
Оборудование: интерактивная доска, компьютер для учителя, презентация.
Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать память, внимание и навык вырази тельного чтения, формировать навык сравнения и анализа; воспитывать любви к природе и русской словесности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение определять тему, проблематику и идею произведения;
- умение соотносить начало и финал произведения, и его название с его идеей;
- умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
Личностные:
- усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в тексте;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Регулятивные УУД
- усовершенствовать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Проверка домашнего задания
Страница 136-137.
Речевая разминка
А чтобы подготовиться к чтению и говорению давайте-ка с вами поупражняемся.
- Докончите слова:
Надо, надо умывать____
По ут____ и вече____
Я сего____ сби___ с ног –
У меня про____ ще____.
Два часа его зва____
Два ча___ его жда___.
III. Сообщение темы урока
- Посмотрите, ребята, на картину на доске. Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году. Называется она «Первый снег».
- Какое впечатление она на вас произвела?
- Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?
- Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?
- Какие вопросы у вас возникли?
- Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге. Я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить свою точку зрения.
IV. Работа по теме урока
1. Чтение стихотворения И.А.Бунина учителем.
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
- Какой день, какую погоду вы себе представили?
- Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?
- Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.
- Есть ли в стихотворении непонятные слова? Давайте найдем толкование в словаре в конце книги.
- Расставьте паузы в этом стихотворении.
- Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?
- Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов:
- Ярким пурпуром (Ударение на 1 слоге) пред закатом (не перед!)
Выразительное чтение 2-3 учениками.
Выразительное чтение учителем стихотворения К.Бальмонта.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какой день вы себе представили, слушая стихотворение: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий безветренный или ветреный, морозный? Опишите.
- Какие определения дает поэт снежинке? Найдите в тексте и прочитайте.
- Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?
- Как поэт называет небо? Почему?
- Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем.
- Расставьте знаки пауз - одна палочка - короткая пауза, две-длинная.
- Прочитайте выразительно.
Выразительное чтение 2-3 детьми.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Словарная работа.
- Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами.
Кру-жит-ся - кружится рас-сте-лить - расстелить при-кор-нул - прикорнул са-лаз-ки – салазки.
- Объясните значение двух последних слов.
- Прочитайте про себя стихотворение Я.Акима. Какое настроение передает автор стихотворения?
- Какой день вы представили себе, читая это стихотворение?
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
- Давайте расставим знаки пауз. (Дети с помощью учителя расставляют паузы.)
- Прочитайте выразительно.
Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.
VII. Рефлексивно-оценочный этап
- Сегодня мы прочитали 3 стихотворения о первом снеге.
- Какое же из них больше подходит для описания картины Пластова?
- Докажите свою точку зрения.
Домашнее задание. Выучить одно стихотворение наизусть.