Пояснительная записка
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Ожидаемые результаты:
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные:
- коллективные – родительские собрания.
- индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
- наглядно-информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
- информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);
- досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями ( выставки поделок и рисунков)
- познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
- информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
- информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Проектная часть
Тип проекта: краткосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный.
Цель проекта:
- поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества с родителями, как условие позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.
- развитие технического творчества и формирование научно-технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
- усиления взаимодействия детского сада и семьи, повышение уровня информированности родителей (законных представителей) о деятельности учреждения, через разные формы работы (оздоровительной направленности, технической направленности).
- Вовлечение родителей о воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.
Задачи проекта:
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, используя разные формы работы;
- систематизировать и актуализировать опыт работы педагогов с семьёй, выявить эффективные формы работы;
- изучить новые формы работы с семьёй;
- активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
- реализовать разработанный проект в образовательной практике в дошкольном образовательном учреждении.
- повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
- внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Этапы реализации проекта
| Этапы | Действия воспитателей |
1 этап. Подготовительный |
Определение темы проекта, оповещение родителей |
2 этап. Аналитический |
Определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий |
3 этап. Практический |
Реализация запланированной работы: |
4 этап. Заключительный |
Анализ достижений проекта, наличие все запланированных продуктов проекта (презентация, анкета для родителей, альбомы «Делимся семейным опытом», фотовыставка), наличие методических разработок (папка-передвижка) |
Перспективный план работы с родителями
| Месяц | Мероприятие |
Ответственные |
Август |
-Оформление стендов и другой наглядной агитации |
Воспитатели |
2 неделя |
-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста» |
Воспитатели |
Формы проведения мероприятий:
- родительские собрания
- папки-передвижки
- выставки творческих работ детей и родителей
- фотовыставки
- консультации
- мастер-классы
- проведение развлекательных мероприятий с родителями
- индивидуальные беседы
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Анализ анкетирования родителей по теме «Выявление образовательных запросов родителей»
В анкетировании, которое проводилось в октябре 2016 года, приняли участие родители 22-х детей из группы №6. Им было предложено 7 вопросов с вариантами ответов, некоторые вопросы были направлены на высказывание своего мнения.
1. В первых двух пунктах анкеты было необходимо указать данные ребенка.
2. В третьем пункте анкеты родители указали, на что, по их мнению, должно быть направлено воспитание и образование ребенка в детском саду.
- 60 % родителей ответило – на общее развитие;
- 2 % - на физическое развитие;
- 25 % родителей выбрало подготовку к школе;
- развитие художественно-эстетического вкуса, речевое развитие, формирование навыков безопасного поведения, приобщение к русской национальной культуре – 3%;
- воспитание экологической культуры – 10 %;
3.
- 20 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок посещал танцевальный кружок
- 25 % родителей ответили – театральная студия
- 28 % - музыкальную школу
- 27 % - спортивную секцию
4.
- 21 % родителей интересует развитие речи ребёнка Вашего возраста
- 25 % родителей интересует такая тема, как подготовить ребёнка к школе,
- 54% - что должен уметь ребенок этого возраста.
5. На вопрос «Что бы Вы хотели изменить в жизни детского сада» родители ответили следующим образом:
- 20% - родителей интересует возможность свободного посещения;
- 40 %. – не имеют вопросов
- 75 % родителей хотели бы проконсультироваться у учителя-логопеда,
- 20 % - у медицинской сестры,
- 5 % - у музыкального руководителя.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: родители заинтересованы во всестороннем развитии своих детей, но не все владеют информацией о кружках в полной мере. Родители нуждаются в консультациях специалистов, чтобы определиться с выбором направлений дополнительного образования.