Рекомендации родителям: "Фонематический слух и зачем его развивать?"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, фонематический слух


Фонематический слух – это способность человека различать звуки речи между собой, вычленять определенный звук из звукового потока, т.е. способность звуковому анализу и синтезу.

Правильное восприятие фонем звучащей речи называется фонематическим слухом.

Как правило, в норме к пяти годам фонематический слух уже полностью развит. Однако иногда природа дает сбой и тогда развитие фонематического слуха нарушается.

При этом физиологический слух ребенка полностью соответствует всем возрастным нормам. Вы разговариваете с ребенком, и он вас прекрасно слышит, ясно понимает смысл обращенной к нему речи, реагирует на ваши слова, выполняет просьб

Нарушение фонематического слуха часто можно определить по искажениям в речи ребенка. Такие дети страдают дефектом оглушения-озвончения, т.е. путают между собой Т и Д, Б и П, не видя разницы между ними. При более сильно выраженном дефекте возможны замены и менее похожих, а то и вовсе непохожих звуков. Например Ф и Х, Ш и Х, Т и Ц, С и Ш – вариантов великое множество.

Чтобы помочь ребенку, вы можете играть с ним дома в игры, развивающие фонематический слух.

Игры, развивающие фонематический слух у детей дошкольного возраста

Игра «Поймай звук [ ]»

Взрослый и ребёнок договариваются, какой звук «ловит» ребёнок, когда его произнесет взрослый. И если слышит нужный звук, хлопает в ладоши.

Игра “Лишний звук”

Взрослый четко произносит звуки и предлагает ребенку назвать звук, отличающееся от остальных:

[ а] [о] [а] [а]

[у] [у] [и] [у]

*Та же игра со словами: «Лишнее слово»

канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.

Игра “Поэт”

Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных (можно предложить выбрать из картинок)

Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

Что звенит?

Взрослый показывает ребенку 3-4 звучащих предмета, игрушки. Ребенок закрывает глаза, взрослый звенит игрушкой, ребенок должен угадать, какая игрушка звенела.

Скажи, что ты слышишь?

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.

Игра «Тихо — громко»

Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий — бежит.

«Поймай слово»

Детям показывается изображение, их задача хлопнуть в ладоши, когда они услышать правильное произношение. Например, «побака-собака-шобака».

«Закончи фразу»

При прочтении стихотворения в конце строки делается пауза, чтоб ребенок сам закончил предложение.

«Скажи как я»

Взрослый закрывает рот листком бумаги, чтоб дети не смогли считать звук по артикуляции. Задача для детей повторить услышанный звук.

«Что начинается с …»

Детям дается задание придумать как можно слов на заданный звук. Один из вариантов игры – перед детьми большое количество предметных картинок, им надо выбрать те, названия которых начинается на конкретную фонему.

«Зоркий глаз»

Детям необходимо найти предметы в группе на определенный звук.

«Что лишнее?»

Взрослый называет три слога, один из которых отличается от других. «па-фа-па». Задача детей найти лишний слог.

Дидактических игр на развитие фонематического слуха большое количество. Важно понимать, что именно планомерная систематическая работа в этом направлении служит профилактикой и иногда коррекцией нарушений в развитие речи у детей.