Квест-игра "Зеленоград – живой памятник Победы!" ко Дню Великой Победы!

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Использование ребусов в учебной деятельности

Классы: 3, 4

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Квест-игра для дошкольников


Путешествие во времени (для начальной школы)

Цель: в игровой форме познакомить учащихся начальной школы с историей Зеленограда в годы Великой Отечественной войны, формировать уважение к подвигу советского народа и чувство патриотизма.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с ключевыми событиями Великой Отечественной войны, связанными с обороной Москвы и районом Крюково;
    • закрепить знания о военной технике, песнях, пословицах и поговорках, связанных с темой ВОВ (адаптированных для младшего возраста).
  • Развивающие:
    • развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности и командный дух;
    • развивать музыкальный слух, координацию движений и физическую активность;
    • совершенствовать умение читать карту и ориентироваться на местности (территории школы).
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважения к ветеранам;
    • формировать ценностное отношение к исторической памяти и подвигу советского народа;
    • способствовать сплочению коллектива и укреплению дружеских отношений.

Актуальность: В год 80-летия Великой Победы важно рассказать детям о героизме советского народа, о подвиге их прадедов, которые сражались за мирное небо над головой. Зеленоград – город, выросший на месте кровопролитных боев, является живым памятником той страшной войны. Знакомство с историей города в формате квеста, с использованием игровых и творческих заданий, способствует формированию у детей чувства сопричастности к истории своей страны, уважения к ветеранам и гордости за свою Родину.

Участники: Класс делится на 2 команды. Жюри (2-3 человека – учителя, старшеклассники или родители). Волонтёры-помощники (на каждой станции).

Оборудование:

  • маршрутные карты для каждой команды (с картинками-подсказками);
  • пазлы с изображением танка Т-34 (крупные детали, 2 комплекта);
  • кроссворды о Зеленограде в период ВОВ;
  • музыкальный центр или ноутбук с колонками;
  • подборка песен военных и послевоенных лет;
  • карточки с пословицами и поговорками о войне (с картинками, разрезанные на части, крупные буквы, 2 комплекта);
  • карточки с ребусами на военную тематику (с картинками, 2 комплекта);
  • спортивный инвентарь (мячи, кегли, обручи, флажки);
  • медали “Юный Герой”, “Юный Патриот” (или другие небольшие призы для всех участников);
  • место для жюри;
  • бумага, ручки для жюри;
  • фразы, разрезанные на отдельные слова (крупные буквы, яркие цвета):
    • “Отступать некуда, позади Москва”
    • “Никто не забыт, ничто не забыто”
  • Бейджи с названиями станций для волонтёров (с картинками).

Место проведения: территория школы (спортивная площадка, актовый зал, учебные кабинеты, школьный двор).

Ход квест-игры

1. Торжественное открытие “Машина Времени” (5 минут)

Ведущий: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие – путешествие во времени! Наша цель – узнать, каким был Зеленоград в годы Великой Отечественной войны, и как наши герои защищали Родину! Мы разделимся на две команды, и каждая из команд получит свою маршрутную карту. Будьте внимательны, дружны и смелы!”

Представление жюри (“Совет Ветеранов”). Объяснение правил игры в простой и понятной форме. Вручение маршрутных карт с картинками - подсказками.

2. Основная часть – “Путешествие во Времени” (30 минут)

Команды, ориентируясь по маршрутным картам, посещают станции и выполняют задания.

Станция 1: “Секретный Чертёж”

Волонтёр: “Приветствуем вас, юные инженеры! На этой станции вы должны собрать секретный чертёж – изображение легендарного танка Т-34! Танк – это мощная машина, которая помогла нашим солдатам победить врага!”.

Задание: Собрать пазл с изображением танка Т-34. Приложение 1.

Награда: первая команда получает часть фразы: “Отсту”, вторая «Никто».

Станция 2: “Шифровальщики”

Волонтёр: “Здравствуйте, юные разведчики! На этой станции вам предстоит расшифровать секретное послание! Разгадайте кроссворд, чтобы узнать больше о нашем городе в годы войны!”.

Задание: Разгадать кроссворд о Зеленограде в период Великой Отечественной войны. Приложение 2

  1. Как называется стремительное наступление войск на позиции противника с целью прорыва обороны? (Атака)
  2. Какой знак отличия вручался героям за проявленную доблесть и отвагу в боях? (Медаль)
  3. Как называлась деревня, в которой шли ожесточённые бои с 30 ноября по 8 декабря в 1941 году, на месте которой вырос современный Зеленоград? (Крюково)
  4. Какой город, расположенный недалеко от Зеленограда, стал главной целью немецко-фашистских захватчиков в 1941 году? (Москва)
  5. Какая мощная боевая машина использовалась в боях под Москвой, прорывая оборону врага? (Танк)
  6. Какое качество отличало советских солдат, идущих в бой против превосходящих сил противника? (Смелость)
  7. Какую весточку, сложенную треугольником, отправляли солдаты с фронта, чтобы успокоить и поддержать своих родных? (Письмо)
  8. Что воины защищали ценой своей жизни, отстояв мирное небо над нашей землёй? (Родина)
  9. Кто совершает подвиги, проявляя исключительное мужество и самоотверженность во имя защиты Родины? (Герой)
  10. Какое стрелковое оружие было основным у советского солдата в годы Великой Отечественной войны? (Винтовка)
  11. Какой праздник, ознаменовавший окончание Великой Отечественной войны 9 мая 1945 года, носит название парка в Зеленограде? (Победа)
  12. Кем был Николай Иванович Полагушин - Герой Советского Союза в годы ВОВ, в честь, которого названа улица в городе Зеленограде? (Лётчик)
  13. Как называется мемориальный комплекс, памятник защитникам Москвы, братская могила и архитектурный комплекс в Зеленограде? (Штыки)
  14. Кто является главным защитником своей страны, готовым отдать жизнь за Родину? (Солдат)
  15. Что горит вечно у памятников героям, символизируя память о павших? (Огонь)

Награда: Часть фразы: “пать не,” и «не за».

Станция 3: “Музыкальный Привал”

Волонтёр: “Добро пожаловать на привал, юные солдаты! Здесь вы сможете отдохнуть и послушать песни, которые помогали нашим бойцам поднимать боевой дух! Угадайте, что за песня звучит!”.

Задание: Угадать песни военных лет по коротким отрывкам («День Победы», «Священная война», «В землянке», «У деревни Крюково», «Катюша»).

Награда: Часть фразы: “куда” и «быт».

Станция 4: “Народная Мудрость”

Волонтёр: “Здравствуйте, юные мудрецы! На этой станции вы узнаете о мудрости, которая помогала нашим солдатам в трудные времена! Соберите пословицы и разгадайте ребусы!”. Приложение 3

Задание: собрать разрезанные на части пословицы и поговорки о войне, разгадать ребусы и загадки на военную тематику.

Примеры пословиц:

  • Во время войны и стены имеют уши.
  • Один в поле не воин.
  • Жизнь дана на смелые дела.
  • Заповедь военного дела: двигайся скрытно и умело.
  • Болтун - находка для шпиона.
  • Болтуны и шептуны вредны.
  • Болтовня может стоить жизни.

Примеры загадок:

Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи! (Танкист)

Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну! (Военный летник, пилот)

Был ранен молодой солдат
На поле утром рано.
А он забрал его в санбат
И обработал раны.
Извлек из тела смельчака
Опасные осколки.
Была тверда его рука:
"Живи, братишка, долго!" (Военврач)

Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно. (Герой)

«Девушка» ходит,
Песню заводит,
Враг услышит —
Сразу не дышит. (Катюша)

Награда: Часть фразы: “Москва!” и «ничто».

Станция 5: “Полоса Препятствий”

Волонтер: “Здравствуйте, юные спортсмены! На этой станции вам предстоит пройти настоящую полосу препятствий, чтобы доказать свою ловкость и силу! Покажите, что вы готовы защищать свою Родину!”.

Задание: Выполнение спортивных заданий, адаптированных для девочек и мальчиков.

Для мальчиков: “Перенеси боеприпасы” (бег с мешочком на голове), “Меткий стрелок” (метание мячей в цель), “Разминируй поле” (бег змейкой между кеглями).

Для девочек: “Санитарка” (перевязка раненого), “Доставь донесение” (прыжки на скакалке, бег с флажком), “Построй укрепление” (из обручей и кеглей).

Награда: После успешного выполнения заданий команда получает часть фразы: “позади” и «не забыто».

3. Торжественное Закрытие “Память Народа” (5 минут)

Команды собираются в актовом зале или на спортивной площадке.

Ведущий: “Наше путешествие во времени подошло к концу! Вы все отлично справились с заданиями и доказали, что знаете и помните историю нашего города! А теперь давайте посмотрим, что же вы узнали сегодня!”.

Команды представляют собранные фразы:

  • Команда 1: “Отступать некуда, позади Москва!”
  • Команда 2: “Никто не забыт, ничто не забыто!”

Жюри подводит итоги и объявляет победителей (но награждаются все участники!).

Ведущий: “Спасибо вам, ребята, за участие в нашем квесте! Помните о подвиге наших дедов и прадедов, рассказывайте о них своим друзьям и близким! Наш город Зеленоград – это Город Героев, и мы должны гордиться своей историей!”.

Вручение медалей “Юный Герой” или “Юный Патриот” всем участникам.

В завершение можно исполнить песню о войне или прочитать стихи.

Рекомендации: задания должны быть интересными и понятными для детей младшего школьного возраста. Используйте красочные картинки, яркие плакаты и весёлую музыку, чтобы создать праздничную атмосферу. Поощряйте активность и взаимопомощь в командах. Обязательно расскажите детям о значимости каждого задания и о том, как оно связано с историей Великой Отечественной войны. После окончания квеста можно провести небольшую викторину или конкурс рисунков на тему “Зеленоград - Город Героев”. Эта квест-игра поможет ученикам начальной школы в увлекательной форме познакомиться с историей Зеленограда в годы Великой Отечественной войны, привить им чувство патриотизма и уважения к героям Победы. Она станет ярким и запоминающимся событием, посвящённым 80-летию Великой Победы!