Обучающая игра «Школьное домино» на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В.А.

Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность.

Одной из основных задач современной школы является помощь детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. И учитель должен не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

Здесь на помощь учителю приходит игра. Она помогает ребятам расслабиться после учебного дня, адаптироваться в новых условиях, выстроить взаимоотношения со сверстниками. Именно поэтому включение игры, игровых действий и элементов в учебный процесс способствует лучшему усвоению учебного материала, делает урок не скучной и монотонной повинностью, а интересным и познавательным времяпровождением.

Игры бывают разные: подвижные, деловые, интеллектуальные, настольные.

Приведу пример настольной игры, которую придумала для учащихся начальной школы моя дочь - студентка педагогического колледжа. Игра называется «Школьное домино», одна из наших любимых игр, которую я использую на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира, на дополнительных занятиях и на переменах.

«Школьное домино» - это увлекательная обучающая игра, которая включает в себя элементы классического домино. Играя в «Домино», ребята могут повторять, обобщать и закреплять любые темы по разным предметам.

Например, на уроках русского языка, изучая тему «Слоги» на карточках с одной стороны задание: найди слово из одного слога, из двух слогов или из трёх слогов, а на второй половине карточки слово - ответ. Ребята соединяют задание и слово: гром - из одного слога, ворота - из трёх, ветер - из двух слогов и т.д.

Работая с темой «Ударение», ученики ищут слова с ударением на первый слог, на второй слог или третий слог: вечер - ударение падает на первый слог, хорошо - на третий, солома - на второй и т.д.

Изучая «Части речи» ребятам предлагается соотнести слово и часть речи. Домик, вечер, радость, швея, крик - имена существительные; домашний, вечерний, радостная, крикливый, швейная - имена прилагательные; шью, кричал, крикнул, радоваться, вечереет - глаголы и т.д.

Отрабатывая темы «Проверяемые безударные гласные в корне слова» или «Парные согласные»: соединяем слово с пропущенной орфограммой и правильной буквой:

м..сты - о, , з..лёный - е, кр...чать - и,  ду.. - б, ги...кий - б, гра... - д и т.д.

На уроках чтения можно соединять названия произведений и их героев, литературные приёмы и их примеры, отрывки из произведений и их жанры.

По окружающему миру расселяем животных и растения по природным зонам.

На уроках математики с этими карточками можно придумать большое количество вариантов по разным темам: «Величины», «Состав чисел», «Уравнения», «Геометрические фигуры», «Задачи» и т.д.

Главное, желание и фантазия.

Карточки мы печатаем на цветном принтере, ламинируем и упаковываем в коробочку с названием игры. Ребят я делю на команды по 4-6 человек, на каждую игру даётся определённое время, потом команды меняются играми. (Приложение 1).

Играя на уроках у ребят повышается интерес и учебная мотивация, происходит развитие логического и критического мышления, формируется позитивное отношение к обучению и возможность сотрудничать друг с другом.

Я считаю, что игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только они умеют делать трудное – лёгким, доступным, а скучное – интересным и весёлым, являясь при этом естественной для ребенка формой обучения.