Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы – вовремя увидеть, поддержать и развить способности ребенка. Школа должна заниматься поиском индивидуальности.
Пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе.
Посмотрите на ребенка, искренне и заинтересованно решающего какую-либо проблему, и вы увидите идеального ученого. Любой ребенок, ежедневно открывая что-то новое для себя в окружающем мире, активно познает и исследует его. Мотивы ребенка просты и понятны. Им движет не корысть, не зависть, не амбиции, а искренний познавательный интерес.
Ребенок способен заметить то, на что мы, взрослые, никогда не обратили бы внимания сами, он ухватывает самую суть, самое важное в заинтересовавшем его вопросе. Непосредственность детского восприятия и мышления позволяет ему гениально просто объяснять самые сложные проблемы человеческого бытия, над разрешением которых порой безуспешно бьются лучшие умы человечества.
В 2006 г., работая учителем географии и биологии в МБОУ СОШ 9 г.Амурска, совместно с учителем химии Антоновой О.В. разрабатывали план очередной традиционной недели естественных дисциплин. Мы задумались над тем, как сделать так, чтобы каждый класс принял участие в общем, но нестандартном для нашей школы деле. И придумали проект «Алкоголизм – проблема социальная и экономическая». Каждый класс получил задание для работы, результаты были подведены на итоговой конференции. Первые проекты учащихся были продуктивными. Работы оформлялись в виде презентаций и текстовой части. Сейчас, на наш взгляд, это кажется простым, но первая работа была трамплином для дальнейшего.
Но нам хотелось чего-то более научного и значимого как для детей, так и для нас. Мы стали читать литературу по проектной деятельности, чаще заглядывать на сайты Интернета. Методист ИМЦ Воздвиженская С.А. пригласила нас на курсы по организации проектной деятельности, на которых мы получили теоретические знания и практические навыки. Мы консультировались у преподавателей ДЭБЦ «Натуралист» Иванова В.А., Сиденковой Н.Е. и у учителя биологии Коркиной О.Ю., которые продуктивно занимались исследовательской деятельностью.

И только после этого у нас сложилась самая простая система организации исследовательских работ.
Проводя такую работу с учащимися в школе, мы руководствовались следующими критериями:
- связь с изучаемыми темами курса химии и биологии
- возможность реализации межпредметных связей
- значимость данной информации для учащихся
- социальная значимость проекта
- наличие в проекте воспитательного потенциала.
В организации исследовательской работы школьников существуют следующие этапы:
- Мотивационный (организация и мотивация исследовательской деятельности, составление плана работы).
- Конструктивный (сбор материала, поиск литературы, проведение опытов и исследований).
- Оценочно-рефлексивный (самооценка работы, учительская оценка работы и её оформление).
- Презентативный (защита работы).
1. Мотивационный.
Мы предъявляем ряд обязательных требований к работам: актуальность темы, обозначение цели, задач, гипотезы и объектов исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, проведение социологических опросов и оформление полученных результатов. Но при этом мы сообщаем, что возможно проявление своего собственного творчества. Ребята выбирают темы, и мы ищем методики для данного исследования (на сайтах Интернет, в учебниках, в учебных пособиях и методических журналах). Некоторые методики адаптируем для условий нашей школы.
2. Конструктивный.
На втором этапе мы с учащимися проводим опыты и исследования, собираем теоретический материал. Работа организуется таким образом, что вначале учащиеся знакомятся с теорией, для этого они посещают в свободное от учебы время библиотеку, читают и подбирают соответствующую литературу и только затем выполняют коллективные или индивидуальные исследования. Последние дни работы посвящаются оформлению работы и презентаций.
3. Оценочно-рефлексивный этап.
Ребята представляют работы на рецензию. Исправляют свои недочеты и ошибки.
4. Презентативный этап.
Обязательным условием является защита написанной работы на конференции и взаимооценка по разработанным критериям. Выступление с докладом по определенной теме — это положительная мотивация дальнейшей исследовательской деятельности учащегося. Юные исследователи учатся структурировать объемный материал, выбирать главное, аргументированно отстаивать свою точку зрения и, наконец, «держаться на публике», что также пригодится им в будущей жизни. На таких мероприятиях происходит творческая самореализация учащихся.
Исследуя объекты и явления, учащиеся овладевают комплексом умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а так же интегрировать их. На наш взгляд существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, технологичность и самостоятельность учащихся. Такая работа помогает и в профориентации школьников, расширяется их кругозор. Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе. Может оказаться так, что кто-то продолжит изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.
При данной работе учитель выполняет следующие функции:
Помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе.
- Является источником информации.
- Координирует весь процесс.
- Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в исследовании.
- Поощряет учеников.
Из года в год мы продолжали заниматься организацией исследований в области географии, биологии, химии. И даже когда судьба развела нас по разным учебным заведениям, продолжали совместные работы.
За истекший период времени мы поняли, что проводимая нами работа:
- доставляет удовлетворение
- даёт стимул для саморазвития
- приносит уважение коллег и учеников
- расширяет внеурочное общение с учащимися
- повышает качество обучения.