Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах «Воздух и его свойства»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, старшая группа


Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе простого эксперимента и делать выводы.

Задачи:

  • уточнить понятие детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ;
  • расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
  • сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе;
  • уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание;
  • развивать у детей познавательные способности, обогащать словарный запас, прививать интерес и любознательность, поощрять детскую инициативу;
  • активизировать словарь по теме; способствовать развитию связной речи детей.

Оборудование и материал: веер, таз с водой, два стакана (один с чистой водой, другой с газированной), небольшие кусочки пластилина, бутылочка с воздухом, на которую надет воздушный шарик; две ванночки с тёплой и холодной водой, стакан с прикреплённым пластилином к его дну листочком бумаги; воздушные шары; игра «Мыльные пузыри».

Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о значении дыхания в жизни человека, о том, как человек использует воздух.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы сегодня собрались с вами на необычное занятие: на занятие - эксперимент. Прислушайтесь к себе и подумайте, а что мы постоянно делаем, даже когда спим, едим, разговариваем, играем?

Ответ: Дышим.

Воспитатель: Чем дышим?

Ответ детей: Воздухом.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о свойствах воздуха. Как вы думаете, вокруг нас есть воздух? Его можно увидеть? Потрогать?

Ответы детей: Вывод: воздух невидим, прозрачен, неосязаем.

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках находится обычный полиэтиленовый пакет. Кто мне скажет, что можно мне с ним сделать, чтобы доказать, что вокруг нас есть воздух?

Ответы детей: Нужно открыть пакет, встряхнуть его сильно и резко, давая воздуху возможность наполнить его, а потом сразу закрутить края пакета. Пакет раздуется, потому что он наполнен воздухом.

Опыт №1. Проводится опыт по наполнению пакетов воздухом. (Детям раздать полиэтиленовые пакеты).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух может двигаться? Как это можно доказать?

Ответ: С помощью веера.

Опыт №2. Проводится опыт с использованием вееров. (Дети заранее сделали каждый себе веер из бумаги). Педагог машет веером около лица, дети повторяют за ним бумажными веерами, чтобы почувствовать движение воздуха.

Воспитатель: Воздух «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером. Как вы думаете, как человек использовал эту способность воздуха двигаться?

Ответы детей: Ветер надувает парус; мельница крутится благодаря ветру; флюгер на крыше; игрушечные вертушки.

Воспитатель: А ещё воздух имеет способность нагреваться и охлаждаться. Мы с вами можем это почувствовать. Летом воздух на улице очень тёплый, а зимой – холодный. Когда воздух нагревается, он способен расширяться, то есть занимать больше места. Когда воздух охлаждается, он сжимается, то есть занимает меньше места.

Опыт №3. У нас с вами есть две бутылки из-под воды, которую вы пьёте каждый день. Одна бутылка стоит в группе, а другую для эксперимента мы вчера с вами поставили в холодильник. Давайте теперь рассмотрим эти бутылки и определим отличия.

Ответы детей: Вывод: та бутылка, что находилась в группе, не изменилась, а та бутылка, что лежала в холодильнике - деформировалась. Произошло это потому, что воздух охладился и сжался, изменив форму бутылки.

Воспитатель: А вот если сейчас мы с вами эту бутылку нагреем, то соответственно, нагреется и воздух в бутылке, ему станет тесно, он будет выходить. Давайте это докажем.

Опыт № 4. Проводится опыт по нагреванию бутылки из холодильника, с предварительно надетым на её горлышко воздушным шариком. Поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

Ответы детей: Шарик начинает надуваться, потому что газ в нём согревается и расширяется, воздуху становится в шарике тесно. При нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель: Это свойство воздуха используют при поднятии воздушного шара вверх. Когда его нагревают – поднимается вверх, охлаждают – шар начинает опускаться вниз.

Ребята, а вы любите фокусы? Знания о свойствах воздуха позволяют людям своими руками творить чудеса. Сейчас такими волшебниками будем и мы с вами.

Опыт № 5. На дно стакана прикрепить кусочком пластилина небольшой лист бумаги или бумажной салфетки. Перевернуть стакан вверх дном и осторожно погрузить его в воду (таз с водой). Затем поднять стакан и сухой рукой достать лист бумаги или салфетки. Лист бумаги остался сухим.

Ответы детей:

Вывод: Салфетка сухая: в банке был воздух, он и не пустил в неё воду.

Воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить салфетку. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.

Воспитатель: Скажите, друзья, а вы любите лимонад и газированную воду? А что в этой воде такого необычного? А откуда в ней берутся пузырьки? Да, это воздух. Сейчас мы с вами проведём необычный опыт. Назовём его «Пузырьки - спасатели».

Опыт № 6. «Пузырьки-спасатели». Проводится опыт с кусочками пластилина – в стакане с простой водой, затем с водой газированной.

На три четверти наполнить стаканы газированной водой и простой и сразу же бросить в них одновременно пять маленьких кусочков пластилина. Кусочки пластилина должны быть величиной с рисовые зёрнышки, то есть маленькие. Подождать немного и понаблюдать.

Воспитатель: Кусочки пластилина поднимаются к поверхности обычной воды и плавают сверху.

В стакане с газированной водой на пластилине, как вы видите, образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Газированная вода содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики, которые уменьшают вес пластилина настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, углекислый газ смешивается с окружающим воздухом, а пластилиновые шарики снова идут ко дну, где к ним снова прилипает большое количество пузырьков.

Какой вывод из этих наблюдений мы можем сделать? Как люди используют это свойство воздуха?

Ответы детей: Вывод: воздух легче воды. Поэтому используют на воде надувные круги и матрасы, надувные лодки и т.д.

Подведение итогов познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатель: На занятии мы провели с вами очень интересную работу: мы узнали, что такое воздух и его основные свойства. Узнали, что воздух прозрачный, невидимый, неосязаемый. Что он сжимается при охлаждении и расширяется при нагревании и что воздух легче воды.

А ещё, ребята, воздух поможет нам поиграть.

Дети надувают мыльные пузыри.

Воспитатель: Пока это только трубочки и жидкое мыло, а что надо сделать, чтобы появились красивые пузыри? Конечно, подуть в трубочку.

Сюрпризный момент: детям раздаются надувные воздушные шарики, под музыку они играют с ними.

Конец занятия.