Современные методы использования игр в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Презентация к уроку

Ключевые слова: английский язык


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


В процессе обучения учащихся разного возраста учителя часто сталкиваются с проблемой пробуждения активности на уроке у детей. Нередко возникают ситуации, когда традиционные формы работы не способствуют включению учащихся в деятельность урока и возникновению у них познавательного интереса. В настоящее время остро стоит проблема повышенной психоэмоциональной нагрузки на учащихся. Использование игровых форм обучения способствует ее снижению. В процессе игры ребенок незаметно для себя овладевает учебным материалом. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. Считается, что в игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, в частности ребенка.

Игра — это специально организованная деятельность, требующая напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения — что делать, что говорить, как победить? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Есть ли здесь богатые возможности для обучения? Дети, однако, об этом не задумываются. Для них игра прежде всего — увлекательное занятие. Поэтому, целью игровой формы обучения является не только формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, но и развитие интереса к изучаемому языку.

Роль игры в процессе обучения

Выделяют шесть основных целей использования игр на уроках иностранного языка:

  1. формирование определенных навыков;
  2. развитие определенных речевых навыков;
  3. обучение общению;
  4. развитие необходимых способностей и психических функций;
  5. познание (в сфере формирования самого языка);
  6. запоминание речевого материала.

Игра важна для личностного развития еще и потому, что в ходе ее развития создается ситуация урока, в которой вовлеченный в соревнование ученик действительно хочет помочь своей команде, старается найти правильный ответ, проявляет активность. Как показывает опыт, такие ситуации позволяют проявить себя не только сильным, но и слабым ученикам. Очень часто ученики, не отличающиеся хорошей успеваемостью, могут проявить себя здесь с совершенно другой стороны и стать активными участниками игры, способствовать победе своей команды. Использование игр с этой точки зрения может стать важным фактором успеха для слабых детей, вызвать у них интерес к предмету, стать основой для их последующих успехов в его изучении. Существует множество путей разнообразить монотонный урок и при этом продолжать изучать материал можно несколькими способами. Например, можно показывать детям на уроке отрывки из мультфильмов и фильмов с качественным произношением и субтитрами, презентации о путешествиях или увлечениях. Но не стоит забывать об игровом моменте на уроках английского языка. Введение игр на уроке — хороший способ переключить внимание. Он разрядит напряженную рабочую атмосферу, подойдет для детей любого возраста и поможет закрепить пройденный материал.

Предлагаю вам познакомиться с подвижными играми. Правила игр можно менять в зависимости от темы урока и уровня знаний учеников.

Данные

Суть в том, что один из учеников пишет на листке бумаги или произносит вслух пять фактов о себе. Один из фактов — ложь. В это время другие игроки должны угадать, какой из фактов правда, а какой ложь.

Пример:

  • Я люблю гулять под дождем.
  • Я ненавижу играть в футбол.
  • Я люблю читать книги.
  • Я ненавижу слушать музыку.
  • Я люблю начинать что-то новое и интересное, но редко заканчиваю начатое.

Другие игроки спрашивают: «Мне кажется, тебе не нравится гулять под дождем. Я прав?» Ведущий должен ответить: «Да, ты прав. То, что мне нравится гулять под дождем — ложь.

«Съедобное/несъедобное»

Игра проходит в быстром темпе. Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущий по очереди бросает им мяч, называя слово. Если его можно съесть, участник ловит мяч. Если предмет несъедобный, мяч отбивается. Тот, кто ответил правильно, делает один шаг вперед, тот, кто отреагировал неправильно, остается на месте.

«Звуки»

Для игры понадобится несколько стульев, расставленных по кругу. Учитель объявляет главную букву, например «F». Дети начинают ходить вокруг стульев, пока учитель медленно произносит любые слова на английском языке: «sun, house, bird...» Как только он произносит слово на букву «F»: «flower or factory», дети должны раньше других участников занять места на стульях. Последний севший игрок выбывает из игры.

«Run Freeze»

Ведущий говорит: «Run!» После этой фразы игроки начинают бежать, пока не услышат: «Freeze!». В этот момент все останавливаются и принимают позу животного. Задача ведущего — угадать позу какого животного показывает тот или иной участник методом «вопросов».

Пример:

Ведущий спрашивает: «Are you a cat?». Дети отвечают: «Да, я / Нет, я не».

«Мяч»

В эту игру могут играть 2 и более игроков. Первый ученик называет любую букву и бросает мяч другому игроку. Пока мяч летит, второй должен назвать слово, начинающееся на эту букву, и придумать предложение.

Пример:

Первый игрок говорит букву «W», второй отвечает «What» — «What a lovely day it is». Бросает мяч обратно, произнося букву «T», на что первый отвечает «Tell» — «Tell me your name».

«Какого цвета?»

Дети собираются в определенном месте и выбирают ведущего. Ведущий должен указать на любой предмет, который он видит, и спросить: «Какого он цвета?». Игрок, который первым правильно ответит на вопрос, становится следующим ведущим. Тот, кто угадал больше всего цветов, побеждает.

Пример:

Водящий спрашивает: «Какого он цвета?» и указывает на траву, ученики отвечают: «Зеленая!».

«Палитра художника»

Игроки хаотично перемещаются по комнате, когда учитель говорит: «Touch the...» и называет цвет, в этот момент дети должны дотронуться до любого предмета в классе или элемента одежды соседа того же цвета. Трогать свою одежду нельзя. Тот, кто последним дотронется до предмета нужного цвета, выбывает.

«Крокодил»

Для игры необходимо подготовить карточки с существительными и прилагательными на английском языке. Один из игроков вытягивает слово, смотрит на него так, чтобы остальные его не видели. С помощью различных жестов, движений и мимики он должен объяснить написанное на карточке слово. Ведущий не может говорить или отвечать на вопросы. Поэтому можно показывать по одному слову или дать каждому игроку 5 минут — время, за которое нужно показать как можно больше слов. За каждое угаданное слово ведущий получает одно очко. Побеждает тот, кто наберет больше всего очков.

«Наклейки»

Одному из участников на лоб приклеивается наклейка с именем известного персонажа (героя мультфильма, актера, политического или исторического деятеля), которое он должен угадать. Как только все остальные игроки увидят слово на наклейке, игра может начаться. Ведущий задает вопросы о своем персонаже.

Пример:

«Я жив? Я музыкант? Я вымышленный?» и другие наводящие вопросы. Все остальные ученики могут отвечать на его вопрос только фразами: «Да», «Нет», «Может быть».

«Поединок»

Двое участников встают спиной друг к другу. В руках у каждого из них карточка с изображением. Идет отсчет до пяти. Каждую секунду они делают один шаг вперед. На пятом шаге они поворачиваются друг к другу и побеждает тот, кто первым назовет то, что изображено на карточке соперника.

«Гонка предложений»

Требуется подготовить несколько предложений, используя для каждого из них разные цвета. Примерно по 3-5 штук на каждую команду. Каждое предложение необходимо разрезать и положить в отдельные мешочки, рассортировав по цвету. Учитель делит класс на команды по 2-4 человека. Задача команд — собрать из обрезков целое предложение на скорость.

«Горячий мяч»

Участники игры садятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из учеников и называет фрукт. Ученик в ответ должен назвать другой фрукт и бросить мяч следующему игроку. Так по цепочке. Названия фруктов не могут повторяться. Если ребенок не может вспомнить фрукт или уронил мяч, он выбывает из игры. После каждого выбывшего игрока можно менять тему, например: животные, профессии, страны.

«Угадай-ка»

Подготовьте поднос со случайными предметами: книги, карандаши, игрушки, цветы или все, что есть под рукой. Завяжите ребенку глаза и попросите его потрогать, ощутить и громко произнести название предмета на английском языке. За правильное слово он получает одно игровое очко. Игрок получает дополнительное очко, если правильно напишет слово. Побеждает тот, кто наберет больше всего очков.

Активные игры на уроке проводятся в середине или в конце урока в течение 15-20 минут. Этого времени достаточно, чтобы дети отдохнули и в то же время не потеряли концентрацию. Такие занятия способствуют развитию мыслительного процесса, реакции и помогут активизировать часть уже приобретенного словарного запаса.

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в умственное развитие личности. Игра активизирует мыслительные процессы и повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Литература

  1. Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. Минск, 2008.
  2. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Не совсем обычный урок. 2001.
  3. Стронин М.Ф. (2001). Обучающая игра на уроках английского языка. Москва: Просвещение.
  4. Селевко, К. (1998). Современные технологии в образовании. Москва: Образование.
  5. Конышева, А.В. (2008). Игровые технологии в обучении иностранным языкам. Москва: Издательство «Четыре четверти».
  6. Колкова, М.К. (2001). Обучение иностранному языку в школе и университете. Санкт-Петербург: Издательство КАРО.