Использование метопредметного подхода на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


Современное развитие общества требует формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике мы сталкиваемся с неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения и определять интересы своей познавательной деятельности. Возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к самостоятельности и самообразованию, и неумением современных школьников организовывать свою познавательную деятельность. Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? И тогда на помощь приходит метапредметное обучение. Если провести экскурс в историю, то окажется, что метапредметное обучение было широко распространено в России с 1918 года. Оно отражалось в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов.

Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени - самой младшей - с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. Что включают в себя метапредметные результаты изучения истории и обществознания?

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
  • владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;
  • использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
  • владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение. Иными словами, формирование у учеников умения принимать самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.

Цель работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных результатов.

При построении урока необходимо обращать внимание на: мотивацию учащихся в начале урока На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Данный этап не следует превращать в постоянное традиционное повторение ранее изученного материала в вопросно-ответной форме.

На уроках истории и обществознания мы работаю например с понятием “государство”. Предлагая учащимся разные источники, показываем, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. (сравнений по признакам одного и того же, но описываемое в разных источниках).

Ребята осуществляют поиск информаций в разных источниках, учатся анализировать и сравнивать, а затем давать определение понятиям. Излюбленными не только мною, но и учащимися стали уроки-диспуты. Так, например, в 10 классе по обществознанию тема “Религия в современном мире” звучала так: “Нужна ли религия современному человеку?”. Вместо «Внешняя политика после ВОВ» - «Можно ли было избежать холодной войны?». Здесь школьники приобретают навыки, которые им нужны в жизни: учатся строить свое поведение с учетом позиции других людей, т.е. воспитывают культуру общения в споре, чувство ответственности за окружающих людей.

Дискуссия - спор по существу, в ходе которого учащиеся получают важные ценности. При подготовке учитель должен четко сформулировать задачу, желательно с пояснениями, раскрывающими суть проблемы, и вопросами о возможных путях ее решения. Целесообразно по этому поводу обратиться к мнениям ученых. При подготовке учащихся знакомят с соответствующей литературой, список которой надо дать заранее.

Работаю на всех этапах урока с памятками.

Памятка "Как работать с дополнительной литературой":

  1. Прочитайте ее страницы.
  2. Определите свою позицию по дискуссионному вопросу.
  3. Сопоставьте свою оценку с авторской.
  4. Подумайте, какую позицию и как будете отстаивать.

Во время выступления необходимо раскрывать тему и ее выбор, уточнить условия, указать на ключевые моменты, создать необходимое настроение. Важен сам момент спора, умение анализировать свои взгляды. Ведущий дискуссии (учитель) должен рассуждать с учениками. Внимание! Не надо добиваться однозначной оценки.

Памятка "Как вести дискуссию":

  1. Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
  2. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение.
  3. Говори просто и ясно, логично и последовательно 4. Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.
  4. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
  5. Не повторяйся и не повторяй слов других.
  6. Помни, что лучшие доказательства - точные факты.
  7. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

Памятка "О порядке действий мысленно":

  1. Выслушайте вопросы и определите мысленно проблему.
  2. Сформулируйте гипотезу.
  3. Дайте предложение, четко ее аргументируя.
  4. Выслушав доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите сильные и слабые стороны.
  5. Возразите их доказательства.
  6. Что дала вам дискуссия?

Чтобы замотивировать, нужно создать проблемную ситуацию. Очень эффективно это можно применять на различных этапах урока. Нравится учащимся такой приём работы с текстом, как продолжи рассказ по картинке. (в этом сейчас нам помогает рубрика «Картинная галерея» в учебниках «Обществознание»). При использовании данного приёма ученик моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события, у него формируется умение смыслообразования. Например, рассказ «В усадьбе московского дворянина 15 века» «В конце ноября Фёдор Соколов вернулся с государевой службы. Жена Настасья встречала его со слезами и жалобами на крестьян …»

Продолжите рассказ о дворянине Фёдоре Соколове. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Научите ученика контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу. (алгоритм раскрытия темы по войне: повод, причина, дата начала, основные участники, основные события, результат, значение, последствия).

Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу.

Научите исправлять ошибки.

Рефлексия в конце урока.

Я всегда цитирую слова Жанн Жак Руссо своим ученикам: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”. Использование данных технологий дают высокие результаты. Т.о. считаю, что метапредметность – это подход к образованию, при которой ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.