Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребёнка и рассматривается как важный компонент воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Л.С.Выготский писал: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Особое место стоит отвести театрализованной деятельности, которая стимулирует активную речь детей за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театральной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная монологическая речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность событий, их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Чем больше развита у ребёнка речь, тем шире его возможности познания. Театральные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами костюмов, что будоражит фантазию, развивает воображение. Театрализованная деятельность – это не только игра! Это деятельность, которая формирует привычку к выразительной публичной речи и воспитывается в детях путём привлечения к выступлениям перед другими.
Большинство детей в моем классе – без речи с тяжелым недоразвитием речи, где страдают все стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечаются ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и то, что дети не умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. У них нет потребности в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональное проявление на очень низком уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций.
В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
Помимо этого решаются следующие проблемы: ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера – слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.
Для умственно отсталых детей важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Постановка сказки – конечный результат. Этому способствует предварительная работа, которая заключается в использовании различных театрализованных игр и упражнений.
Какие же виды театров можно использовать? Это игры-театрализации. Прежде, чем их проводить, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме того, содержание должно быть эмоционально воспринято ребенком.
Театр на фланелеграфе. Фланелеграф – это экран, обтянутый ворсистой тканью (фланелью). Картинки или персонажи выставлены на экран. С обратной стороны картинки оклеиваются такой же тканью или кусочками наждачной бумаги. Удерживает их фланель, ворсинки фигурок и экрана притираются и фигурки закрепляются на поверхности экрана. Картинки можно подобрать из старых книг и журналов.
Теневой театр. В театре теней сказки инсценируются с помощью плотных картонных силуэтов, изображающих фигурки людей, животных, растений. Силуэты окрашены в черный цвет, проецируются на экран, обтянутый белой материей, путем подсвечивания сверху, сзади, за экраном. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Театр би-ба-бо представляет собой кукольный театр, персонажи которого имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. При этом в процессе спектакля рука актера управляет героями, и они могут совершать простые движения: кланяться, шевелить руками, немного поворачиваться, изображать испуг, удивление, радость. Такие кукольные спектакли, сопровождающиеся музыкой и пением, превращаются в яркое зрелище.
После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.
У инсценировок с помощью теневого театра, фланелеграфа, кукольного театра большие возможности для развития ручной ловкости, умелости, точности и выразительности.
Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке или на пальце. Можно изображать действия этого персонажа, сидя за столами, передвигаясь по классу, проговариваю слова. Очень полезна с детьми с умственной отсталостью проводить пальчиковую гимнастику. Упражнения с пальчиками рекомендуется выполнять не более 5-7 минут, проводить нужно эмоционально. Педагог обязательно должен показать образец выполнения.
Пальчик-мальчик. «Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил. С этим братцем – щи варил, с этим братцем - кашу ел, с этим братцем – песни пел.» (Руки согнуты в локтях, поставлены на стол, пальцы сомкнуты в кулак. Показываются указательные пальцы. Затем отгибаются поочередно большой, средний, безымянный пальцы и мизинец.).
В гости. (Выставляем вверх большие пальцы). В гости к пальчику большому (соединяем под углом кончики пальцев). Приходили прямо к дому (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно). Указательный и средний, безымянный и последний. (Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы). Сам мизинчик – малышок постучался о порог (кулачки стучат друг о дружку). Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя. (Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках).
На поляне. На поляне дом стоит (изображаем дом). Ну а к дому путь закрыт (Кисти соединяем в замок). Мы ворота открываем, (Разводим руки в стороны). В этот домик приглашаем (изображаем дом).
Пластилиновый театр или театр на столе. Этот настольный театр особенно любят дети. Он прост и доступен, не требует определенных умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаясь в эти персонажи. Изготовление персонажей из пластилина и потом игра с ними доставляют детям огромное удовольствие. Кроме пластилиновых фигурок, у меня есть несколько наборов деревянных фигур для сказок «Репка» и «Колобок». Этим театром мы занимались несколько лет, пока дети не запомнили действующие лица и порядок происходящих событий в сказке. А еще в процессе действия с этими фигурами – деревянными, и особенно – пластилиновыми, развивается творческое воображение, фантазия речь и мелкая моторика.
Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций, но и формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях. При этом целесообразно использовать игры-разминки «Кто как кричит», «Птички в лесу», упражнения «Как воет ветер», пальчиковую гимнастику. И, конечно, для того, чтобы добиться определенных успехов в развитие речи посредством театрализованной деятельности, учитываю возрастные и психофизические особенности детей.
Театрализованные игры основаны на разыгрывании сказок, поэтому для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется работа самих педагогов. Эта работа требует от них не очень больших артистических качеств. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. При помощи театральной практики сам педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе.
В такой работе с детьми важны индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям в зависимости от их психологических особенностей и имеющегося опыта. Важным моментом коррекционно-направленной работы средствами театра являются планомерность и систематичность обучения и общения педагога с детьми в этой деятельности.
Опыт работы и длительные наблюдения показывают, что театрализованная деятельность один из эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка с ОВЗ, который способствует формированию и коммуникативных навыков, чувства коллективизма, ответственности друг за друга. Благодаря чему ребёнок с нарушением интеллекта преодолевает робость, неуверенностью в себе, связанную с трудностями общения.
Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что использование театрализованной игры в развитии коммуникативной деятельности обеспечивает значительные позитивные сдвиги в овладении детьми диалогической речи, существенно усиливает общий коррекционно-развивающий эффект обучения. Дети легче идут на контакт, охотнее отвечают на уроках, что доказывает правильность выбранных методов работы, которые можно рекомендовать коллегам, работающим с детьми с умственной отсталостью.
Литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
- Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО - Аспект пресс, 1993.
- Новотворцева Н.В. «Первые шаги в освоении письма. Пособие для родителей и педагогов».