В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся, идет необходимость изменения образования в начальной школе. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Умение учиться, значит уметь себя сформировать, адаптировать в разных ситуациях жизнедеятельности, уметь жить, учить учиться, жить и работать вместе.
Умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. /Г.А.Цукерман, Е.В.Чудинова. Диагностика умения учиться/ Более простом понимании, умение учиться есть умение учить себя самостоятельно. А это предполагает, способность человека найти способы решения задач в любой жизненной ситуации. Исходя из этого, он должен осознать, чего он не знает или не умеет, найти и самостоятельно освоить отсутствующий пробел.
Все эти требования предполагают кардинальные изменения позиции учителя. Учитель «из транслятора культурных способов действий превращается в организатора совместной деятельности учащихся и учителя по поиску и обнаружению способов действий, а также оснований этих способов». /В.А.Львовский, А.В.Морозова. Учитель развивающего обучения и повышение его квалификации./ Переход от традиционного содержания образования к деятельностному это веление времени. Не все учителя могут подстроиться в новое «деятельностное» содержание процесса обучения. Поэтому, В.А.Львовский предлагает задачный подход. Задачный подход рассматривается как промежуточная стадия, как необходимый этап при переходе к деятельностному подходу.
Что же представляет собой задачный подход? Суть задачного подхода в том, что кардинально меняется привычная для учителя последовательность. Он перестает быть носителем «готовых знаний» и начинает управлять деятельностью учащихся. Он должен уметь:
- «ставить конкретные предметные и педагогические цели, адекватные деятельностному содержанию обучения;
- проектировать урок, исходя из поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности в классе и прогнозируя варианты детских действий:
- организовывать совместную деятельность учащихся и управлять этой деятельностью;
- контролировать как процесс, так и результат с точки зрения измерителей.» /В.А.Львовский, А.В.Морозова. Учитель развивающего обучения и повышение его квалификации./
При проектировании урока в деятельностном формате следует учитывать следующие критерии при постановке задачи:
- Задача должна быть детской /решаемой, посильной/;
- Задача и средство не должны совпадать;
- Задача должна быть предметной. Средство может быть предметным и метапредметным;
- Задача должна запускать действие детей;
- Направление от задачи к средству, а не наоборот.
Индикаторы деятельностного урока:
- Включенность детей в урок.
- Коммуникация.
- Оценка детей предшествует учительской.
- Пробные действия.
- Уместность групповой работы.
- Наличие диагностики предметных и/или метапредметных результатов.
Рассмотрим каждый индикатор в отдельности:
- Включенность детей в урок. Это напрямую зависит от того, какая задача была поставлена. При проектировании следует учитывать возрастные особенности обучающихся, их интересы, увлечения.
- Коммуникация. Если задача поставлена с учетом возрастных и психологических особенностей и посильна для решения детьми должны быть несколько вариантов решения. Это предполагает обмен позициями оппонентов, споры и пути компромисса.
- Оценка детей предшествует учительской. Учителю не следует задавать наводящих вопросов, дети сами найдут способ оценки. Не следует также соглашаться или не соглашаться.
- Пробные действия. Самый сложный этап. Обычно, учителя ориентируются на сильных учеников. Даже самый отличный «отличник» должен сомневаться в своей правоте, уметь отстаивать свое мнение. Не бояться, а радоваться, когда появляются совсем необычные действия…
- Уместность групповой работы. При проектировании групповой работы учителю следует воспользоваться следующим индикатором соответствия задачи групповой работе:
Индикаторы
- Задача не решается в одиночку, нужен совет, требует обсуждения;
- Задача «открытая», не имеет единственного решения.
- В результате чего возникает предмет
- для обсуждения;
- для спора;
- для взаимооценки.
- Наличие диагностики предметных и/или метапредметных результатов. Каждый этап деятельности решает разные предметные и метапредметные результаты. Учитель по своему усмотрению может наблюдать какие метапредметные навыки усваиваются учащимися.
- Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую».
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения.
Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, то он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Какие средства могут быть использованы?
Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы:
- Побуждающий диалог, требующий последовательного осуществления:
- создание проблемной ситуации - побуждение к формулированию учебной программы - принятие от учеников формулировок.
- Подводящий диалог. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее»);
- Сообщение темы с мотивирующим приёмом (использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся);
Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования УУД:
познавательных:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивных:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать.
Если более глубоко смотреть, то в деятельностном процессе рождается учебный диалог, где живое слово создает атмосферу живого мышления, живой мыслекоммуникации, живой жизнедеятельности по построению собственного саморазвития ребенка - учащегося, учащего себя умению учиться.
В самом общем смысле быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта - умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Освоив её, ребенок оказывается способным учить себя там и тогда, где и когда у него возникает в этом потребность.