свойств любви. Мы можем доверять этим источникам, так как они прошли проверку временем и большим количеством людей.

1. Любовь долготерпит

2. Любовь милосердствует

Вопрос: Что это означает?

Ответы учеников.

(Это означает, что любовь проявляет терпение и заботу в отношениях.)

3. Любовь не завидует

Вопрос: Как вы это понимаете?

Ответы учеников.

(В отношениях двух людей нет зависти. Один радуется успеху другого, так как любовь подразумевает единство. Твой успех – это мой успех.)

4. Любовь не превозносится

Вопрос: Как вы это понимаете?

Ответы учеников.

(Любовь – это союз равных, нет выше или ниже. Неважно какой социальный статус у человека, сколько зарабатывает, из какой семьи, какой национальности и вероисповедания…)

Презентация, слайд № 5

5. Любовь не гордится

Вопрос: Как вы можете это объяснить?

Ответы учеников

(Любовь – это единство двух людей, гордый человек отгораживается от другого, поэтому любовь не гордится)

6. Любовь не бесчинствует

Вопрос: Что это означает?

Ответы учеников

(В союзе двух любящих сердец нет боли. Любовь и боль несовместимы, так как любовь проявляется через заботу. Любящий человек не сможет причинить боль своему любимому, так как одна из особенностей любви – чувствовать боль другого как свою. Поэтому, если любящий человек причинит боль своему любимому, то в первую очередь, он почувствует ее сам.)

7. Любовь не ищет своего

Вопрос: Как вы это понимаете?

Ответы учеников

(В любви нет желания получать для самого себя. Любить означает делиться, в первую очередь, думать и делать все для любимого человека, а потом для себя. Этот процесс взаимный.)

8. Любовь не раздражается

Вопрос: Как вы можете это объяснить?

Ответы учеников
(В проявлении любви нет агрессии ни в словах, ни в действиях)

Презентация, слайд № 6

9. Любовь не мыслит зла

Вопрос: Как вы можете это объяснить?

Ответы учеников

(В отношениях нет мести, ненависти, презрения, сплетен, интриг и манипулирования друг другом.)

10. Любовь не радуется неправде

11. Любовь сорадуется истине

Вопрос: Что это означает?

Ответы учеников

(Отношения строятся на искренности, честности, открытости. Если один человек не может что-то открыть другому человеку, то так и говорит, что не может или не готов об этом говорить, но не обманывает. Маленькая ложь рождает большие трагедии и приводит к разрыву отношений, так как все тайное становится явным.)

12. Любовь все покрывает

Вопрос: Как вы это понимаете?

Ответы учеников

(Все в мире держится на любви, она основа всего. Она обладает исцеляющей силой и лечит не только душу, но и тело. А также прощает многое, если оно сделано ради любви)

Презентация, слайд № 7

13. Любовь всему верит

14. Любовь всего надеется

Вопрос: Как вы можете это объяснить?

Ответы учеников

(Отношения строятся на взаимном доверии, уважении, взаимопонимании, в них присутствует надежда.)

15. Любовь все переносит

Вопрос: Что это означает?

Ответы учеников

(Если между людьми есть любовь, они все преодолеют, любые невзгоды, пройдут огни и воды и смогут победить смерть.)

16. Любовь никогда не перестает

Вопрос: Как вы можете это понимаете?

Ответы учеников

(Когда люди строят отношения, опираясь на эти принципы, их любовь будет длиться всю жизнь.)

Чтобы построить такие отношения важно обладать сознанием Заботы Ответственности и Единства.

Презентация, слайд № 8, 9

В мире существует два вида сознания: малое (детское) и большое (взрослое).

  • Взрослое сознание – это сознание Заботы Ответственности и Единства.
  • Детское сознание — это Желание получать только для Себя Всеми Доступными способами, детское сознание не берет Ответственность за свою Жизнь на себя.

Любовь проявляется через заботу, поэтому она может существовать только во взрослом сознании, которое также берет ответственность за свою жизнь на себя и стремится к единству. Такое сознание никогда не будет подвергать риску свою жизнь или жизнь другого человека, будет заботиться.

Сложность заключается в том, что взрослое сознание не зависит от возраста в паспорте, человеку может быть 16, 17, 20, 30… лет и у него будет детское сознание и тогда не будет любви. Детское сознание проявляется в нежелании брать ответственность за свою жизнь на себя, не ценит жизнь, легко относится к смерти и соответственно может подвергнуть риску как свою жизнь, так и жизнь человека, с которым есть отношения. Если маленькие дети (2–3 лет) думают, что они бессмертные, так как не видели смерть и не знают, что она есть, то подростки думают, что они воскреснут. А, если детское сознание сохраняется на всю жизнь, то люди, взрослые по паспорту, ведут себя в отношениях как дети, могут поставить другого человека на грань жизни и смерти.

Детское сознание манипулятивное, так как в нем присутствует желание получать только для себя всеми доступными способами. Например, все, наверное, видели картину, как в супермаркете ребенок в отделе с игрушками манипулирует родителями чтобы получить заветную машинку или куклу…. Такие дети ложатся на пол, устраивают истерики, бьют руками и ногами по полу, кричат и плачут, добиваясь от родителей выполнения своего желания.

Когда ребенок вырастает (если взрослое сознание не воспитано, а осталось детское), то вместо игрушки будет требовать конкретного человека, не считаясь с чувствами этого человека. Такие люди строят отношения на основе интриг, сплетен, измен, используя провокации и разного рода манипулирование. Их отношения строятся на боли, и они обречены на провал. Детское сознание не может держать любовь. Только взрослое сознание – Заботы Ответственности и Единства может построить здоровые, крепкие отношения на основе любви.

Над взрослым сознанием нужно работать, его важно воспитывать в себе, оно само, к сожалению, не загружается. Чтобы понять, как воспитывать взрослое сознание мы сейчас с вами выполним тест.

Презентация, слайд № 10

Возьмите лист бумаги и с левой стороны напишите черты характера, которые вы хотите видеть в своей второй половине (человек, с которым вы хотели бы построить отношения – ваш идеал).

Например:

Моя вторая половина

  • Добрый,
  • Честный,
  • Внимательный,
  • Отзывчивый…

(Индивидуальная работа учеников в течение 3 минут).

Вопрос: Кто готов поделиться? Назовите, пожалуйста, несколько качеств характера, которые вы хотите видеть в вашей второй половине.

Ответы учеников

Презентация, слайд № 11

Открываю секрет этого теста. Все качества, которые вы написали для своей второй половины, должны быть в вас. Мир работает по принципу: подобное притягивает подобное!

Мы слышали принцип: противоположности притягиваются. Этот принцип работает только на внешний аспект, то есть, люди из разных семей, с разным социальным статусом, уровнем образования, могут быть разных национальностей, из разных городов и т.д. Но, внутренний аспект – человеческие качества должны быть одинаковые. Иначе вы человека не удержите!

Поэтому справа пишите: Я и все качества своей второй половины перепишите себе со знаком равно (=).

Пример:

Моя вторая половина - Я
Добрый = Добрая
Честный = Честная
Внимательный = Внимательная
Отзывчивый… = Отзывчивая

И здесь наступает момент истины, вы, глядя на свой список, возможно понимаете, что вы пока не очень добрые, а хотите рядом доброго человека, не очень честные, а человек вам нужен честный, не очень внимательные, а внимание получать хотите, не очень отзывчивые, а отзывчивость важна для вас. Значит над этими качествами нужно начинать работать, проявлять их каждый день в общении с разыми людьми: быть добрым, честным, внимательным, отзывчивым человеком, воспитывать себя, то есть брать ответственность за свою жизнь на себя и проявлять заботу о себе и об окружающих вас людях.

Вопрос: Как вы думаете, бывает безответная любовь?

Ответы учеников.

Презентация, слайд № 12

Безответной любви не существует, любовь всегда ответная.

Мы с вами сегодня разбирали 16 свойств любви.

Еще раз назовите их, пожалуйста.

Ответы учеников.

Из ваших ответов понятно, что любовь – это чувство, в котором отсутствуют боль и страдания, она несет только свет и добро, поэтому она всегда ответная. Когда человек влюблен, он включен в это чувство целиком и душой и телом.

Действительно, у каждого человека есть два аспекта: душа (мир эмоций и чувств) и тело. Как строятся отношения? Предположим, вы успешно закончили школу и поступили в другие учебные заведения. Вы все приходите в новый круг людей, начинаете постепенно знакомиться и с кем-то быстро находите общий язык. Люди в таких случаях говорят, что они как будто общаются сами с собой, что они нашли свою родственную душу. Это происходит, потому что у вас совпали жизненные коды: одинаковые жизненные ценности, духовно-нравственные принципы, ориентиры и цели в жизни. Так мы находим друзей, но дружба – это не любовь, так как не включено тело.

Бывает так, что дружбы нет, но есть сильная страсть – желание тела. Такие отношения долго не длятся, так как человек в них полностью не включен. Это тоже не любовь. Любовь – это когда человек включен полностью и душой, и телом, то есть, когда вы в человеке противоположного пола нашли своего лучшего друга (у вас совпали жизненные коды: одинаковые жизненные ценности, духовно-нравственные принципы, ориентиры и цели в жизни) и между вами есть страсть (тело тоже включено). Поэтому ваш человек всегда вам скажет: «Да».

Человек говорит: «Нет», когда включен не полностью, чаще всего, когда не задействовано тело.

Вопрос: Можем мы заставить себя испытывать страсть к человеку, который нам не интересен?

Ответ учеников: Нет.

Поэтому говорят: «Сердцу не прикажешь».

Вопрос: Можем мы заставить себя дружить с человеком, который нам не интересен?

Ответ учеников: Нет.

Человеческая природа не терпит насилия. Любовь тоже не терпит насилия.

Соответственно, если вам говорят: «Нет» — это хорошая новость. Жизнь сигнализирует вам, что это не любовь, поэтому не нужно тратить свое время и силы на этого человека, этот человек не ваш. Не нужно убиваться по этому поводу в прямом и переносном смысле этого слова. Это не любовь. Вы обязательно найдете своего человека и у вас будет любовь в жизни.

Презентация, слайд № 13

Главное в такой ситуации позаботиться о себе, остаться живым и психически здоровым. Если у вас хорошие доверительные отношения с родителями, пожалуйста, поговорите с ними, они вас любят и обязательно вам помогут. Иногда помощи родителей бывает недостаточно, тогда вы можете обратиться за помощью к психологам в нашем центре или к любым другим психологам, которые работают с подростками.

Презентация, слайд № 14

Телу тоже нужно помочь. Пока вы переживаете этот непростой период, запишитесь в спортзал, начните ходить на любые тренировки, можно заниматься на открытых площадках в парках города или дома, используя бесплатные уроки по фитнесу онлайн.

Проходя через эту непростую ситуацию, вы только выиграете. Ваше тело станет сильным и красивым, а также у вас появится сила духа, и вы научитесь проходить через неприятные ситуации в жизни. Этот навык пригодится вам в будущем.

Теперь, предположим, что вы нашли своего человека и вы считаете, что ваше взаимное чувство – это любовь. До создания семьи в отношениях лучше быть как можно дольше - 3 года, а лучше 5 лет. Отношения важно проверить, пройдя 4 этапа.

Презентация, слайд № 15

Первый этап отношений: Влюбленность или «Розовые очки»

Вопрос: Как вы думаете, чем характеризуется этот этап отношений?

Ответы учеников.

На первом этапе отношения прекрасные, так как влюбленные видят друг в друге только хорошее, они не замечают плохое и сами стараются проявлять только положительные качества характера. Это состояние счастья! На этом этапе важно выработать привычку заботиться друг о друге, взять на себя такую ответственность. Заботу проявлять, ориентируясь на 16 свойств любви, о которых мы говорили раньше.

Первый этап всегда заканчивается и наступает второй.

Презентация, слайд № 16

Второй этап отношений: Начинаем видеть негативные качества друг друга.

Вопрос: Что происходит на этом этапе отношений?

Ответы учеников.

На втором этапе мы начинаем видеть человека целиком, со всеми его достоинствами и недостатками. Важно посмотреть, как человек, с которым у вас отношения проходит через конфликты, не ведет ли себя агрессивно. Понаблюдайте за его поведением с обычными людьми, которые не являются важными и значимыми для него. Познакомьтесь с его семьей, проверьте какие отношения у него с родителями и с другими членами семьи. Если у вас серьезные намерения, вы станете частью этой семьи. Задайте себе вопрос: Готовы ли вы войти в эту семью? Проанализируйте все ситуации, посмотрите, что вас ждет с этим человеком. Особенно важно на втором этапе научиться разрешать конфликты. Если вам необходимо дать человеку критику, не делайте это сразу, успокойтесь, выдохните, дождитесь, когда будете готовы разговаривать доброжелательно. Из 100% вашей речи 90% отводим позитиву, 5% критике и завершаем 5% позитива. Важно тренировать этот навык вместе с привычкой заботиться.

Вполне возможно, что уже на втором этапе ваши отношения закончатся. Если нет, наступает третий этап – самый важный.

Презентация, слайд № 17

Третий этап отношений: Начинаем видеть самые негативные качества друг друга.

Вопрос: Как складываются отношения в паре на третьем этапе?

Ответы учеников.

В этот период пара проходит проверку на прочность. Действительно ли вы являетесь парой или ваши отношения близятся к завершению.

Например, возникнет ситуация, когда вы или ваш любимый человек кому-то понравитесь. С вами начнут флиртовать или ваша вторая половина начнет флиртовать с кем-то у вас на глазах. Флирт – это всегда намек на отношения, даже, если человек говорит, что у него просто такой стиль поведения. Важно поговорить, прояснить отношения, не нужно закрывать глаза на происходящее. На этом этапе важно выработать стратегию единства, то есть всегда, в любой ситуации выбирать друг друга. В зависимости от того как вы пройдете этот этап, вы перейдете к четвертому этапу отношений.

Презентация, слайд № 18

Четвертый этап отношений: Принятие решения.

Пара либо расстается, либо выходит на новый уровень и все начинается сначала. Снова этап влюбленности и так далее.

Эти четыре этапа пара будет проходить всю жизнь, отношения будут развиваться по спирали, поэтому необходимо быть в отношениях как можно дольше чтобы пройти все этапы несколько раз, проверить себя и свою вторую половину. Только когда вы уверены, что это ваш человек, можно думать о создании семьи.

Выводы:

Презентация, слайд № 19

Давайте подведем итог и сделаем выводы:

(Ответы учеников)

  • Любовь существует в этом мире. Когда мы любим человека, мы любим его душу, а не тело. (Приоритет духовного над материальным.)
  • Любовь обладает 16 свойствами
  • Любовь живет только во взрослом сознании, которое необходимо воспитывать
  • Любовь всегда ответная, безответной любви не существует
  • Любовь важно проверить, пройдя четыре этапа отношений

Презентация, слайд № 20

Вопрос: А вы готовы построить отношения с собой? Вам есть над чем работать?

Ответы учеников.

Спасибо всем, кто поделился своими мыслями.

Домашнее задание: Пройти тест еще раз, выяснить свои слабые стороны и составить план своего развития и воспитания своих лучших качеств.

Презентация, слайд № 21

Желаю вам успеха!

Список литературы

  1. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности. – М.: АСТ, 2018.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Воспитание подростка. – М.: Астрель, 2022.-160.
  3. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ, 2025
  4. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. М., 2013.
  5. Разводы в России: мониторинг / ВЦИОМ. Новости [Электронный ресурс].
    URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/razvody-v-rossii-monitoring (дата обращения: 16.03.2025.)