Проект совместной деятельности воспитателей и родителей "Вместе дружная семья – детский сад, родители и я"

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


Пояснительная записка

Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть  авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
  2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Ожидаемые результаты:

  • Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
  • Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
  • Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные:

  • коллективные – родительские собрания.
  • индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
  • наглядно-информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

Нетрадиционные:

  • информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);
  • досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями ( выставки поделок и рисунков)
  • познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
  • информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
  • информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Тип проекта: краткосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный.

Цель проекта:

  • поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества с родителями, как условие позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.
  • развитие технического творчества и формирование научно-технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
  • усиления взаимодействия детского сада и семьи, повышение уровня информированности родителей (законных представителей) о деятельности учреждения, через разные формы работы (оздоровительной направленности, технической направленности).
  • Вовлечение родителей о воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Задачи проекта:

  • привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, используя разные формы работы;
  • систематизировать и актуализировать опыт работы педагогов с семьёй, выявить эффективные формы работы;
  • изучить новые формы работы с семьёй;
  • активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
  • реализовать разработанный проект в образовательной практике в дошкольном образовательном учреждении.
  • повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
  • внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Этапы реализации проекта

Этапы

Действия воспитателей

1 этап. Подготовительный

Определение темы проекта, оповещение родителей

2 этап. Аналитический

Определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий

3 этап. Практический

Реализация запланированной работы:
-Оформление стендов и другой наглядной агитации
-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ
-Сбор сведений о родителях (обновление)
-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»
-Фотовыставка «Как я провел лето»
- Обновление родительского уголка.
-Альбом «Делимся семейным опытом»
- Пополнение игровым материалом РППС

4 этап. Заключительный

Анализ достижений проекта, наличие все запланированных продуктов проекта (презентация, анкета для родителей, альбомы «Делимся семейным опытом», фотовыставка), наличие методических разработок (папка-передвижка)

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Август
1 неделя

-Оформление стендов и другой наглядной агитации
-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ
-Сбор сведений о родителях (обновление)

Воспитатели

2 неделя

-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»
-Фотовыставка «Как я провел лето»
- Обновление родительского уголка.
-Альбом «Делимся семейным опытом»
- Пополнение игровым материалом РППС

Воспитатели

Формы проведения мероприятий:

  • родительские собрания
  • папки-передвижки
  • выставки творческих работ детей и родителей
  • фотовыставки
  • консультации
  • мастер-классы
  • проведение развлекательных мероприятий с родителями
  • индивидуальные беседы

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.  Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Анализ анкетирования родителей по теме «Выявление образовательных запросов родителей»

В анкетировании, которое проводилось в октябре 2016 года, приняли участие родители 22-х детей из группы №6. Им было предложено 7 вопросов с вариантами ответов, некоторые вопросы были направлены на высказывание своего мнения.

1. В первых двух пунктах анкеты было необходимо указать данные ребенка.

2. В третьем пункте анкеты родители указали, на что, по их мнению, должно быть направлено воспитание и образование ребенка в детском саду.

  • 60 % родителей ответило – на общее развитие;
  • 2 % - на физическое развитие;
  • 25 % родителей выбрало подготовку к школе;
  • развитие художественно-эстетического вкуса, речевое развитие, формирование навыков безопасного поведения, приобщение к русской национальной культуре – 3%;
  • воспитание экологической культуры – 10 %;

3.

  • 20 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок посещал танцевальный кружок
  • 25 % родителей ответили – театральная студия
  • 28 % - музыкальную школу
  • 27 % - спортивную секцию

4.

  • 21 % родителей интересует развитие речи ребёнка Вашего возраста
  • 25 % родителей интересует такая тема, как подготовить ребёнка к школе,
  • 54% - что должен уметь ребенок этого возраста.

5. На вопрос «Что бы Вы хотели изменить в жизни детского сада» родители ответили следующим образом:

  • 20% - родителей интересует возможность свободного посещения;
  • 40 %. – не имеют вопросов
  • 75 % родителей хотели бы проконсультироваться у учителя-логопеда,
  • 20 % - у медицинской сестры,
  • 5 % - у музыкального руководителя.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: родители заинтересованы во всестороннем развитии своих детей, но не все владеют информацией о кружках в полной мере. Родители нуждаются в консультациях специалистов, чтобы определиться с выбором направлений дополнительного образования.

Приложение