Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе. Сравниваем стихи о первом снеге. И.Бунин «Первый снег». К.Бальмонт «Снежинка». Я.Аким «Утром кот принёс на лапках»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, К.Бальмонт «Снежинка», И.Бунин «Первый снег», Я.Аким «Утром кот принёс на лапках»


Оборудование: интерактивная доска, компьютер для учителя, презентация.

Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать память, внимание и навык вырази тельного чтения, формировать навык сравнения и анализа; воспитывать любви к природе и русской словесности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение определять тему, проблематику и идею произведения;
  • умение соотносить начало и финал произведения, и его название с его идеей;
  • умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

Личностные:

  • усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • осуществлять анализ объектов;
  • находить ответы на вопросы в тексте;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Регулятивные УУД

  • усовершенствовать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

  • уметь слушать и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Проверка домашнего задания

Страница 136-137.

Речевая разминка

А чтобы подготовиться к чтению и говорению давайте-ка с вами поупражняемся.

- Докончите слова:

Надо, надо умывать____
По ут____ и вече____
Я сего____ сби___ с ног –
У меня про____ ще____.
Два часа его зва____
Два ча___ его жда___.

III. Сообщение темы урока

- Посмотрите, ребята, на картину на доске. Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году. Называется она «Первый снег».

- Какое впечатление она на вас произвела?

- Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?

- Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?

- Какие вопросы у вас возникли?

- Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге. Я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить свою точку зрения.

IV. Работа по теме урока

1. Чтение стихотворения И.А.Бунина учителем.

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- Какой день, какую погоду вы себе представили?

- Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?

- Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.

- Есть ли в стихотворении непонятные слова? Давайте найдем толкование в словаре в конце книги.

- Расставьте паузы в этом стихотворении.

- Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?

- Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов:

- Ярким пурпуром (Ударение на 1 слоге) пред закатом (не перед!)

Выразительное чтение 2-3 учениками.

Выразительное чтение учителем стихотворения К.Бальмонта.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какой день вы себе представили, слушая стихотворение: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий безветренный или ветреный, морозный? Опишите.

- Какие определения дает поэт снежинке? Найдите в тексте и прочитайте.

- Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?

- Как поэт называет небо? Почему?

- Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем.

- Расставьте знаки пауз - одна палочка - короткая пауза, две-длинная.

- Прочитайте выразительно.

Выразительное чтение 2-3 детьми.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Словарная работа.

- Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами.

Кру-жит-ся - кружится рас-сте-лить - расстелить при-кор-нул - прикорнул са-лаз-ки – салазки.

- Объясните значение двух последних слов.

- Прочитайте про себя стихотворение Я.Акима. Какое настроение передает автор стихотворения?

- Какой день вы представили себе, читая это стихотворение?

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- Давайте расставим знаки пауз. (Дети с помощью учителя расставляют паузы.)

- Прочитайте выразительно.

Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

- Сегодня мы прочитали 3 стихотворения о первом снеге.

- Какое же из них больше подходит для описания картины Пластова?

- Докажите свою точку зрения.

Домашнее задание. Выучить одно стихотворение наизусть.