Урок в системе деятельностной педагогики

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся, идет необходимость изменения образования в начальной школе. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Умение учиться, значит уметь себя сформировать, адаптировать в разных ситуациях жизнедеятельности, уметь жить, учить учиться, жить и работать вместе.

Умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. /Г.А.Цукерман, Е.В.Чудинова. Диагностика умения учиться/ Более простом понимании, умение учиться есть умение учить себя самостоятельно. А это предполагает, способность человека найти способы решения задач в любой жизненной ситуации. Исходя из этого, он должен осознать, чего он не знает или не умеет, найти и самостоятельно освоить отсутствующий пробел.

Все эти требования предполагают кардинальные изменения позиции учителя. Учитель «из транслятора культурных способов действий превращается в организатора совместной деятельности учащихся и учителя по поиску и обнаружению способов действий, а также оснований этих способов». /В.А.Львовский, А.В.Морозова. Учитель развивающего обучения и повышение его квалификации./ Переход от традиционного содержания образования к деятельностному это веление времени. Не все учителя могут подстроиться в новое «деятельностное» содержание процесса обучения. Поэтому, В.А.Львовский предлагает задачный подход. Задачный подход рассматривается как промежуточная стадия, как необходимый этап при переходе к деятельностному подходу.

Что же представляет собой задачный подход? Суть задачного подхода в том, что кардинально меняется привычная для учителя последовательность. Он перестает быть носителем «готовых знаний» и начинает управлять деятельностью учащихся. Он должен уметь:

  • «ставить конкретные предметные и педагогические цели, адекватные деятельностному содержанию обучения;
  • проектировать урок, исходя из поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности в классе и прогнозируя варианты детских действий:
  • организовывать совместную деятельность учащихся и управлять этой деятельностью;
  • контролировать как процесс, так и результат с точки зрения измерителей.» /В.А.Львовский, А.В.Морозова. Учитель развивающего обучения и повышение его квалификации./

При проектировании урока в деятельностном формате следует учитывать следующие критерии при постановке задачи:

  1. Задача должна быть детской /решаемой, посильной/;
  2. Задача и средство не должны совпадать;
  3.  Задача должна быть предметной. Средство может быть предметным и метапредметным;
  4. Задача должна запускать действие детей;
  5. Направление от задачи к средству, а не наоборот.

Индикаторы деятельностного урока:

  1. Включенность детей в урок.
  2. Коммуникация.
  3. Оценка детей предшествует учительской.
  4. Пробные действия.
  5. Уместность групповой работы.
  6. Наличие диагностики предметных и/или метапредметных результатов.

Рассмотрим каждый индикатор в отдельности:

  1. Включенность детей в урок. Это напрямую зависит от того, какая задача была поставлена. При проектировании следует учитывать возрастные особенности обучающихся, их интересы, увлечения.
  2. Коммуникация. Если задача поставлена с учетом возрастных и психологических особенностей и посильна для решения детьми должны быть несколько вариантов решения. Это предполагает обмен позициями оппонентов, споры и пути компромисса.
  3. Оценка детей предшествует учительской. Учителю не следует задавать наводящих вопросов, дети сами найдут способ оценки. Не следует также соглашаться или не соглашаться.
  4. Пробные действия. Самый сложный этап. Обычно, учителя ориентируются на сильных учеников. Даже самый отличный «отличник» должен сомневаться в своей правоте, уметь отстаивать свое мнение. Не бояться, а радоваться, когда появляются совсем необычные действия…
  5. Уместность групповой работы. При проектировании групповой работы учителю следует воспользоваться следующим индикатором соответствия задачи групповой работе: Индикаторы
    • Задача не решается в одиночку, нужен совет, требует обсуждения;
    • Задача «открытая», не имеет единственного решения.
    • В результате чего возникает предмет
      • для обсуждения;
      • для спора;
      • для взаимооценки.
  6. Наличие диагностики предметных и/или метапредметных результатов. Каждый этап деятельности решает разные предметные и метапредметные результаты. Учитель по своему усмотрению может наблюдать какие метапредметные навыки усваиваются учащимися.
  7. Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую».

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения.

Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.

Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, то он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Какие средства могут быть использованы?

Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы:

  • Побуждающий диалог, требующий последовательного осуществления:
  • создание проблемной ситуации - побуждение к формулированию учебной программы - принятие от учеников формулировок.
  • Подводящий диалог. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее»);
  • Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся);

Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД:

познавательных:

  • выполнять классификацию;
  • обосновывать основание для классификации;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивных:

  • осуществлять самоконтроль;
  • овладевать умением прогнозировать.

Если более глубоко смотреть, то в деятельностном процессе рождается учебный диалог, где живое слово создает атмосферу живого мышления, живой мыслекоммуникации, живой жизнедеятельности по построению собственного саморазвития ребенка - учащегося, учащего себя умению учиться.

В самом общем смысле быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта - умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Освоив её, ребенок оказывается способным учить себя там и тогда, где и когда у него возникает в этом потребность.