Путешествие во времени (для начальной школы)
Цель: в игровой форме познакомить учащихся начальной школы с историей Зеленограда в годы Великой Отечественной войны, формировать уважение к подвигу советского народа и чувство патриотизма.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить с ключевыми событиями Великой Отечественной войны, связанными с обороной Москвы и районом Крюково;
- закрепить знания о военной технике, песнях, пословицах и поговорках, связанных с темой ВОВ (адаптированных для младшего возраста).
- Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности и командный дух;
- развивать музыкальный слух, координацию движений и физическую активность;
- совершенствовать умение читать карту и ориентироваться на местности (территории школы).
- Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважения к ветеранам;
- формировать ценностное отношение к исторической памяти и подвигу советского народа;
- способствовать сплочению коллектива и укреплению дружеских отношений.
Актуальность: В год 80-летия Великой Победы важно рассказать детям о героизме советского народа, о подвиге их прадедов, которые сражались за мирное небо над головой. Зеленоград – город, выросший на месте кровопролитных боев, является живым памятником той страшной войны. Знакомство с историей города в формате квеста, с использованием игровых и творческих заданий, способствует формированию у детей чувства сопричастности к истории своей страны, уважения к ветеранам и гордости за свою Родину.
Участники: Класс делится на 2 команды. Жюри (2-3 человека – учителя, старшеклассники или родители). Волонтёры-помощники (на каждой станции).
Оборудование:
- маршрутные карты для каждой команды (с картинками-подсказками);
- пазлы с изображением танка Т-34 (крупные детали, 2 комплекта);
- кроссворды о Зеленограде в период ВОВ;
- музыкальный центр или ноутбук с колонками;
- подборка песен военных и послевоенных лет;
- карточки с пословицами и поговорками о войне (с картинками, разрезанные на части, крупные буквы, 2 комплекта);
- карточки с ребусами на военную тематику (с картинками, 2 комплекта);
- спортивный инвентарь (мячи, кегли, обручи, флажки);
- медали “Юный Герой”, “Юный Патриот” (или другие небольшие призы для всех участников);
- место для жюри;
- бумага, ручки для жюри;
- фразы, разрезанные на отдельные слова (крупные буквы, яркие цвета):
- “Отступать некуда, позади Москва”
- “Никто не забыт, ничто не забыто”
- Бейджи с названиями станций для волонтёров (с картинками).
Место проведения: территория школы (спортивная площадка, актовый зал, учебные кабинеты, школьный двор).
Ход квест-игры
1. Торжественное открытие “Машина Времени” (5 минут)
Ведущий: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие – путешествие во времени! Наша цель – узнать, каким был Зеленоград в годы Великой Отечественной войны, и как наши герои защищали Родину! Мы разделимся на две команды, и каждая из команд получит свою маршрутную карту. Будьте внимательны, дружны и смелы!”
Представление жюри (“Совет Ветеранов”). Объяснение правил игры в простой и понятной форме. Вручение маршрутных карт с картинками - подсказками.
2. Основная часть – “Путешествие во Времени” (30 минут)
Команды, ориентируясь по маршрутным картам, посещают станции и выполняют задания.
Станция 1: “Секретный Чертёж”
Волонтёр: “Приветствуем вас, юные инженеры! На этой станции вы должны собрать секретный чертёж – изображение легендарного танка Т-34! Танк – это мощная машина, которая помогла нашим солдатам победить врага!”.
Задание: Собрать пазл с изображением танка Т-34. Приложение 1.
Награда: первая команда получает часть фразы: “Отсту”, вторая «Никто».
Станция 2: “Шифровальщики”
Волонтёр: “Здравствуйте, юные разведчики! На этой станции вам предстоит расшифровать секретное послание! Разгадайте кроссворд, чтобы узнать больше о нашем городе в годы войны!”.
Задание: Разгадать кроссворд о Зеленограде в период Великой Отечественной войны. Приложение 2
- Как называется стремительное наступление войск на позиции противника с целью прорыва обороны? (Атака)
- Какой знак отличия вручался героям за проявленную доблесть и отвагу в боях? (Медаль)
- Как называлась деревня, в которой шли ожесточённые бои с 30 ноября по 8 декабря в 1941 году, на месте которой вырос современный Зеленоград? (Крюково)
- Какой город, расположенный недалеко от Зеленограда, стал главной целью немецко-фашистских захватчиков в 1941 году? (Москва)
- Какая мощная боевая машина использовалась в боях под Москвой, прорывая оборону врага? (Танк)
- Какое качество отличало советских солдат, идущих в бой против превосходящих сил противника? (Смелость)
- Какую весточку, сложенную треугольником, отправляли солдаты с фронта, чтобы успокоить и поддержать своих родных? (Письмо)
- Что воины защищали ценой своей жизни, отстояв мирное небо над нашей землёй? (Родина)
- Кто совершает подвиги, проявляя исключительное мужество и самоотверженность во имя защиты Родины? (Герой)
- Какое стрелковое оружие было основным у советского солдата в годы Великой Отечественной войны? (Винтовка)
- Какой праздник, ознаменовавший окончание Великой Отечественной войны 9 мая 1945 года, носит название парка в Зеленограде? (Победа)
- Кем был Николай Иванович Полагушин - Герой Советского Союза в годы ВОВ, в честь, которого названа улица в городе Зеленограде? (Лётчик)
- Как называется мемориальный комплекс, памятник защитникам Москвы, братская могила и архитектурный комплекс в Зеленограде? (Штыки)
- Кто является главным защитником своей страны, готовым отдать жизнь за Родину? (Солдат)
- Что горит вечно у памятников героям, символизируя память о павших? (Огонь)
Награда: Часть фразы: “пать не,” и «не за».
Станция 3: “Музыкальный Привал”
Волонтёр: “Добро пожаловать на привал, юные солдаты! Здесь вы сможете отдохнуть и послушать песни, которые помогали нашим бойцам поднимать боевой дух! Угадайте, что за песня звучит!”.
Задание: Угадать песни военных лет по коротким отрывкам («День Победы», «Священная война», «В землянке», «У деревни Крюково», «Катюша»).
Награда: Часть фразы: “куда” и «быт».
Станция 4: “Народная Мудрость”
Волонтёр: “Здравствуйте, юные мудрецы! На этой станции вы узнаете о мудрости, которая помогала нашим солдатам в трудные времена! Соберите пословицы и разгадайте ребусы!”. Приложение 3
Задание: собрать разрезанные на части пословицы и поговорки о войне, разгадать ребусы и загадки на военную тематику.
Примеры пословиц:
- Во время войны и стены имеют уши.
- Один в поле не воин.
- Жизнь дана на смелые дела.
- Заповедь военного дела: двигайся скрытно и умело.
- Болтун - находка для шпиона.
- Болтуны и шептуны вредны.
- Болтовня может стоить жизни.
Примеры загадок:
Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи! (Танкист)Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну! (Военный летник, пилот)Был ранен молодой солдат
На поле утром рано.
А он забрал его в санбат
И обработал раны.
Извлек из тела смельчака
Опасные осколки.
Была тверда его рука:
"Живи, братишка, долго!" (Военврач)Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно. (Герой)«Девушка» ходит,
Песню заводит,
Враг услышит —
Сразу не дышит. (Катюша)
Награда: Часть фразы: “Москва!” и «ничто».
Станция 5: “Полоса Препятствий”
Волонтер: “Здравствуйте, юные спортсмены! На этой станции вам предстоит пройти настоящую полосу препятствий, чтобы доказать свою ловкость и силу! Покажите, что вы готовы защищать свою Родину!”.
Задание: Выполнение спортивных заданий, адаптированных для девочек и мальчиков.
Для мальчиков: “Перенеси боеприпасы” (бег с мешочком на голове), “Меткий стрелок” (метание мячей в цель), “Разминируй поле” (бег змейкой между кеглями).
Для девочек: “Санитарка” (перевязка раненого), “Доставь донесение” (прыжки на скакалке, бег с флажком), “Построй укрепление” (из обручей и кеглей).
Награда: После успешного выполнения заданий команда получает часть фразы: “позади” и «не забыто».
3. Торжественное Закрытие “Память Народа” (5 минут)
Команды собираются в актовом зале или на спортивной площадке.
Ведущий: “Наше путешествие во времени подошло к концу! Вы все отлично справились с заданиями и доказали, что знаете и помните историю нашего города! А теперь давайте посмотрим, что же вы узнали сегодня!”.
Команды представляют собранные фразы:
- Команда 1: “Отступать некуда, позади Москва!”
- Команда 2: “Никто не забыт, ничто не забыто!”
Жюри подводит итоги и объявляет победителей (но награждаются все участники!).
Ведущий: “Спасибо вам, ребята, за участие в нашем квесте! Помните о подвиге наших дедов и прадедов, рассказывайте о них своим друзьям и близким! Наш город Зеленоград – это Город Героев, и мы должны гордиться своей историей!”.
Вручение медалей “Юный Герой” или “Юный Патриот” всем участникам.
В завершение можно исполнить песню о войне или прочитать стихи.
Рекомендации: задания должны быть интересными и понятными для детей младшего школьного возраста. Используйте красочные картинки, яркие плакаты и весёлую музыку, чтобы создать праздничную атмосферу. Поощряйте активность и взаимопомощь в командах. Обязательно расскажите детям о значимости каждого задания и о том, как оно связано с историей Великой Отечественной войны. После окончания квеста можно провести небольшую викторину или конкурс рисунков на тему “Зеленоград - Город Героев”. Эта квест-игра поможет ученикам начальной школы в увлекательной форме познакомиться с историей Зеленограда в годы Великой Отечественной войны, привить им чувство патриотизма и уважения к героям Победы. Она станет ярким и запоминающимся событием, посвящённым 80-летию Великой Победы!