Методическая разработка по профориентации. Тема: "Овощевод"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: занятие по профориентации, старшие дошкольники


Форма проведения: игра-занятие.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование представлений о труде овощевода и посадки овощей.

Задачи:

  • Познавательные: уточнить и расширить знания детей о содержании труда овощевода, показать общественную значимость их труда. Формировать представление о внешнем виде семян. Научить правильно сажать семена томатов в лунку (предварительно замочив) и лука.
  • Развивающие: развивать экологическую эмпатию, продолжить развивать желание трудиться, проявлять к работе старание, аккуратность. Развивать исследовательские умения и мелкую моторику рук.
  • Воспитывающие: воспитывать уважение к труду овощевода, наблюдательность, желание трудиться.

Методические приёмы: беседа о профессии овощевода, рассматривание семян и иллюстрации, практическая деятельность.

Словарная работа: лунка, рассада, донце, грунт.

Предварительная работа: Беседы: «Что растёт в огороде», рассматривание иллюстраций «Работа овощевода». Загадки об овощах. Дидактическая игра «Вершки и корешки», «Узнай растения по ботве». Чтение С.В.Михалкова «А что у вас?»

Материал: Семена овощей и картинки к ним, Презентация «работа овощевода», иллюстрации сортов томатов и лука, замоченные семена томатов, лука, лука - севка, ящик с землёй, торфяные горшочки подписанные, дневник наблюдений, фломастер, плёнка, лейки.

Проведение мероприятия

Подготовительный этап

Цель занятия определена планом работы по профориентации с дошкольниками в соответствии с лексическими темами, ориентированное соответствии индивидуальных и физиологических особенностей детей. Весной начинаются посадка рассады для выращивания овощей, поэтому проводится ознакомление с этой профессией.

В течении недели провести беседы: «Что растёт в огороде», «Работа овощевода». Загадки об овощах. Дидактическая игра «Вершки и корешки», «Узнай растения по ботве». Чтение С.В.Михалкова «А что у вас?» (приложение №1)

Детям предложены материала дневники наблюдений за ростом растений, алгоритм посадки растений, иллюстрации по ознакомлению сортов томатов и лука (приложение №2).

На столе стоят горшочки торфяные для посадки томатов и ящик с землёй для посадки лука-севка и луковиц. Семена томатов предварительно замоченные. Вода для полива и плёнка для создания парникового эффекта. (молодые всходы должны содержаться при высокой влажности, поэтому не надо сразу снимать плёнку с рассады, её снимают после появления первых всходов на 3-4 день) Компьютер с презентацией «Посадка растений»

Основной этап

На данном занятии решаются принципы интеграции образовательных областей социально-коммуникативное развитие, дети свободно ведут диалог друг с другом и взрослым, трудятся сообща.

Речевое: диалогическая речь, знакомство с новыми словами рассада, лунка, грунт.

Познавательное развитие: дети продолжают знакомиться с профессией овощевода и приёмами посадки растений, у детей появляется интерес к исследовательской деятельности и желание продолжение наблюдения за ростом и уходом за растениями в дальнейшем.

Структура занятия построена на поддержании интереса детей.

Вводная часть заключает в себе приветствие и разыгрывание мини сценки на основе стихотворения С.В.Михалкова «А что у вас?» Это настраивает детей на рабочий лад по ознакомлению с профессиями на протяжении всего занятия.

Первая часть включает в себя беседу о профессии овощевода, уточнение и обобщение, даёт знания о том, где можно получить такую профессию.

Вторая часть практическая. Дети рассматривают и узнают, что каждый овощ имеет свои семена, они разной формы, цвета, размера. Томаты бывают разного сорта, увидели наглядно на ИКТ (Разные сорта томатов и лука). Дети узнали, что посадка овощей происходит по-разному, одни выращивают через рассаду, а другие сразу в грунт. Использована и проблемная ситуация «Где взять семена овощей?» (Показан разрезанный томат с семенами).

Заключительная часть. Включала в себя уточнение каким должен быть овощевод, дать детям настрой на продолжении работы и заполнения дневника наблюдений.

Методы и приёмы использованы в соответствии с познавательными, развивающими воспитывающими задачами. следующие методы наглядный, игровой, словесный, практический, инструкции при выполнении задавались вопросы, поощрение.

Все задания построены таким образом, чтобы детям были посильны для выполнения в соответствии с их возрастом.

В конце занятия провести рефлексию и дать настрой для продолжения выращивания растений, наблюдения за ростом и отмечать свои наблюдения в дневнике.

Этапы построения и перспективы

Продолжать наблюдение за ростом томатов и отмечать в дневнике наблюдений, пикировка на третьем листочке, в дальнейшем высадка в грунт. Наблюдение за ростом лука и лука -севка сравнить всхожесть лукового пера их размер, высоту и толщину пера. Делаем соответствующие выводы.

Список литературы

  1. Аксенова, З.Ф. Войти в природу с другом.Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников; Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей дошкольных классов. – М.: Линка-Пресс, 2004.
  3. https://mishka-knishka.ru/zagadki/ 2025
  4. Михалков С.В, А что у вас? Стихи про ребят и зверят. - Изд. Малыш, 2021.