Формирование эмоционального интеллекта школьника тема не новая. Но, безусловно, актуальная. Эмоциональный интеллект нужен для разных сфер жизни. Он помогает лучше понимать себя и свои потребности, управлять эмоциями, избегать негативных мыслей и позитивнее относиться к происходящему, а также лучше понимать и поддерживать близких. Повышает продуктивность и креативность на работе, а также помогает решать сложные задачи и принимать решения. Человек учится эффективно общаться с клиентами, коллегами и начальством, устанавливать и поддерживать деловые контакты. Навык эмоционального интеллекта помогает стать дружелюбнее и общительнее, уважать и ценить разнообразие людей и культур. Управление эмоциями снижает уровень стресса, предотвращает эмоциональное истощение и даже повышает уровень счастья.
Сегодня на просторах интранета можно найти множество программ для детей разных возрастов по его формированию. Ниже предложена абсолютно авторское видение решение проблемы. Программа основана на идеях сказкотерапии и арт-терапии. Таким образом, предусматривая и дефицит развития воображения у современных детей, и возможность его развития.
Эмоциональный интеллект наравне с ментальным и социальным является ключевой составляющие полноценного развития человека. Наиболее продуктивно он формируется в начальной школе. Как правило, бывает достаточно педагогического воздействия (взаимодействие с родителями и педагогами). Но есть и трудные случаи формирования эмоционального интеллекта. К ним можно отнести детей с ОВЗ, с нарушением поведения, тревожных детей. Таким образом, программу ФЭИ «Баланс» можно использовать для работы со всеми вышеперечисленными группами.
Программа по формирования эмоционального интеллекта «Баланс» актуальная для тревожных детей (в том числе выявленных по результатам социально-психологического тестирования). Тревожный ребёнок в кризисной ситуации в силу своих личностных особенностей менее стрессоустойчив и может неконструктивно действовать в кризисной ситуации. Эмоциональный интеллект – мощная поддержка в этой ситуации.
Основная идея такова: умение распознавать и контролировать свои чувства и эмоции поможет подростку преодолеть кризисную ситуацию. Ребёнок (любой человек), осознавая эмоции, которые он испытывает в кризисной ситуации, понимая их происхождение, тенденции развития и пути выхода (если необходимо), сможет справиться с любой ситуацией.
Основные понятия
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции https://trends.rbc.ru/trends/education/5ed67acf9a79470d60d8af28?from=copy
Метафорические ассоциативные карты (сокращённо — МАК) — это наборы картинок с яркими изображениями людей, животных, пейзажей и ситуаций, с помощью которых можно глубже погрузиться в бессознательное и помочь человеку распознать свои проблемы и переживания, получить ответы на важные вопросы, разобраться со своими мечтами и страхами и понять, что делать дальше.
Внешне МАК напоминают игральные и гадальные карты, но это рабочий инструмент психотерапевта.
Татьяна Щеглова, Что такое метафорические ассоциативные карты, https://skillbox.ru/media/growth/metaphorical-associative-cards/
Содержание программы
Программа состоит из трёх блоков. Каждую можно использовать отдельно, без связи с другими. В целом внутри каждого блока можно чувствовать себя свободно: выбирать нужные занятия, объединять по своему усмотрению, проводить столько занятий, сколько потребуется.
- Первый блок - диагностический - состоит из входной диагностики, промежуточной и заключительной. Однако проективный материал, который используется во время работы, может быть использован в коррекционно-развивающей работе.
- Второй блок – профилактический - сдержит сказки и притчи для формирования эмоционального интеллекта.
- Третий блок – коррекционный - картинки (ассоциативные карты) разного содержания: с текстом и без.
Цель: формирование эмоционального интеллекта.
Задачи: знакомство с чувствами и эмоциями людей, механизмом их формирования; получение знаний о формировании, происхождении эмоций, способами их контроля.
Организационные условия:
- Количество и возраст учащихся: учащиеся 6-9 и 10-14 лет.
- Форма организации: групповая, индивидуальная.
- Регулярность и продолжительность занятий: занятия могут длиться от 20 до 40 минут (в зависимости от ситуации, возраста и особенностей учащегося//группы).
- Продолжительность программы (количество занятий):
- минимальное количество занятий// максимальное количество занятий:
- диагностический блок: 3 занятия,
- профилактический блок: 1//21 занятие,
- коррекционный блок:1/20 занятий.
- Критерии оценки эффективности: при прохождении итоговой диагностики фиксируется стойкий навык распознавания эмоций.
Тематическое планирование
| № | Тема раздела, занятия |
Кол-во часов |
|
1. |
Диагностический блок. |
||
|
Входная диагностика. |
1 |
- Для обучающихся начальной школы проективный тест на тревожность (Приложение 1) |
|
Качественный анализ (выявление проблемы) |
1-2 |
- МАК «Детство» для начальной школы |
|
Промежуточная диагностика |
1 |
МАК «Природа» (Приложение 2) |
|
Итоговая диагностика |
1 |
МАК «Природа» |
2. |
Профилактический блок |
||
|
Профилактическая психолого-педагогическая программа по формированию эмоционального интеллекта «Эмоции. Сказки и притчи» |
21 картинка-занятие |
Может быть использована для развития и формирования эмоционального интеллекта в начальной школе и младших подростков. Для индивидуальной или групповой работы (Приложение 3) |
3. |
Коррекционно-развивающий блок |
||
|
Программа коррекционно-развивающая «Баланс» |
20 картинок с притчами, |
|
Инструкция: посмотрите все картинки и разделите их на три группы:
- нравится;
- не нравится;
- всё равно.
Далее рассматриваем только группу «не нравится». Должно быть не более 10 картинок. Если больше, выбрать 10. Каждую обсудить: что изображено, что не нравится. Это позволяет выявить проблему (круг проблем).