Ключевой составляющей изучения истории является работа с историческими источниками. Наиболее информативными и доступными в контексте проведения урока считаются письменные исторические источники. Использование их на уроках позволяет ученикам глубже погрузиться в изучение прошлого, развить критическое мышление и сформировать представление о достоверности фактов. Возникает проблема методики работы с историческими источниками. Возможно ли выработать универсальный метод, отвечающий требованиям школьного урока.
Цель: анализ методов работы с письменными источниками на уроках истории.
Пушкарев Л.Н. предлагает классифицировать письменные источники на два вида: делопроизводственные и повествовательные [1]. Делопроизводственные источники делятся на четыре подвида: картографические, статистические, актовые, канцелярские; и повествовательные – также на четыре подвида: личные, художественные, исторические и научные. Учитывая применение системно-деятельностного подхода целесообразно сместить акценты с объяснительно-репродуктивного обучения, где исторический источник является лишь вспомогательным средством при работе с учебником, на предметную деятельность – а это уже самостоятельное извлечение исторических фактов из текста источника. Таким образом возможна реализация системно-деятельностного подхода, формирование самостоятельности у обучающихся, развитие исследовательских навыков.
Методистами Ерохиной М.С. и Коротковой М.В. [2] составлена памятка работы с историческим документом. В ней поэтапно расписаны задачи, в которых необходимо определить следующее:
- Характер документа.
- Происхождение (время и место создания, язык, полноту).
- Основное содержание.
- Как автор оценивает документ, проявляет свои симпатии или антипатии.
- Какова компетентность автора (статус, образование).
- Достоверность (неточности, умышленное искажение).
- Что непонятного в источнике.
- Факты документа, которые подтверждаются другими источниками.
Работа с документом по Ерохиной М.С. и Коротковой М.В. отражает в большей степени внешнюю, а не внутреннюю сторону документа. В связи с чем целесообразно рассмотреть механизм работы с источником по методу Хохловой О.Н. [3] При работе с источником рекомендуется придерживаться следующей схемы:
- Анализ терминов и понятий, самостоятельное составление их определений.
- Нахождение «смысловых якорей» - суть текста.
- Задать и ответить на вопросы к источнику.
- На основе вопросов показать информативные возможности источника.
Изучив существующие методы работы с историческими источниками, делим работу на следующие этапы:
- Воспроизводящий - поверхностный анализ источника (название, автор, краткое содержание, основная мысль и определение понятий).
- Преобразующий (к документу формулируются вопросы, даются ответы к ним, определяются причины и последствия описанных в документе событий).
- Характеризующий (репрезентативность и полнота, позиция автора, точность и достоверность информации). Таким образом, постепенно усложняя анализ исторического источника, удается в полной мере проработать его, отвечая системно-деятельностному подходу.
Литература
- Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. – М.: Наука, 1975. – 282 с.
- Ерохина М.С., Короткова М.В. Уроки Клио: методическое пособие для учителя. – М.; МИРОС, 2000. – 64 с.
- Хохлова О.Н. Работа с историческим источником как этап подготовки учащихся к исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин. – Тверь, 2002. С. 51-61.